Звезды Белых ночей - 98 
 
 
 
Мазепа  

Апогеем русской программы фестиваля стала опера П.И.Чайковского "Мазепа", по сюжету одноименной Пушкинской поэмы. Впервые была представлена в Мариинке в 1884 году. Позже последовали неоднократные постановки в разное время. Потрясающее до глубины души музыкальное исполнение В.Гергиева в сочетании с прекрасной режиссурой Ю.Александрова явило нам подлинно народный шедевр, полный человеческих страстей и коллизий. Режиссер, обладая огромным опытом работы и истинно драматическим видением произведения, выбрал традиционную трактовку, сделав упор на трагедийное развитие событий и особый акцент на личностных переживаниях героев.

События в опере развиваются с молниеносной быстротой. Пушкин и Чайковский не долго дают нам насладиться спокойной картиной дружеской встречи. Миг - и уже бывшие друзья схватились за оружие. Вот пылает гневом строптивый, упрямый Кочубей (В.Ванеев), его оттеняет уверенно-спокойный Мазепа (Н.Путилин), а между ними прелестная и легкая Мария (О.Гурякова). Что победит - ласковая и нежная любовь дочери или восхищение будущем супругом, в котором любит она не человека, а блестящего героя ее девичьих грез, властителя мира - мира ее души и властелина людей - таков в ее представлении Мазепа. И Мария уходит к сильнейшему. Накал страстей передается тревожно-могучим исполнением Гергиева и оркестра. Соло кларнета созвучно полетному голосу любви Марии, хитроумным сплетением струнных сопровождается ария Мазепы, а мощь оркестра усиливает боль тяжелого баса Кочубея - созвучие поистине царское. Драматизм этого момента достоин лучших традиций русского театра.

Сцена молитвы получила совершенно особую эмоциональную окраску. Она предстает перед нами наднациональной и общечеловеческой. Это сцена характера покорности русской веры, ведь лишь перед Всевышнем православный человек преклонит колени, моля его о всепрощении, врага - никогда. И слова его, обращенные к Небесам, будут подхвачены другими, и останутся жить в сердцах и боль, и мольба.

Апофеоз - финальная сцена. Казнен Кочубей, тяжело ранен Андрей - и вдруг Мария - душа ее не вынесла тяжести содеянного. Великолепный драматический талант певицы и актрисы потрясает силой и проникновением. Вот только была нежна и весела, пела о покорении мира и вдруг - безумные глаза, несвязные обрывки слов, окровавленный платок да мертвые цветы в руках. А музыка несет нам всю боль загубленной души, брошенной на произвол судьбы, поломанной, растоптанной жизни - а вокруг лишь стоны умирающего Андрея, опустошение и небытие.

Творение, созданное двумя Русскими Гениями получило достойное воплощение в Мариинском театре - представляющем русское оперное искусство на высочайшем уровне во всем мире.

П.И.Чайковский

П.И.Чайковский
1840 - 1893

  theatral@mail.ru

 
События сезона | Моя Мариинка | Оркестр | Гастроли и фестивали | Немного истории | Постановки | Режиcсура | Вернисаж Н.Разиной

 24.06.1998
 
Можно вернуться к истокам или читать дальше