|
"Экс-Катедра" поет Бриттена
В конце марта в Центре
сценических искусств Ришон ле-Циона прошел международный фестиваль
"Классическая весна", уже во второй раз. Те, кто говорил, что открытие
нового культурного центра в городе-спутнике Тель-Авива повлечет за собой
изменения на "культурной карте" страны, были правы. Изящный, выстроенный в
современном стиле зал, чья акустика считается одной из лучших в Израиле,
привлекает к себе как первоклассных исполнителей (довольно сказать, что
открывала его великая Ида Гендель), так и публику, причем не только
местную. Расстояния в Израиле невелики, а качество зала и его программ
таковы, что они стоят поездки.
Открыл "Классическую весну"
опера Чайковского "Евгений Онегин", завершил "Военный реквием" Бенджамина
Бриттена.
"Онегин" прозвучал в
исполнении московской "Новой оперы" под управлением Евгения Колобова,
«Военный реквием» – в исполнении хора «Экс-Катедра» из Бирминегма.
"Военный реквием"
принадлежит к числу важнейших музыкальных произведений двадцатого века. Это
монументальный опус, в исполнении которого участвуют три солиста, камерный
оркестр, полный хор и полный симфонический оркестр, хор мальчиков и орган.
"Военный реквием" был
заказан Бриттену к освящению собора в Ковентри, который был построен рядом с
руинами древнего собора, разрушенного во время Второй мировой войны. Впервые
он исполнен 30 мая 1962 года.
"Реквием" не должен был
стать про-английским музыкальным сочинением или прославлением доблести
английского солдата; он был публичным заявлением антивоенных убеждений
Бриттена. То не было осуждение низости человеческой натуры - но осуждение
жестокости войны. Самый факт, что Бриттен написал свой "Реквием" для трех
вполне конкретных солистов - немецкого баритона (Дитрих Фишер-Дискау),
русской певицы сопрано (Галина Вишневская, которая, к сожалению, из-за
сопротивления советских властей не смогла принять участие в премьере, и ее
заменила Хитер Харпер) и английского тенора (Питер Пирс) - указывает, что
Бриттена волновали не только потери, понесенные его страной, и что
примирение между враждующими народами представлялось ему делом чрезвычайно
важным. "Военный реквием" был также обращен к будущим поколениям и
предупреждал их от бессмысленного кровопролития.
Бриттен посвятил "Военный
реквием" памяти четырех своих друзей, погибших в дни Первой мировой войны. В
качестве текста он использовал традиционную латинскую мессу по усопшим
вместе с девятью стихотворениями Уилфреда Оуэна, молодого английского поэта,
погибшего всего за неделю до объявления перемирия.
"Военный реквием" -
музыкальное произведение удивительной силы, и если оно хорошо исполнено, то
для его восприятия не требуется никакой специальной подготовки - нужно
только слушать.
Девиз фестиваля в Ришон
ле-Ционе, по словам его художественного руководителя Эли Эдута, -
подлинность. И потому для исполнения столь важного произведения британского
композитора приглашен один из лучших хоров Англии - "Экс-Катедра" из
Бирмингема; из того же города приезжает еще один хор, Концертный хор
Бирмингема. Солисты, как и в первоначальном замысле Бриттена, приезжают из
трех стран: Екатерина Морозова (сопрано, Россия), Филипп Салмон (тенор,
Англия), и Рудольф Розен (баритон, Германия). В исполнении также примут
участие СО Ришон ле-Циона и детский хор "Анкор". Место за дирижиреским
пультом займет Джеффри Скидмор, в 1969 году создавший хор "Экс-Катедра", и с
тех пор им руководящий.
В телефонном интервью из
Бирмингема Скидмор, который давно мечтал продирижировать "Военным
реквиемом", говорит о музыке, о своем хоре и о себе.
- С самого начала Вашей
музыкальной карьеры вы работаете с вокалистами. Почему Вы избрали именно эту
специализацию?
- В юности я сам был певцом
- голос такой удивительный, такой экспрессивный инструмент, что даже если вы
не производите особенно красивый звук, самый процесс пения может доставлять
немалое наслаждение. Кроме того, я очень люблю работать с детьми, а не
только с профессиональными певцами.
