Назад

Главная страница

  

Выпуск № 3 (22)


Памятник Вацлаву Нижинскому, выдающемуся российскому танцовщику и балетмейстеру, открылся 29 сентября в Париже. Год назад, в 1998 году мир отметил 100 лет со дня рождения этого гения танца, легенды балета ХХ века. 
   Российский скульптор Олег Абазиев изобразил его сидящим в образе Петрушки из одноименного балета Игоря Стравинского. Эта роль была одной из самых ярких в творчестве Нижинского, в ней он блистал на парижской сцене во время "Русских сезонов" Дягилева в 1909 году. В Париже взошла его звезда балетмейстера-постановщика. Здесь он поставил "Послеполуденный отдых фавна" и "Игры" Дебюсси, "Весну священную" Игоря Стравинского. Эти работы легли в основу современной балетной эстетики. 
   Судьба Нижинского была трагичной. Тяжелая психическая болезнь вынудила его рано оставить сцену. Скончался он в 1950 году и похоронен в Париже на кладбище Монмартра. Здесь на его могиле и застыл навечно бессмертный Петрушка.


Парижская Гранд-Опера объявила о продаже 10 тысяч сценических костюмов из своей гардеробной. Костюмы были созданы в 1927-1993 годах, в них выступали лучшие артисты Европы и мира.
   Для распродажи на площади Бастилии около нового здания Оперы будет разбит огромный торговый шатер. Несмотря на огромную историческую ценность, костюмы будут продаваться по цене от 3,5 до 170 долларов.
   Всего в закромах главного оперного театра Франции хранится более 70 тысяч сценических костюмов. Часть из них была отобрана для будущего Национального музея сценических костюмов, который откроется в 2001 году. «Мы сохранили в театре лишь те костюмы, которые сможем еще использовать в будущем»,- сказала представитель руководства театра Мартин Каан.


Молодые "звезды" балета Большого театра совершили турне по Америке. Оно охватило 18 городов из 17 штатов. Программа называлась "Классическое собрание Большого - из России с любовью" и включала сюиту из самых популярных номеров новой постановки "Дон Кихота" в Большом театре и Дивертисмент из разных спектаклей. Здесь особенно блистали мужчины - Юрий Клевпов, Геннадий Янин и "восходящая звезда" Дмитрий Гуданов. 
   Одновременно с 1 октября Большой балет начал выступления в Японии, где представляет для японских зрителей только новые постановки театра - "Дон Кихот" в редакции Алексея Фадеечева и "Жизель" в редакции Владимира Васильева, а также грандиозную концертную программу. В нее вошли фрагменты любимых японцами спектаклей. Гала-концерт получил название "Слава Большого". Турне продлится до конца октября, а затем Большой балет выступит в Корее и Гонконге. Непревзойденным успехом здесь пользуется Нина Ананиашвили. Высоко оцениваются и Галина Степаненко, Анна Антоничева и Андрей Уваров. 


В Москве, на сцене Большого театра, проходит фестиваль современной хореографии. Выступила труппа "Миланского балета" под руководством хореографа Дениса Джанио, показав балет "Танго... Роза для Хорхе Донна". Балет "Жизель" в хореографии Матса Эка показала труппа из Швеции "Куллберг-балет Рикетеатр". "По-разному относятся к Мэтсу Эку. Часто встречается неприятие профессионалов, - говорит художественный руководитель-директор Большого театра Владимир Васильев. - Но мне лично очень нравится его творчество, я всегда хотел, чтобы московская публика увидела его хореографию и его пластику. "Жизель" Матса Эка родилась 17 лет назад и произвела сенсацию в мире. Романтический балет здесь превратился в страшную сказку" . 


В 2000 году в России пройдет Всемирный хоровой конгресс. Это большая акция, рассчитанная на длительный срок и охватывающая сотни коллективов со всего мира. Для подготовки конгресса в Москве недавно побывала делегация Всемирной федерации хоров. Здесь были руководители хоровых союзов из Франции, Италии, Испании, Германии, Голландии, стран Восточной Европы. Члены делегации осматривали лучшие московские залы - Колонный зал, Большой зал Консерватории, Зал имени Чайковского. Закрытие конгресса планируется провести в Кремлевском дворце. По договоренности с Московской Патриархией Делегация осмотрела также Храм Христа Спасителя. Московские православные храмы и католический храм Святого Людовика готовы принять участников конгресса. Из Москвы делегация выезжала в Сергиев Посад (70 километров к северу от Москвы), где также пройдут выступления духовных хоров. А вслед за Сергиевым Посадом гости посетили Дубну. Этот подмосковный наукоград славится своими хорами, имеющими европейскую известность. Акция рассчитана не только на столицу, но и на другие города России. Это позволит оживить провинциальную культурную жизнь и международные контакты. 


