Назад

Главная страница

  

Выпуск № 2


Театральный визит в Стокгольм совершила... российская императрица Екатерина Великая. Московский театр "Глобус" показал представителям культурных кругов шведской столицы комическую оперу "Горе-богатырь Косометович", созданную по либретто российской императрицы. Международная премьера прошла в здании Посольства РФ в Швеции. "Мы поставили спектакль к 270-летию со дня рождения Екатерины II, которая была не только выдающимся государственным деятелем своего времени, но и покровительницей искусств, - сказал директор и художественный руководитель театра "Глобус" Георгий Просаловский. - Нередко она и сама бралась за перо, чтобы в своих комедиях и комических операх остроумно и колко высмеивать пороки придворной знати. Сатира российской царицы распространялась и на ее иностранных "сестер" и "кузенов", в числе которых был и шведский король Густав III". Созданию оперы-памфлета предшествовал военный конфликт между Россией и Швецией, возникший в 1787 году по инициативе шведского монарха. Эти события и подтолкнули Екатерину в острогротесковой форме представить "горе-богатырей", стремившихся любой ценой завоевать авторитет на политической сцене Европы. Музыку оперы сочинил придворный композитор Мартин-и-Солер. Либретто написано в жанре лубка, что позволило коронованному драматургу с веселой иронией не на поле брани, но на театральной сцене "расправиться" со своим шведским оппонентом. Интересно, что самая первая премьера комической оперы состоялась в 1789 году в Эрмитажном театре и с тех пор нигде больше не ставилась. Нынешняя же премьера, ставшая итогом творческого содружества московского театра "Глобус" и Александринского театра Санкт-Петербурга, рассматривается как вклад российского театрального искусства в программу мероприятий, проводимых в связи с тем, что Стокгольм назван в этом году "Культурной столицей Европы". Постановщиком оперы выступила режиссер Светлана Миляева, балетмейстером - Николай Реутов. Роль Екатерины Великой сыграла заслуженная артистка России Инесса Просаловская. Предполагается, что опера будет показана на театральных подмостках ряда европейских городов


Выдающийся российский дирижер Марис Янсонс открыл новый сезон в филармонии норвежской столицы. Стоя, бурными овациями, возгласами "браво" публика восторженно приветствовала выступление симфонического оркестра филармонии под его управлением. Программа для открытия сезона была новая. Впервые с этим оркестром Янсонс исполнил Концерт для струнных норвежского композитора Кнута Нюстедта, увертюру к опере "Тангейзер" Рихарда Вагнера и Четвертую симфонию Густава Малера. После выступлений в Осло Марис Янсонс отправляется на Зальцбургский музыкальный фестиваль, где выступит с Венским симфоническим оркестром. Затем откроет сезон в Питтсбурге (США). Но не забывает он и о российских любителях музыки: Марис Янсонс является вторым дирижером прославленного Академического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Марис унаследовал эту должность от своего отца, выдающегося дирижер Арвида Янсонса, которого горячо любили во многих странах, но особенно на севере европейского континента. "Марис Янсонс - великий мастер, - сказал патриарх музыкального мира Норвегии композитор Кнут Нюстедт. - Мне очень приятно, что русский мастер так проникновенно и чутко воспринимает мою музыку. С другими моими произведениями он уже знакомил публику во Франции, Испании. Думаю, что и сегодня Норвежской публике было интересно это новое прочтение моего концерта", - отметил Кнут Нюстедт. В свои 83 года маэстро бодр, выглядит свежо, чувствуется, что он много и плодотворно работает. Они стояли на сцене вдвоем: Кнут Нюстедт и Марис Янсонс. Зал гремел овациями, публика встала, чтобы подчеркнуть свое уважение к этим двум выдающимся музыкантам, вносящим свой вклад в дело дружбы между Россией и Норвегией.


