У творческой молодежи Москвы есть своя антреприза.
– Разрешите традиционный вопрос – как вы дошли до жизни такой? Почему стали антрепренером?
– А я в настоящем смысле и не антрепренер, скорее музыкальный куратор. Может быть, антрепренер поневоле. Тут, видимо, сыграл свою роль мой довольно активный характер, и пригодилось накопленное с годами умение раскрутить некое дело, интересное мне и нужное другим.
– Как все начиналось?
– С шумановской программы “Избранник юности” 19 июня 1995 года в Рахманиновском зале консерватории.
Тот памятный мне концерт был нестандартно выстроен, тщательно организован, прошел при невероятном для лета скоплении народа и имел шумный успех. Все это не оставило равнодушной одну из участниц концерта – пианистку и моего близкого друга Ксению Кнорре. Уже через несколько дней она рекомендовала меня знаменитому профессору Московской консерватории, Президенту Московского союза музыкантов Вере Васильевне Горностаевой. Мы встретились, и Вера Васильевна предложила создать под эгидой Союза структуру, которая ведала бы концертами в Овальном зале, занималась представительскими акциями и фестивалями и была ориентирована на талантливую музыкальную молодежь.
Передо мной открывались интересные перспективы, кроме того, я всегда знал, что Горностаева – один из тех выдающихся музыкантов, которым действительно небезразлична судьба молодых.
Естественно, я немедленно согласился. Все лето кипела подготовительная работа, мы вспоминали Мамонтова и Морозова, Дягилева и Юрока, и в конце концов остановились на старинном слове “антреприза”. 1 октября 1995 года большим Гала-концертом в Овальном зале МСМ “Антреприза Московского союза музыкантов” открыла свой первый сезон.
Сегодня я с благодарностью вспоминаю первых директоров “Антрепризы” Олега Митрофанова и Александра Карманова, внесших значительный вклад в организацию нашего дела.
– Поговорим о вашей “Антрепризе”. Считаете ли вы, что частная антреприза в России – дело перспективное?..
– Мне хотелось бы так думать. Монополизм государства в разных сферах жизни постепенно сдает свои позиции. То же и в культуре. Сейчас многие мои ровесники – актеры, балетмейстеры, художники – осуществляют свои творческие замыслы через негосударственные структуры.
К счастью, ушли те времена, когда каждую идею нужно было согласовывать с “партхудсоветом”. Теперь мы подчиняемся только своей художественной интуиции, а роль худсовета выполняет публика, которая приходит или не приходит, и, может быть, толковая рецензия в утренней газете.
– Сколько же у вас сотрудников?
– Немного, но каждый незаменим.
– И справляетесь?..
– Вполне.
Директор Овального зала Виолетта Вансович одна ведет работу практически целой филармонии – в прошлом сезоне состоялось свыше ста концертов.
Директор программ Елена Кандарян работает в непосредственном контакте со мной, и без ее профессиональной и человеческой поддержки мне уже трудно представить свою деятельность.
Компьютерный набор, дизайн афиш и программок, редактирование текстов осуществляет Мария Глушакова.
Все они элегантные молодые дамы и прекрасные музыканты, чьи советы я обязательно учитываю при подготовке программ.
Также упомяну музыкального мастера Валерия Леву, который в идеальном состоянии содержит наш Steinway.
– На какие средства существует ваша “Антреприза”?
– Пока на весьма скромные. Деньги на зарплату сотрудникам выделяет Московский союз музыкантов, на остальное – канцелярию, оргтехнику, афиши и т.п. пытаемся заработать сами. В нашем распоряжении офис, артистическая и репетиторий, также любезно предоставленные Союзом.
Особая история – наши крупные музыкальные проекты. Здесь мы активизировали работу со спонсорами и добились кое-каких результатов. Мы обращаемся к тем организациям, которых может заинтересовать конкретный проект.
Например, программу “Еврейский мир” спонсировал Еврейский центр искусств, а недавний наш проект “Дни Бриттена в России” поддержали Британский Совет, выпустивший роскошный буклет с аннотациями профессора Л. Г. Ковнацкой и уникальными фотографиями, и Благотворительный фонд “Помощь российскому искусству” Ольги Адамишиной.
Крепнут наши творческие связи и с Российским фондом культуры, с которым я как артист сотрудничаю уже десять лет.
– А существует ли конкуренция между вами и другими продюсерскими фирмами?
