Звезды Белых ночей - 98 
 
 
 
Маленькие трагедии  

Сценическое представление "Скупого рыцаря" на сцене Мариинки прошло впервые со времени создания, а опера "Моцарт и Сальери" не звучала более 80 лет. Главный герой обеих опер - великий Пушкинский текст, положенный на музыку на основе мелодического речитатива. По сути это особый камерный жанр, начатый в "Каменном госте" Даргомыжского, продолженного Кюи, Римским-Корсаковым, Рахманиновым. Надо сказать, что основные законы жанра музыкальной Пушкинианы - камерность, сквозное, не делимое на номера развитие действия, максимальное сохранение Пушкинского текста и бережного обращения с авторскими акцентами - были строго соблюдены режиссером Т.Чхеидзе. Словно сошедшие со страниц "Маленьких трагедий" декорации были аскетичны, но предельно точны. Пушкина не может быть без событий, статика - это не Пушкин. Как никто другой это должен понимать Т.Чхеидзе, прежде всего драматический режиссер.

В "Моцарте и Сальери" нам был представлен именно актерско-оперный дуэт Сальери - С.Алексашкин, Моцарт - Л.Захожаев, причем дуэт совершенно великолепный. Леонид Захожаев, обладая прекрасным чистым и звучным тенором, к тому же совершенно раскован на сцене, актерски талантлив. Он по-моцартовски молод и легок, по-пушкински изящен. Сергей Алексашкин не открыто противостоит, он как бы оттеняет своего партнера основательностью, устойчивостью, положительностью, уверенностью, силой, и вместе с тем бесцветностью и ординарностью. Сальери был очень убедителен.

В "Скупом рыцаре" события как драматические, так и музыкальные развиваются гораздо ярче и динамичнее. Сразу скажу, что В.Гергиева и его оркестра мне остро не хватало. Но ключевой образ Барона Сергеем Алексашкиным был представлен со всей страстью Пушкинской мысли. Вот ему кажется, что правит он миром, глядя на сокровища, добытые людским горем и страданием - и перед нами могущественный повелитель, голос его звучит во всей красе, но миг - и это уже полубезумный старец, мощный бас певца вдруг превратился в порывистый, зажатый голос старика, скупого душой вечного страдальца, и нет более одинокого несчастного существа на свете, ибо терзает его вечный страх перед будущим, не смерти боится он - людей, родного сына. Прекрасная драматическая игра подчеркивалась игрой вокальной, что придало образу яркость и остроту. Хорошо отработанное сценическое движение, четко сакцентированный свет подчеркивают метания несчастной души Барона. Но исход - неизбежен, и герой губит сам себя. А музыка Рахманинова звучит как вечный гимн великому Творению великого Поэта.

С.В.Рахманинов

С.В.Рахманинов
1873-1943

  theatral@mail.ru

 
События сезона | Моя Мариинка | Оркестр | Гастроли и фестивали | Немного истории | Постановки | Режиcсура | Вернисаж Н.Разиной

 21.06.1998
 
Можно вернуться к истокам или читать дальше