Успешные выступления рок-музыкантов на стадионах мира натолкнули устроителей фестиваля искусств "Римское лето" на дерзкую мысль: использовать трибуны и футбольное поле "храма спорта" для пропаганды классической оперы. К тому же жители Рима давно завидуют веронцам, приспособившим чашу древнего цирка под огромный зрительный зал под открытым небом - "Арена ди Верона". Использовать остов античного Колизея для воссоздания там сцены и амфитеатра никто, конечно, не разрешил, и была реализована другая, более приземленная идея. Под летнюю площадку Римского оперного театра отвели северные трибуны и часть поля Центрального олимпийского стадиона. В течение недели, самой жаркой в году, каждый вечер десятки тысяч людей стекались к стадиону, чтобы послушать один из шедевров итальянской музыкальной классики, оперу Джакомо Пуччини "Тоска". Никогда ни один оперный театр мира не получал такой большой аудитории. Успеху спектакля содействовали все его участники. Блестящие декорации выполнил художник Лучано Риччери, который воспроизвел на футбольном поле почти в натуральную величину интерьеры дворца Фарнезе и бастионы замка Святого Ангела. Дирижер Даниэль Орен добился безукоризненного звучания оркестра под открытым небом. Режиссер Джулиано Монтальдо сумел воплотить замысел Пуччини и объединить всех певцов в слаженный ансамбль. А наибольший успех и почти футбольный восторг на трибунах вызвали сами певцы - Габриэль Саде (Каварадосси), Руджеро Раймонди (Скарпия) и исполнительница заглавной роли сопрано Мария Гулегина, заслужившая у критики лестное звание "украинский соловей".


Выступление выдающегося скрипача Гидона Кремера стало большим событием на открывшемся в норвежской столице Фестивале камерной музыки. Музыкальный праздник, который в этом году отметил свой небольшой юбилей - ему исполнилось десять лет, проходит под патронатом королевы Норвегии Сони. Душой и организаторами фестиваля является известный в Норвегии скрипач и музыкальный деятель Арве Теллефсен, который и представил публике оркестр Камерата Балтика, руководимый Гидоном Кремером. В норвежской столице они выступали впервые. Но публика принимала их более чем восторженно. Наибольшее удовольствие публики вызвали произведения аргентинского мастера Астора Пьяццолы - с этой программой оркестр Кремера объехал весь мир. Первая пластинка оркестра с произведениями Пьяццолы разошлась в количестве 200 тысяч экземпляров, вторая выпущена тиражом в 100 тысяч. "Когда я начал исполнять произведения Пьяццолы, я понял, что он действительно один из крупнейших композиторов, - говорит Гидон Кремер. - Я никогда не думал , что танго так увлечет меня. Но ведь Шуберт писал вальсы, а Шопен - мазурки. Почему бы и нет? Пьяццола - гениальный композитор". Выступлением в норвежской столице Гидон Кремер завершил свои двухмесячные гастроли в Австрии, Швейцарии, США, Германии и Дании. В ноябре - декабре любители классической музыки в Москве и Санкт-Петербурге смогут услышать этот замечательный коллектив, который отправится на гастроли... в Россию.


Молодая солистка Большого театра России Марина Мещерякова вновь заявила о себе как о звезде, все более ярко блистающей на мировом оперном небосклоне. Это в один голос отметили местные музыкальные критики после прошедшей в Зальцбурге премьеры оперы Дж.Верди "Дон Карлос" в постановке известного режиссера Херберта Вернике. Российская певица впервые выступила в рамках традиционного Международного фестиваля искусств в городе Моцарта, блестяще исполнив партию королевы Елизаветы. Творчество волгоградки, принятой сразу же после окончания Московской консерватории в ГАБТ, уже хорошо знакомо австрийской публике. В 1995 году Марина стала победительницей Венского международного конкурса молодых оперных певцов "Бельведер". В прошлом году певица с большим успехом исполнила партию Тамары в опере "Демон" А.Рубинштейна в рамках Международного фестиваля искусств в Брегенце. "Выступление в Зальцбурге - давняя творческая мечта, - говорит Марина. - Однако не покидают мысли о доме, Большом театре, который дал путевку в жизнь и с которым связано очень многое!" После Зальцбурга певицу ждет много новых работ. А в будущем году предстоит еще одно важное выступление в Австрии - на сцене Венской государственной оперы Марина Мещерякова впервые исполнит партию Татьяны в опере Чайковского "Евгений Онегин".


Представлением балетной версии "Антигоны" в королевском дворце "Ла Гранха де Сан Ильдефонсо", что в 80 км от испанской столицы, балетная труппа Большого театра начала свою гастрольную поездку по городам Испании. На этот раз прославленный коллектив представляют молодые артисты, которых Владимир Васильев назвал "новым поколением Большого". В их числе Марианна Рыжкина, Алиса Хазанова, Любовь Филиппова, Константин Иванов, Сергей Антонов, Кирилл Шулепов и другие. Сравнительно молод и руководитель коллектива, 34-летний хореограф Сергей Бобров, постановщик многих спектаклей. Кроме "Антигоны", москвичи планируют показать испанским балетоманам попурри на темы классических балетов, в которое включены сцены из "Дон Кихота" и "Баядерки" Минкуса, "Пламя Парижа" Асафьева, гопак из "Тараса Бульбы" Соловьева-Седого.