- "Экс-Катедра"
принадлежит к числу лучших английских хоров. Что делает его особенным?
- В составе хора -
профессионалы, студенты консерватории и любители, и я думаю, что это
сочетание опыта и энтузиазма придает хору особое, только ему присущее
звучание. За долгие годы работы у нас скопился огромный репертуар, и мы
постоянно его расширяем, ищем способы его обновить - заметьте, неизвестная
старинная музыка тоже в некотором смысле новая. Только что мы создали
очередную программу - барокко Латинской Америки, и мы, наверное, первый хор
в Англии, который представляет подобную музыку. Мы подготовили множество
программ французского барокко, поем музыку двадцатого столетия, заказываем
сочинения как молодым, так и опытным композиторам. Я думаю, этот репертуар
постоянно держит нас в тонусе.
- В чем Вы видите свой
личный вклад в успех хора?
- Я люблю работать с людьми,
особенно с теми, кого давно знаю. Мне как-то хочется верить, что мне присуще
творческое воображение, и я способен передать его другим... Я не мешаю людям
наслаждаться тем, что они делают, предоставляю им свободу действий и,
поверьте, такое происходит далеко не всюду.
- Что за публика посещает
Ваши концерты? Во всем мире музыканты жалуются на то, что молодежь обходит
концертные залы стороной.
- За 30 лет у нас сложилась
своя преданная аудитория - держатели абонементов. Хор проводит разнообразные
образовательные программы, которые охватывают весь регион, именуемый
Вест-Мидландс, в городе действует молодежный хор "Академия вокальной
музыки", который является частью "Экс-Катедра"; мы часто выступаем вместе с
другими ансамблями, скажем, с детским хором, что привлекает новую публику,
молодую и старую. Наконец, я преподаю в Консерватории Бирмингема, и студенты
приходят в хор.
"Экс-Катедра" дает до 30
концертов в год, как в Бирмингеме, так и в других городах Англии, в рамках
абонементных циклов и на фестивалях - в Йорке и других городах, в концертных
залах, церквях и соборах. В Лондоне, например, мы выступили в "Роял Альберт
Холл". Мы бываем за границей, пели во Франции, Германии, Финляндии. Недавно
мы выпустили два новых диска, это способствует популярности хора, и
приглашений выступить становится больше.
- Что такое "Военный
реквием" Бриттена лично для Вас?
- Долгие годы я мечтал
продирижировать этим восхитительным произведением. Хор "Экс-Катедра"
исполняет огромное количество музыки Бриттена, мы ей преданы. Что касается
"Реквиема", то он поражает меня своим величием, мощью своей концепции,
каждый его аспект вызывает у меня эмоциональную реакцию. Это произведение
обращается к очень широкой публике, это прекрасно написанная музыка, которая
с легкостью находит путь к сердцу слушателя - и исполнителя - и вызывает
непосредственный отклик.
- Но "Военный реквием" -
это не просто превосходная музыка в чистом виде, и, как известно, многие
считают его одним из самых сильных антивоенных произведений нашего времени.
А Вы?
- У меня нет военного опыта,
и проблемы той эпохи я могу воспринимать лишь теоретически, я не могу
по-настоящему прочувствовать, что это такое - пацифизм. Я даже не знаю,
хватило ли бы у меня мужества во время войны быть пацифистом, каким был
Бриттен - он стоял на том, во что верил. Он написал "Реквием" к открытию
собора в Ковентри, и то, что он критиковал истеблишмент и церковь за
поддержку войны и поощрение убийства, также было проявлением мужества. Но,
повторяю, я не знаю, что такое война, я только ощущаю, что музыка содержит в
себе очень мощное высказывание, и думаю, что каждый возьмет из нее то, что
захочет.
- Но у Вас хватает
смелости приехать в Израиль в эти дни, и, наверное, сегодня, когда тут когда
тут происходит в некотором роде война, важно исполнить в Израиле эту музыку.
- Конечно. Один критик
заметил, что каждое исполнение музыкального произведения должно становиться
важным событием, и, я думаю, так произойдет и в этот раз. Я не переоцениваю
роль музыки, мы лишь можем исполнять ее и надеяться, что она повлияет на
жизни людей. Люди, услышав эту музыку, выберут сами между миром и войной,
решат, убивать или нет.
Максим Рейдер |