Назад

Главная страница

 

  
"Экс-Катедра" поет Бриттена

В конце марта в Центре сценических искусств Ришон ле-Циона прошел международный фестиваль "Классическая весна", уже во второй раз. Те, кто говорил, что открытие нового культурного центра в городе-спутнике Тель-Авива повлечет за собой изменения на "культурной карте" страны, были правы. Изящный, выстроенный в современном стиле зал, чья акустика считается одной из лучших в Израиле, привлекает к себе как первоклассных исполнителей (довольно сказать, что открывала его великая Ида Гендель), так и публику, причем не только местную. Расстояния в Израиле невелики, а качество зала и его программ таковы, что они стоят поездки.

Открыл "Классическую весну" опера Чайковского "Евгений Онегин", завершил "Военный реквием" Бенджамина Бриттена.

"Онегин" прозвучал в исполнении московской "Новой оперы" под управлением Евгения Колобова, «Военный реквием» – в исполнении хора «Экс-Катедра» из Бирминегма.

"Военный реквием" принадлежит к числу важнейших музыкальных произведений двадцатого века. Это монументальный опус, в исполнении которого участвуют три солиста, камерный оркестр, полный хор и полный симфонический оркестр, хор мальчиков и орган.

"Военный реквием" был заказан Бриттену к освящению собора в Ковентри, который был построен рядом с руинами древнего собора, разрушенного во время Второй мировой войны. Впервые он исполнен 30 мая 1962 года.

"Реквием" не должен был стать про-английским музыкальным сочинением или прославлением доблести английского солдата; он был публичным заявлением антивоенных убеждений Бриттена. То не было осуждение низости человеческой натуры - но осуждение жестокости войны. Самый факт, что Бриттен написал свой "Реквием" для трех вполне конкретных солистов - немецкого баритона (Дитрих Фишер-Дискау), русской певицы сопрано (Галина Вишневская, которая, к сожалению, из-за сопротивления советских властей не смогла принять участие в премьере, и ее заменила Хитер Харпер) и английского тенора (Питер Пирс) - указывает, что Бриттена волновали не только потери, понесенные его страной, и что примирение между враждующими народами представлялось ему делом чрезвычайно важным. "Военный реквием" был также обращен к будущим поколениям и предупреждал их от бессмысленного кровопролития.

Бриттен посвятил "Военный реквием" памяти четырех своих друзей, погибших в дни Первой мировой войны. В качестве текста он использовал традиционную латинскую мессу по усопшим вместе с девятью стихотворениями Уилфреда Оуэна, молодого английского поэта, погибшего всего за неделю до объявления перемирия.

"Военный реквием" - музыкальное произведение удивительной силы, и если оно хорошо исполнено, то для его восприятия не требуется никакой специальной подготовки - нужно только слушать.

Девиз фестиваля в Ришон ле-Ционе, по словам его художественного руководителя Эли Эдута, - подлинность. И потому для исполнения столь важного произведения британского композитора приглашен один из лучших хоров Англии - "Экс-Катедра" из Бирмингема; из того же города приезжает еще один хор, Концертный хор Бирмингема. Солисты, как и в первоначальном замысле Бриттена, приезжают из трех стран: Екатерина Морозова (сопрано, Россия), Филипп Салмон (тенор, Англия), и Рудольф Розен (баритон, Германия). В исполнении также примут участие СО Ришон ле-Циона и детский хор "Анкор". Место за дирижиреским пультом займет Джеффри Скидмор, в 1969 году создавший хор "Экс-Катедра", и с тех пор им руководящий.

В телефонном интервью из Бирмингема Скидмор, который давно мечтал продирижировать "Военным реквиемом", говорит о музыке, о своем хоре и о себе.

- С самого начала Вашей музыкальной карьеры вы работаете с вокалистами. Почему Вы избрали именно эту специализацию?

- В юности я сам был певцом - голос такой удивительный, такой экспрессивный инструмент, что даже если вы не производите особенно красивый звук, самый процесс пения может доставлять немалое наслаждение. Кроме того, я очень люблю работать с детьми, а не только с профессиональными певцами.