В Лондоне дирекция Королевской оперы придумала беспрецедентный и, прямо скажем, радикальный способ выхода из бесконечного финансового кризиса: просто закрыть театр на весь 1999 год. Напомним, что самую знаменитую оперную сцену мира сотрясает финансовый кризис, в результате которого Королевская опера уже два раза объявлялась банкротом (долг составил $21,5 млн). Оба раза на помощь приходили спонсоры. Публика тоже заметно поредела: ей надоели постоянные миграции труппы с одной сцены на другую из-за того, что историческое здание -- Ковент-Гарден -- находится на нескончаемом ремонте. Пока опера будет закрыта, ее директор Колин Саутгейт намерен вести переговоры с труппой и персоналом о пересмотре условий контрактов, надеясь, видимо, каким-то образом подсластить пилюлю, а также продолжать атаки на правительство в надежде увеличить сумму дотаций. Между тем в театре идут увольнения -- 500 человек, в том числе музыканты, уже распрощались со своими местами, и это только начало. Соответственно будет сокращен и репертуар. Профсоюзы, естественно, протестуют против массовых увольнений, однако Саутгейт, который имеет репутацию менеджера с железной рукой (он также является директором дома звукозаписи EMI), стоит не на жизнь, а на смерть. Он говорит, что от уступчивости профсоюзов зависит, быть театру или нет. При благоприятном развитии событий Саутгейт обещает, что "обновленная и оздоровленная" Опера будет открыта в 2000 году и ее вновь можно будет называть Ковент-Гарден. Так или иначе, но свет в конце туннеля пока не виден.


В Санкт-Петербурге в Государственном музее театрального и музыкального искусства открылась выставка "Звезды петербургского балета". Она посвящена двум столетиям балетной жизни Санкт-Петербурга -- от первой русской примы Авдотьи Истоминой до современных мастеров Мариинского театра. Некоторые экспонаты привезла в дар музею незадолго до своей кончины Галина Уланова, начинавшая свой творческий путь на питерских подмостках.


В Берлине только что открылся 48-й фестиваль искусств -- знаменитые Berliner Festwochen. В программе нынешнего года традиционно соседствуют четыре типа мероприятий -- музыкальная и театральная программы, выставки и лекции. Музыкальная программа этого года называется "Вена 1750--1950" и посвящена произведениям австрийских и австро-немецких композиторов. Музыкальный цикл, представляющий панораму "двух венских столетий", в каком-то смысле подводит черту в давнем музыкальном соперничестве между Германией и Австрией, синтезирует исторический спор этих держав о том, какая же из них является основным местом культурной встречи Запада и Востока. Венский музыкальный цикл предлагает слушателям вернуться в прошлое и попробовать услышать новизну и революционность того, что впервые пришло из Австрии и что теперь нередко кажется традиционным и даже рутинным. В программе Berliner Festwochen -- все двойные концерты и квинтеты Моцарта, струнные квартеты Бетховена, трио Шуберта и секстеты Брамса, симфонии Брукнера, квартеты и оркестровые произведения Гуго Вольфа. Творчество "второй школы" венских композиторов будет представлено фортепианными, органными и хоровыми произведениями Шенберга, сочинениями для квартета Антона Веберна и Альбана Берга, камерной музыкой для струнных Цемлинского. Дирижерский состав участников представляет настоящее созвездие имен -- Клаудио Аббадо (который уже скоро покинет пост руководителя Берлинского филармонического), Михаэль Гилен, Лорин Маазель, Курт Мазур и многие другие. Театральная афиша Berliner Festwochen имеет общее название Next Generationen ("Новые поколения"). Если героиней музыкальной части фестиваля стала Австрия, то театр в этом году представляют англоязычные страны -- Великобритания и США. Почему в Великобритании процветает театр, почему там так много молодых талантливых режиссеров, в то время как театральное искусство континентальной Европы переживает упадок? Этот вопрос организаторы фестиваля адресовали одному из самых знаменитых английских театральных критиков -- Майклу Биллингтону. По мнению Биллингтона, своим расцветом британский театр, как ни парадоксально, обязан Маргарет Тэтчер -- именно потому, что она никогда не покровительствовала музам. Британское общество времен Тэтчер ставило превыше всего финансовое благополучие. Однако молодые режиссеры и актеры стали строить свою жизнь исходя из других установок, "от противного". Поэтому реакцией на материалистический прагматизм стал расцвет театра. Ответ Биллингтона может показаться спорным, однако зрители вольны найти другое объяснение или вообще не задаваться вопросами, а просто судить о предложенных театральных постановках. Шесть из них прибыли из Англии, одна из Ирландии и пять (в том числе спектакль Триши Браун) из США. Что касается выставочной программы фестиваля, она не будет очень представительной. В Мартин-Гроппиус-Бау не планируется никаких масштабных мероприятий (как, например, выставка "Берлин--Москва" три года назад). Ожидается одна выставка в параллель к музыкальной программе, где будут представлены автографы и портреты знаменитых композиторов, многострадальная английская выставка "Сенсация" (именно на ней два года назад была представлена огромная фотография женщины-детоубийцы, что вызвало скандал и даже повлекло за собой временное закрытие экспозиции), а также фотовыставка Хелен Левитт.


