Темур Чхеидзе  

 

     Драматический режиссер в оперном театре - явление не частое. Приглашение Темура Чхеидзе в Мариинку связанно, чаще всего, со стремлением отойти от традиционного стиля и придания опере современный облик. Нагляднее всего это можно проследить в "Игроке" Прокофьева. Нестандартное решение действия прекрасно сочетается с современной музыкой. Здесь все на месте - полупустая огромная сцена, где люди кажутся затерянными, одинокими, разделенными вечным пространством разобщенности, занятости исключительно собственными интересами. Персонажи не встречаются, а движутся параллельно, походя задевая друг друга своими проблемами. Здесь не смотрят в глаза - публика, которой режиссер определил роль "светского общества" -  вот центр внимания, и наши герои просто сбиваются с ног, заискивая ее внимание и столь недолговечное расположение. Дело это хлопотное - и все на сцене в непрерывном нервном движении. Предметы остановки - намеренно одноместные, кроме хитро устроенной скамеечки - расположиться на ней можно только спиной друг к другу. В лоб, конечно, но впечатляет. Иллюзия людей, собравшихся у рулетки - все вместе за одним столом, и каждый исключительно сам за себя - полная. К тому же художник Г.Цыпин убрал  сцену вечным, всепоглощающим зеленым сукном, затянул им даже деревца, которые смотрелись исключительно изящным, но крайне неживым украшением игорного зала.
     Одна из отличительных черт оперной режиссуры Чхеидзе - пристальное внимание к каждому персонажу, выделение солиста из единого ансамбля и четкий акцент на драматическое решение образа. И если в традиционных постановках певцы как бы помогают друг другу в дуэтах, и тем более - в массовых сценах, где за спиной солистов крепкий тыл хора, поддерживающий и как бы приподнимающий их , то в "Игроке" - псевдохор сатиричный своей беготней, не к месту разодетыми хористами - намеренно не вписан в пространство постановки. Здесь каждый за себя. Внимание к солистам огромное. У каждого - практически сольный концерт. Татьяна Павловская - Полина, Сергей Алексашкин - Генерал, Николай Гассиев - Барон - показали себя просто великолепно. Надо сказать, что ставился спектакль под Владимира Галузина, который раскрыл все грани своей необыкновенно одаренной натуры - изумительный по тембру, сильный голос певца сопровождался прекрасной драматической игрой (к сожалению, "Игрока" с В.Галузиными я слушала лишь один раз два года назад на Маске в Москве - но уверяю Вас, такие события остаются в памяти надолго). Эта опера - бенефис - но бенефис не одного, а нескольких солистов. Елена Образцова в партии Бабульки вызвала море аплодисментов одним своим появлением. Великолепно выглядящая Примадонна продемонстрировала нам недюжинный артистический талант в сочетании с хорошим вокалом - и лишний раз доказала, что все же актер красит роль - и из маленького эпизода можно сделать поистине событие.
     Музыкальное решение В.Гергиева всегда динамично и необычайно интересно - и на сей раз Прокофьев прозвучал выше всяческих похвал.
     Следующая постановка - "Маленькие трагедии", показанная на фестивале Белые ночи 98 - безусловно памятна прекрасными драматическими образами, созданными Т.Чхеидзе в работе с тем же Сергеем Алексашкиным и Леонидом Захажаевым. И опять - пристальное внимание к каждому певцу. Камерность Пушкинианы подчеркивало развитие событий на авансцене, с акцентом на каждого персонажа. Это требовало от солистов кроме вокальной реализации - драматической игры - ибо Пушкинский текст не может быть ни прочитан, ни спет без особого внимания и вдохновения. Моцарт Л.Захожаева, Сальери и, особенно, Барон Сергея Алексашкина - были великолепны. Прекрасно поставленная драматическая игра последнего сочеталась с несомненной игрой вокальной - великолепный мощный бас неожиданно превращался в надрывный старческий голос - и снова поражал густым полным эмоций звуком. Декорации Г.Месхишвили - спокойно-классические, без излишеств - не отвлекали от певцов, но все же запомнились изящной красотой и несомненным вкусом художника. Единственное, чего остро не хватало - Валерия Гергиева за пультом, его всепоглощающей энергии в музыкальной интерпретации событий Римского-Корсакого и, особенно, Рахманинова.
     И, наконец, "Летучий голландец". Сценическое решение оперы таково, что полная статика певцов противопоставляется практически непрерывному движению декораций, а традиционные старинные костюмы - ультрасовременному свету. Меняется время и место - не меняется лишь сам человек, он все так же ищет несбыточное, не умеет ценить, то, что имеет, находится на расстоянии протянутой руки от счастья - и разрушает все сам - не об этом ли мифы прошлого, все истории настоящего? Великолепен вагнеровский голос Ларисы Гоголевской, звучный, даже пронзительный. Ее вокал прямо-таки противостоит своей силой и партнеру - Н.Путилину, и оркестру. Даже в дуэте голоса солистов не переплетаются, а существуют каждый в своем мире. У каждгого своя жизнь, свои мечты, свои понятия о гармонии, свои надежды.
    К авангардному решению в оформлении оперы привыкаешь постепенно. Все-таки "Голландец" - феерия, "Алые паруса" противоположной цветовой тональности. И, если работа Г.Цыпина в "Игроке" принимаешь сразу, настолько она органична музыке и постановке, то здесь приходится просто смириться с тем, что сказки не будет. Сказка лишь в музыке, ее силе, глубине, непокорности, смятении, всепоглощающей красоте и вечности...

Темур Чхеидзе родился в 1943 году. Учился у замечательных мастеров грузинского театра Д.Алексидзе и М.Туманишвили. Работал в драматическом театре города Зугдиди. С 1967 по 1970 год - режиссер Тбилисского ТЮЗа . С 1970 по 1980 год работал в театре им. Шота Руставели ("Мачеха Саманишвили" Д.Клдиашвили, совместно с Р.Стуруа). С 1980 года по 1991 год - главный режиссер театра им. К.Марджанишвили ("Хаки Адзба" по Л.Киачели, "Отелло" У.Шекспира). Читал лекции в Театральном Институте Грузии и 12 лет был художественным руководителем Телецентра Грузии. С 1992 года работает в Санкт-Петербургском Большом Драматическом театре ("Коварство и любовь" Ф.Шиллера, "Салемские колдуньи" А.Миллера, "Любовь под вязами") В Мариинском театре - "Дон Карлос", "Игрок", "Летучий голландец", "Маленькие трагедии")
Народный артист Грузии, Народный артист России, лауреат Ленинской премии.

Темур Чхеидзе

Темур Чхеидзе

  theatral@mail.ru

 

Белые ночи | События сезона | Моя Мариинка | Оркестр | Гастроли и фестивали | Немного истории | Постановки | Вернисаж Н.Разиной
 
 15.01.1999
 
Можно вернуться к истокам или читать дальше