- "Экс-Катедра" принадлежит к числу лучших английских хоров. Что делает его особенным?

- В составе хора - профессионалы, студенты консерватории и любители, и я думаю, что это сочетание опыта и энтузиазма придает хору особое, только ему присущее звучание. За долгие годы работы у нас скопился огромный репертуар, и мы постоянно его расширяем, ищем способы его обновить - заметьте, неизвестная старинная музыка тоже в некотором смысле новая. Только что мы создали очередную программу - барокко Латинской Америки, и мы, наверное, первый хор в Англии, который представляет подобную музыку. Мы подготовили множество программ французского барокко, поем музыку двадцатого столетия, заказываем сочинения как молодым, так и опытным композиторам. Я думаю, этот репертуар постоянно держит нас в тонусе.

- В чем Вы видите свой личный вклад в успех хора?

- Я люблю работать с людьми, особенно с теми, кого давно знаю. Мне как-то хочется верить, что мне присуще творческое воображение, и я способен передать его другим... Я не мешаю людям наслаждаться тем, что они делают, предоставляю им свободу действий и, поверьте, такое происходит далеко не всюду.

- Что за публика посещает Ваши концерты? Во всем мире музыканты жалуются на то, что молодежь обходит концертные залы стороной.

- За 30 лет у нас сложилась своя преданная аудитория - держатели абонементов. Хор проводит разнообразные образовательные программы, которые охватывают весь регион, именуемый Вест-Мидландс, в городе действует молодежный хор "Академия вокальной музыки", который является частью "Экс-Катедра"; мы часто выступаем вместе с другими ансамблями, скажем, с детским хором, что привлекает новую публику, молодую и старую. Наконец, я преподаю в Консерватории Бирмингема, и студенты приходят в хор.

"Экс-Катедра" дает до 30 концертов в год, как в Бирмингеме, так и в других городах Англии, в рамках абонементных циклов и на фестивалях - в Йорке и других городах, в концертных залах, церквях и соборах. В Лондоне, например, мы выступили в "Роял Альберт Холл". Мы бываем за границей, пели во Франции, Германии, Финляндии. Недавно мы выпустили два новых диска, это способствует популярности хора, и приглашений выступить становится больше.

- Что такое "Военный реквием" Бриттена лично для Вас?

- Долгие годы я мечтал продирижировать этим восхитительным произведением. Хор "Экс-Катедра" исполняет огромное количество музыки Бриттена, мы ей преданы. Что касается "Реквиема", то он поражает меня своим величием, мощью своей концепции, каждый его аспект вызывает у меня эмоциональную реакцию. Это произведение обращается к очень широкой публике, это прекрасно написанная музыка, которая с легкостью находит путь к сердцу слушателя - и исполнителя - и вызывает непосредственный отклик.

- Но "Военный реквием" - это не просто превосходная музыка в чистом виде, и, как известно, многие считают его одним из самых сильных антивоенных произведений нашего времени. А Вы?

- У меня нет военного опыта, и проблемы той эпохи я могу воспринимать лишь теоретически, я не могу по-настоящему прочувствовать, что это такое - пацифизм. Я даже не знаю, хватило ли бы у меня мужества во время войны быть пацифистом, каким был Бриттен - он стоял на том, во что верил. Он написал "Реквием" к открытию собора в Ковентри, и то, что он критиковал истеблишмент и церковь за поддержку войны и поощрение убийства, также было проявлением мужества. Но, повторяю, я не знаю, что такое война, я только ощущаю, что музыка содержит в себе очень мощное высказывание, и думаю, что каждый возьмет из нее то, что захочет.

- Но у Вас хватает смелости приехать в Израиль в эти дни, и, наверное, сегодня, когда тут когда тут происходит в некотором роде война, важно исполнить в Израиле эту музыку.

- Конечно. Один критик заметил, что каждое исполнение музыкального произведения должно становиться важным событием, и, я думаю, так произойдет и в этот раз. Я не переоцениваю роль музыки, мы лишь можем исполнять ее и надеяться, что она повлияет на жизни людей. Люди, услышав эту музыку, выберут сами между миром и войной, решат, убивать или нет.

  Максим Рейдер

 



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.