В Бухаресте открылся XIV Международный фестиваль симфонической музыки имени Джордже Энеску. Свадебным генералом и почетным президентом жюри в этом году стал лорд Иегуди Менухин. Оркестр под руководством Лоуренса Фостера (он же -- художественный руководитель фестиваля) исполнил оперу "Эдип". В главных партиях были заняты баритон Монте Педерсон и сопрано Карен Армстронг. В программе фестиваля запланирован показ "Сельской чести" Пьетро Масканьи в восстановленной постановке Франко Дзеффирелли, которую он осуществил в 1959 году для лондонского Royal Opera House. Среди звезд фестиваля -- меццо-сопрано Тереса Берганса, сопрано Барбара Хендрикс, пианисты Раду Лупу, Дан Григори и Валентин Георгиу, а также скрипачи Сальваторе Аккардо и Сильвия Марковичи. На фестиваль прибыли Чикагский филармонический оркестр под управлением Даниэля Баренбойма, цюрихский оркестр Tonhalle, возглавляемый Гари Бертини, а также симфонический оркестр BBC, возглавляемый Яном-Паскалем Тортелье. Свежую струю в эту классическую и блестяще спланированную программу призвано внести многократно раскритикованное и в самом деле весьма спорное симфоническое творение экс-битла Пола Маккартни Standing Stone. Фестиваль окончится 20 сентября концертом оркестра Римской музыкальной академии Santa-Cecilia.


В Стокгольме в зале "Бервальдхаллен" с большим успехом прошел концерт Симфонического оркестра шведского радио, который, как сообщает ИТАР-ТАСС, исполнил Первую симфонию Евгения Светланова под управлением автора. Эта симфония, написанная в 1956 году, прозвучала в Швеции впервые. Кроме того, оркестр исполнил под управлением Светланова Концерт Чайковского для скрипки с оркестром. Партию скрипки исполнял Вадим Репин. По завершении концерта музыканты сыграли Светланову торжественный туш в ознаменование юбилея маэстро, которому в воскресенье исполнилось 70 лет. А один из руководителей оркестра, Леннарт Стенквист, произнес много лестных слов о величии Светланова как дирижера и преподнес юбиляру часы в обрамлении знаменитого шведского орефорского хрусталя.


В Москве в музее-усадьбе "Останкино" традиционный летний музыкальный фестиваль "Шереметевские сезоны" завершился премьерой оперы Моцарта "Похищение из сераля". Осуществил постановку музыкальный театр "Амадей". Опера идет в полном варианте -- музыкальные сцены исполняются на немецком языке, драматические -- на русском. Оставив в неприкосновенности партитуру Моцарта, художественный руководитель театра и режиссер спектакля Олег Митрофанов лишь немного сократил либретто Готлиба Стефни, "углубив и обострив" его, чтобы добавить действию драматизма и напряженности. В спектакле заняты ведущие солисты труппы: Евгения Тасина, Людмила Верестова, Михаил Чесноков, Сергей Степин. Дирижер-постановщик -- Константин Пахоменко.


В выпуске использована информация газет “Культура”, "Русский Телеграф"




Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.