Назад

Главная страница

 

  
Антонио Паппано: «В идеальном варианте Музыка должна помогать постановке, и постановка – музыке»

Антонио Паппано пришел в театр Ла Монне в 1992 году по приглашению директора Бернара Фокруля; ему было 32 года. Все эти годы Паппано, несмотря на многочисленные предложения, оставался верен Брюсселю. Однако предложение стать артистическим директором Ковент Гардена было слишком заманчивым, чтобы от него отказаться. 

 

Незадолго до вашего прихода в Ла Монне театр был полностью перестроен, все было новым, начиная со сцены и кончая оркестром. Теперь в Лондоне вы снова окажетесь в аналогичной ситуации. Как вы себя чувствуете, беря в свои руки бразды правления заново отреставрированным Ковент Гарденом?

— Хотя меня очень радует приглашение в Ковент Гарден, я все еще привязан к Ла Монне. Работа в Лондоне начнется только через три года. Сейчас я начинаю что-то планировать, обсуждать свои идеи с коллегами, стараюсь представить тот огромный объем работы, который мне предстоит в Лондоне. Отреставрированный театр всегда содержит и положительные элементы, и отрицательные, он предлагает новые технические возможности, но он же вас ставит перед лицом новых технических проблем. Если повезет, и все пойдет хорошо, то я надеюсь, что за три года все неполадки будут устранены, и мы получим замечательный театр, с прекрасным оркестром и прекрасным хором, то есть театр, в котором все функционирует как нужно.

Вы уверены, что со временем Ковент Гарден станет для вас домом, как сейчас Ла Монне?

— Почему нет? В Ла Монне мы живем как одна семья, что нормально, потому что мы столько времени проводим вместе. В Ковент Гардене ситуация будет аналогичной. Но сейчас главное — понять, как функционирует новое здание, даже в смысле акустики.

Ваш опыт в Ла Монне вам поможет?

— Это будет третье место главного дирижера в моей жизни после Осло и Брюсселя. Я думаю, что я многому научился. Для выполнения того огромного количества работы, которое меня ожидает, увлеченность и самоотверженность важнее, чем вдохновение. В Ковент Гардене все гораздо объемнее. Там в течение сезона исполняется более двадцати опер, по сравнению с восемью в Ла Монне. Кроме того, как артистический директор я буду более осторожно принимать решения, за выполнение которых я сам же и буду отвечать. Я решил быть в Ковент Гардене 7 месяцев в году, это много по сравнению с обычными 5 месяцами, как, например, в Ла Монне.

От системы “стаджоне” (сезонной) вы переходите к репертуарной. Вас это не пугает? Потому что я знаю, что вы сторонник “сезонной” работы оперных театров.

— Это правда, я не очень люблю репертуарную систему. Но в Ковент Гардене эта система хорошо организована. Они могут исполнять две или три оперы одновременно. Мы бы хотели так работать в Ла Монне, но не можем из-за недостатка места. То есть там ситуация иная, чем, скажем, в Вене, где каждый вечер идут разные оперы. Приходишь дирижировать ту же самую оперу, а оркестр другой. В Ковент Гардене музыканты не меняются от вечера к вечеру, что очень важно.

Не может сложиться такая ситуация, что за эти годы неразберихи, реставрационных работ в театре лучшие музыканты, артисты хора ушли, и вы остались с теми, кому идти было некуда?

— Честно говоря, я не чувствовал, что с самого начала там были лучшие люди. Театр в течение нескольких лет страдал от административных проблем, финансовой безответственности, и это наложило отпечаток на состав труппы. По-моему, не так уж плохо почистить дом. Даже рискуя создать новые проблемы. Я уверен, что проблемы руководства, административного хаоса ушли в прошлое, а другие будут решены.

В планы Ковент Гардена не входит установка усилителей звука?

— Надеюсь, что нет. Но иногда они необходимы; это зависит от того, что вы делаете в оперном зале. Если это мюзикл, то без них не обойтись. Потому что текст оперы важен, и без усилителей его невозможно понять. Или у вас певец со специальным голосом. Чтобы его лучше услышать, нужно ставить усилители. Но в 99,9% оперных постановок они не используются. Сейчас мы репетируем новую оперу “Зимняя сказка”, в третьем акте которой играет рок-группа. Певец исполняет свою партию с микрофоном. Но в четвертом акте мы снова возвращаемся к естественному звучанию.

Вы планируете применять Интернет в Ковент Гардене?

— Может быть. Я не очень хорошо знаком с Интернетом, и я сам не специалист по компьютерам. Но, как вы знаете, сейчас студии, специализирующиеся на записи классической музыки, находятся в трудном положении, и они очень интересуются Интернетом. Им кажется, что Интернет поможет заинтересовать публику классической музыкой, и они смогут расширить свои обороты. У меня контракт с фирмой EMI, и каждый раз, когда мы встречаемся, я слышу разговоры об Интернете. Не исключено, что с помощью EMI мы что-нибудь придумаем.

Как будет строиться репертуар реставрированного Ковент Гардена? Он будет целиком обновленным или что-то сохранится из предыдущих постановок?

— Оперный театр имеет свою традицию, он построен на какой-то основе. В таком большом театре как Ковент Гарден невозможно повернуться спиной ко всему тому, что было сделано раньше, сказав, что все это никуда не годится. Я не имею права заявить, что я приношу новую традицию, которая лучше прежней. Конечно, некоторые прежние постановки останутся, хорошие старые спектакли будут возобновлены.

