Юрий Александров  

 

Я заканчиваю 20 сезон работы в Мариинском театре. Мы пришли вместе с Валерием Гергиевым, он на полгода раньше меня, и так получилось, что "Мазепа" был первый наш совместный спектакль. Он его получил после дирижера Симеонова, а я делал в него первые вводы. Спектакль был уже очень старый и в общем то потерявший вид. Я  работал над ним без особого удовольствия, чего не могу сказать о Гергиеве, он всегда работает с полной отдачей надо всем, за что берется. Потом наступило время, когда театр обратился к новым постановкам этого спектакля - была версия, которую поставила Ирина Молостова, украинский режиссер, правда она недолго продержалась на сцене. Такова, наверное, судьба этого спектакля. Потом была версия режиссера Курайши - это был сугубо экспериментальный вариант, который так и не увидел света, и, для гастролей в Метрополитен, Гергиев предложил мне сделать новую постановку. Эта работа абсолютно новая. Сохранены только декорации - они заново переписаны, поскольку были очень ветхие. Были сделаны новые костюмы. Моя сценическая редакция не имеет ничего общего со всеми предыдущими постановками - хотя мы сохранили имя Шлепанова на афише как дань уважения своему коллеге, который на протяжение многих лет работал над этой оперой и, собственно, вместе с художником Константиновским, представил это художественное решение. Все остальное - это уже является плодом моих личных наблюдений, ощущений, фантазий.
    Параллельно я работал над сугубо экспериментальными спектаклями - выпускал Шостаковича "Игроков" у себя в Камерном театре, который я 10 лет назад основал и еще была работа над оперой Маттуса о корнете Рильке - это совсем авангардная вещь - и, естественно, хотелось психологического театра - русского театра. И опера "Мазепа" явилась поводом для обращения к русскому психологическому театру. Такой театр может выиграть, только если есть потрясающие певцы и актеры. ;"Мазепа" - это та опера, которая не может быть плохо спета. Да и вообще, Чайковского, наверное, нельзя плохо спеть. "Мазепа" - это высокая драма и я расценивал спектакль именно с позиции высокой драмы, может быть даже с трагедийным уклоном. И поэтому , когда мне Гергиев предложил эту работу и сказал, что будет сам дирижировать - это непременное условие моего участия в спектакле, я согласился. Времени у нас было мало. И я дольше готовился к постановке, чем собственно осуществлял ее - поскольку мне надо было подготовиться, восстановить все подтексты и все психологические линии - именно это и занимает зрителей, которые смотрят спектакль с большим интересом. Мне это очень приятно, значит мои идеи попадают в сердце. Гергиев это делает вдохновенно - это абсолютно однозначно. Молодые ребята, которые влились в этот спектакль - Ольга Гурякова, москвичка (она, кстати, принимала участие в постановке режиссера Курайши), надо сказать, она держит себя великолепно как актриса, и наши певицы - Татьяна Павловская, потрясающе работает Лариса Дядькова. Наши басы - это вообще наша гордость - у меня три роскошных Кочубея - Алексашкин, Кит и Ванеев. Ванеев просто потряс Америку, о нем очень много писали, и естественно Мазепа - Коля Путилин. В общем - состав есть, оркестр превосходный есть, декорации есть, может быть они немножко устаревшие, но они меня устраивают в русской опере.
     Я сейчас думаю о судьбе русской оперы вообще. Мне кажется настало время опять вернуться к передвижникам. Вы знаете сейчас все замызгали, затаскали - а ведь на эксперимент тоже надо иметь право. Сейчас опера стала средоточием дилетантов. Все драматические режиссеры, которым уже нечего сказать, рвутся в оперу. Сценаристы, операторы, художники... Сейчас любой может поставить спектакль - любой! Музыка играет, актеры поют - научи. откуда выходить, вот тебе и опера. Я, как профессионал, сейчас за то, чтобы вернуть опере ее первоначальное достоинство, ее, может быть старомодную добротность. И режиссура и публика имеет право на разные спектакли, на экстравагантные, на модерн, и на эту культуру, которую мы все-таки держим в Петербурге 200 лет, и Мариинский театр обязан этим заниматься. Мне было очень интересно работать в этом плане над "Мазепой", хотя я абсолютно не ожидал такого широкого успеха -  не готов  я к нему . Может быть время это пришло, может быть мы еще не осознали, что публика хочет добротной музыкальной, актерской, режиссерской работы, в которой существует понятие ансамбля, это главное, чего я добивался в спектакле, чего я добиваюсь в своем Камерном театре, чего я уже 20 лет добиваюсь в Мариинском театре.