В течение нескольких последних лет в лучших концертных залах Москвы проходит большой музыкальный цикл под названием "Русские исторические концерты". В нынешнем сезоне афиши приглашают в Колонный зал. Первый концерт состоится 24 октября. В нем примет участие камерный оркестр "Музыка Вива", ансамбль духовной музыки "Кант" и Государственный ансамбль грузинской песни "Диоскурия". Ценителям хорового искусства представится редкая возможность послушать духовные песнопения Грузии в исполнении яркого национального коллектива. Вообще концепция "Русских исторических концертов" шире их названия. В программах звучали и будут звучать выдающиеся произведения не только русской, но и всей мировой культуры. Например, один из концертов в Колонном зале будет посвящен цыганскому романсу 19-20 веков. Отдельную страницу цикла составят песнопения греческой православной церкви. Совсем другой жанр - литургическая драма выдающегося английского композитора Бенджамина Бриттена. Весь этот цикл носит принципиально некоммерческий характер и осуществляется исключительно на средства меценатов. 


Октябрь в Москве стал "месяцем современной хореографии". На сценах трех московских театров выступали участники Первого Европейского фестиваля современного танца. А это труппы из Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Великобритании, России. Фестиваль завершился 18 октября. Ему сопутствовали мастер-классы руководителей известных европейских трупп, а также Международный симпозиум на тему "Линии и традиции танца ХХ века". А в то же самое время на сцене Большого театра, пока Большой гастролирует в США и Японии, выступали зарубежные гости. Это еще две труппы, представляющие современную хореографию. Шведская труппа "Куллберг-балет. Рикстеатр" буквально поразила воображение москвичей своей оригинальной версией "Жизели". Вслед за шведской труппой на сцене Большого театра выступил "Миланский балет". Это одна из самых молодых, но уже набирающих известность в мире балетных трупп


В Москве прошли гастроли немецкого пианиста Михаэля Дорнера. Об этом событии мы попросили рассказать их организатора - дипломанта Международного конкурса, пианистку Ольгу Бер:
   «Идею этого проекта мне подала менеджер пианиста с немецкой стороны - Наталья Дуничева. Официальное приглашение было получено от Мемориального музея А. Н. Скрябина, где пианист выступил в рамках фестиваля «Скрябин и европейская культура». Вторым крупным мероприятием гастролей стал мастер-класс, проведённый в Государственной Академии им. Маймонида. Оба события отразили основные направления и интересы дарования пианиста - концертную и педагогическую деятельность.
   Несмотря на свой довольно молодой возраст (36 лет) Михаэль Дорнер уже занял достойнейшее место в ряду крупных музыкантов Германии. Пройдя великолепную школу у профессора Анджея Яссинского в Штутгарте, посещая параллельно с этим мастер-классы Альфонса Контарского, Карла Хайнца Кемерлинга, Ральфа Готони, Элизабет Шварцкопф, Квартета им.Бородина, пианист очень активно расширял свой репертуар, играя как соло, так и в ансамблях, что принесло ему звание лауреата Международного конкурса во Вьерзоне (Франция). Особый интерес, который Дорнер проявляет к современной музыке, отразился в многочисленных записях на компакт-дисках произведений наших современников, в участии пианиста в фестивале современной музыки в Санкт-Петербурге в 1992 году. На концерте в музее Скрябина 2-го октября были исполнены (впервые в России) 13 багателей Ульриха Лаэндеккера (сочинение 1989 года).
   Место проведения концерта в Москве было не случайно. Пианистом записаны произведения Скрябина, его интерес к русской музыке отразился в выборе программы вечера, которая включала исполнение 2-х этюдов-картин Рахманинова. Помимо перечисленных авторов, в концерте прозвучали «Вариации и фуга на тему Генделя» Брамса, «Благородные и сентиментальные вальсы» Равеля, Баркарола, Ноктюрн и Мазурка Шопена. Такая огромная и разнообразная программа лишний раз доказывает масштабы дарования Михаэля Дорнера. А сыгранный на «бис» этюд Шопена фа-мажор (ор.10 №2) показал высочайший уровень пианизма и мастерство владения инструментом.
   Через день, 4-ого октября не менее ярко проявился педагогический талант музыканта. Участники мастер-класса словно побывали в стенах консерватории им. Брамса в Гамбурге, доцентом которой является Михаэль Дорнер. Около 4-х часов! пианист занимался со студентами и отвечал на вопросы. Все замечания и рекомендации, которые он давал были предельно конкретны, а звучание рояля в моменты показов было более говорящее, чем любые слова.
   Мы благодарны Михаэлю Дорнеру за то, что он согласился приехать в Москву и надеемся на дальнейшее сотрудничество».


С 22 по 28 февраля 2000 в Уфе пройдет IV открытый конкурс музыкантов-исполнителей по специальностям «фортепиано» и «скрипка» им Н.Сабитова. Учредители: Министерство культуры Республики Башкортостан, Союз композиторов РБ, Башкортостанский филиал Российского фонда культуры. Конкурс пройдет при благотворительной поддержке Института «Открытое общество».
Конкурсантов по обеим специальностям будет слушать одно и то же жюри, в которое, по предварительной информации, войдут композитор Александр Чайковский, пианист Андрей Диев, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов и др.


Выпуск подготовил Борис Лифановский. Использована информация газеты «Культура», АН «ИМА-Пресс», радиостанции «Голос России», газеты «Мариинский театр».




Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.