Но вам захочется вводить свои методы работы и осуществлять свои замыслы. Насколько это реально? Например, в Ла Монне вы несколько раз заказывали новые оперы. А в Ковент Гардене?

— Этой мерой свободы я буду располагать, в этом я не сомневаюсь. В Ковент Гардене уже в следующем сезоне будет представлена новая опера “Выбор Софи”. Она заказана современному композитору Х. Мо (H.Maw).

Я помню, Шолти сказал незадолго до смерти, что он больше не хочет дирижировать оперы Вагнера, потому что не находит солистов, которые бы соответствовали требованиям вагнеровских партитур. А вы как считаете?

— Я не совсем с этим согласен. Сейчас ситуация с вагнеровскими певцами не такая плохая. Гораздо труднее найти певцов, которые смогли бы хорошо исполнить оперы Верди.

— Проблемы в кантилене?

— В кантилене в частности, и в вокальной технике в общем. Проблема в том, что становится все труднее найти певцов, которые бы обладали прочной вокальной техникой. Многие певцы разрушают свои голоса очень рано.

Потому что они берутся слишком рано за слишком трудные вещи?

— Да, это основная проблема. Еще не зная достаточно хорошо, что надо делать, они берутся за все. Музыка Верди, эмоциональная, страстная, требует классической вокальной техники.

Но считается, что его произведения удобны для голоса.

— Да, они удобны, если певец знает, что он делает. Петь Верди — это целая наука. Нужно гораздо больше мыслить и разработать целый научный подход, если хочешь хорошо петь музыку Верди. Он гораздо более требователен, чем Пуччини.

Обычно театры опасаются, что не найдут хороших теноров. Какая ситуация в Ла Монне с тенорами?

— Зависит от того, что ты ищешь. Трудно найти хорошего Радамеса, но довольно легко найти очень хороших теноров для исполнения современной музыки, например, Бриттена.

— В постановках Ла Монне я замечала иногда преобладание режиссуры, иногда музыки. Что должно господствовать в спектакле: музыка, режиссура, сценография? И должно ли?

— Обычно я стараюсь уделить равное внимание всем сторонам спектакля. Но это постоянная борьба. В идеальном варианте музыка должна помогать постановке, и постановка — музыке. Достичь этого очень нелегко, потому что участвуют творческие личности, очень разные индивидуумы. Я не люблю оперные спектакли, которые выглядят как концерты. Это скучно. Но я и не сторонник того, чтобы постановка затмевала музыку.

Я помню некоторые постановки Ла Монне, где равновесие между режиссурой и музыкой было идеальным, например, в “Питере Граймсе” или в “Повороте винта”.

— Да, те спектакли были сенсационными.

Вы надеетесь, что в Ковент Гардене будет возможно достичь такого же идеального уровня сотрудничества?

— Я постараюсь. Мне хочется привлечь к постановкам в Ковент Гардене новое поколение имен. Сейчас труднее найти хорошего режиссера-постановщика, чем дирижера.

В Ла Монне, в основном, работают немецкие режиссеры, а в Лондоне — американские, итальянские.

— Я надеюсь привлечь немецких режиссеров в Ковент Гарден. Но ни в коем случае не хочу забывать о молодых английских режиссерах.

Вы упомянули, что в Ла Монне вам еще предстоит осуществить несколько очень важных проектов. Каких именно?

— В конце сезона мы ставим “Тоску”. Потом “Фальстафа”, которого повезем в Париж. После этого — “Отелло” и “Макбет”. Вместе с “Зимней сказкой” получается шекспировский год. А еще через год планируются “Аида”, “Кавалер розы” и “Осуждение Фауста”.

После вашего ухода вы будете продолжать заботиться о судьбе Ла Монне? Например, участвуете ли вы в поисках будущего дирижера?

— Конечно*.

Вы собираетесь возвращаться в Ла Монне как приглашенный дирижер?

— В Ла Монне я буду выступать только в первый сезон.

В Лондоне вы будете выступать и с концертами?

— Да. Но с концертами я буду выступать и в других странах, а с операми — только в Лондоне. Сейчас я много работаю в Америке, в других европейских странах. Это слишком много.

Беседовала Лариса Докторова

(1) Новая опера бельгийского композитора Филиппа Босменса, написанная по пьесе Шекспира и заказанная театром Ла Монне, премьера которой состоялась в конце декабря. (назад)

(2) На пресс-конференции 22 марта директор  Брюссельского оперного театра Ла Монне Бернар Фокруль представил журналистам будущего нового главного дирижера и музыкального руководителя театра.

Казуши Оно родился в Токио 40 лет назад, учился в Токийском университете и продолжал музыкальное образование в Европе, в  частности,  в Баварской Штаатсопер под руководством Вольфганга Заваллиша. В последние 10 лет он живет и работает в Европе, с 1990 по 1996 год руководя Загребским симфоническим  оркестром, и с 1997 года — оркестром оперного театра в Карлсруэ. Одновременно Казуши Оно  является  главным консультантом Токийского симфонического оркестра, где в течение 6 лет он был главным  дирижером. (назад)

© 2000, газета "Мариинский театр"

 



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.