Сейчас мы начинаем работу над постановкой оперы Прокофьева "Семен Котко". На фестивале состоится премьера в концертном исполнении под руководством Валерия Гергиева. Художник Семен Пастух уже заканчивает работу над декорациями, а я готовлюсь к постановке, ибо я люблю долго готовиться и быстро ставить. Тем более, что никто не дает сейчас долго ставить и в Мариинском театре это сейчас невозможно. Готовиться долго надо. В голове что-то там искать, прорабатывать и быстро сделать.

Я не знаю даже в чем секрет профессии оперного режиссера. Но прежде всего оперный режиссер должен быть музыкантом. Это придумали малообразованные люди, что оперу может ставить драматический режиссер. Это две разные профессии. Потому что драматический режиссер ставит текст, а оперный режиссер ставит музыку. Я часто, когда ставлю иностранные оперы даже не беру в руки перевод, пока я не представлю себе спектакль музыкально, как я его слышу. Пока музыкальное не превратиться в зримое. Я даже не знаю о чем они поют, мне важно как они поют. Может быть это неверно, но я так делаю, ибо я музыкант- я окончил консерваторию с отличием как пианист. Для меня фортепьяно - это инструмент, за которым я решаю все свои проблемы - не за письменным столом с авторучкой и бумажкой, а за роялем, с музыкой. С другой стороны, профессия оперного режиссера стала слишком дилетантской - потому что слишком сильное искусство и легко спрятаться за эффектную декорацию, за музыку, а если еще за пультом стоит Гергиев - тут только не мешай, а уже все будут говорить - хорошо, молодец. А опере этого мало сегодня. Это такой синтез искусств, что он требует второго, третьего, пятого плана. В опере есть собственное измерение, где отказывают часы обычные, отказывает логика иногда, начинается свое действие, какого иногда не может быть в жизни, а драматический театр, наоборот, сориентирован на реальную жизнь. И всему этому надо учить, и музыкальной драматургии, и работе с массой - ведь драматические режиссеры редко работают с массой - в театре как правило пять - шесть актеров на сцене - ну в редких случаях - 10-15. А я выхожу в Хованщине, Князе Игоре, - у меня хор, солисты - под 200 человек, а в Аиде - 300 - а на каждую сцену у меня была только одна репетиция, так как за 12 дней до спектакля меня Валерий Абисалович обрадовал, что Дзефферели не приедет и ставить его буду я. Так что я за то, чтобы удбрать из этой профессии вседозволенность и дилетантизм. Мне кажется, что каждый должен заниматься своим делом - вот мне не хочется, почему-то дирижировать, хотя у меня есть слух, чувство ритма. Но меня не тянет. Я хочу заниматься своей профессией. И те люди, которые сейчас стремятся в оперу - мне кажется тоже должны заняться своим делом. Я их не осуждаю - мне их жалко. Конечно, есть какие-то тайны - и есть великий провокатор - Борис Покровский - это мой любимый человек, я его обожаю, из-за него я и камерный театр открыл, хотя он построен на иных принципах. Так вот этот замечательный человек, в одной из своих первых книг писал - "Режиссер - это раб композитора, но это рабство священно". И вот дурак это заучивает, и повторяет все время - я раб, я раб .Ведь это еще и очень удобно - с раба взятки гладки. Через несколько лет Покровский пишет: "Существует перпердикуляр к музыке. Если режиссер не придумал свой перпендикуляр... - ни о каком рабстве уже речи нет. И вот следующий дурак берет и начинает пристраивать перпендикуляры к музыке. Значит один раб, другой выстраивает перпендикуляры - а Покровский давно уже в другом месте, занят другими делами и парит как вольная птица.

Юрий Александров получил профессиональное образование как пианист. В 1975г. закончил факультет режиссуры Санкт-Петербургской консерватории. Был приглашен Ю.Темиркановым в Мариинский театр в качестве режиссера постановщика, где работает уже более 20 лет
Среди постановок - "Аида" Верди, "Мавра" Стравинского, "Мадам Баттерфляй" Пуччини, "Мазепа" Чайковского и др.
Поставил более 80 оперных спектаклей в различных театрах.
В 1987 г основал Камерный музыкальный театр Санктъ-Петербургъ Опера.

Юрий Александров

Юрий Александров

  theatral@mail.ru

 

Белые ночи | События сезона | Моя Мариинка | Оркестр | Гастроли и фестивали | Немного истории | Постановки | Вернисаж Н.Разиной
 
 28.07.1998
 
Можно вернуться к истокам или читать дальше