– Я ее не ощущаю. Наоборот, страшно радуюсь, когда тому же В. Дубровицкому удается организовать приезд в Москву Гидона Кремера с ослепительной программой танго Астора Пьяццолла.
– Главная ваша цель – дать дорогу молодым. Расскажите об этой стороне вашей деятельности.
– Дать дорогу молодым – это вопрос к старшему поколению. Мы же попытались объединить талантливую молодежь в некую команду (Вера Васильевна сравнивает нас с шумановским “Davidsbund”), чтобы вместе выходить на сцену и “не пропасть по-одиночке”.
И посмотрите: все наши последние программы вызывают прямо-таки ажиотаж, в Рахманиновский зал бывает порой не протиснуться. Уверен, что имена замечательных молодых артистов – пианистки Полины Осетинской, виолончелистов Олега Ведерникова и Бориса Андрианова, гобоиста Алексея Огринчука, вокалистов Наталии Загоринской, Татьяны Куинджи, Дмитрия Степановича – уже прочно утвердились в сознании публики. Конечно, у каждого из них своя карьера, но я счастлив, что в программах “Антрепризы” у этих музыкантов были исполнительские взлеты, оцененные публикой и отмеченные критикой.
Постепенно в “Антрепризу” приходят и более молодые: пианисты Лолита Лисовская и Антон Сальников – ученики класса профессора В. Горностаевой, прелестное сопрано Ольга Кирьянова, утонченный тенор Марат Галиахметов, энергичный пропагандист современной музыки скрипач Роман Минц.
Особая сторона нашей деятельности – расширение творческих контактов между музыкальной молодежью Москвы и Санкт-Петербурга. Я очень привязан к северной столице, подолгу живу там, часто выступаю, отдаю дань “ухоженности” тамошней музыкальной жизни. Московским музыкантам всегда открыты лучшие питерские залы, а вот обратная связь значительно менее интенсивна.
Мы пытаемся восстановить справедливость, и в последние годы “Антрепризе” удалось организовать выступления в Москве солиста Мариинского театра Андрея Славного, талантливого пианиста Владимира Мищука, ансамбля старинной музыки “Petropolitana” и Молодежного камерного хора п/у Юлии Хуторецкой с программой современной петербургской хоровой музыки.
Не так давно на заключительном концерте конкурса памяти Д. Д. Шостаковича в Ганновере меня восхитило выступление петербургской певицы Виктории Евтодьевой, с которой впоследствии я несколько раз удачно выступил в Малом зале филармонии имени Глинки, а в следующем сезоне, надеюсь, “Антреприза” представит нашу совместную программу в Рахманиновском зале.
– А есть ли звезды, которые зажгла ваша “Антреприза”?
– Мне думается, звезды зажигаются в другой, небесной канцелярии, наша же миссия скромнее – не дать им прежде времени угаснуть…
– Передо мной программа концерта с неожиданным, даже одиозным названием “Молот и серп”. Что это такое?
– Я убежден, что каждый концерт должен быть оригинален, даже уникален и отличаться от трафаретных программ, которых по Москве пруд пруди. “Молот и серп” – программа-комментарий, с “прологом и апофеозом”, немного в духе правительственного концерта, в которой соединились ирония и ностальгия по нашей жизни в советское время.
Открывался концерт “Аппассионатой” Бетховена (вдохновенно играла Полина Осетинская), вслед за ней звучал никогда не исполнявшийся “Гимн труду” Листа для баса (уникальный Дмитрий Степанович), мужского хора и фортепиано. Двадцатилетний Лист по-молодости вдохновился восстанием лионских ткачей и “накатал” этот гимн. Музыка вполне красивая. Во втором отделении (“концерт в концерте”) – Исаак Дунаевский. “Песня о Сталине” и вокальные номера из всеми любимых кинофильмов.
– “Песня о Сталине”?!
– А что тут такого?.. Да, перед концертом на афишах писали “Позор Гориболю!”, а после в артистическую пришли совершенно незнакомые мне люди… и у них были слезы на глазах. На всю жизнь запомню, как с последним аккордом Колыбельной из “Цирка” (ее все участники концерта пели вместе с публикой) зал замер и через секунду взревел…
Знаете, рассказывать об этом концерте очень трудно, его надо видеть и слышать. К счастью, он снят и смонтирован, готов к трансляции, и я очень надеюсь, что со временем будет показан широкой аудитории. Поверьте, наш “Молот и серп” того стоит.
– Сезон в разгаре. Расскажите о самых интересных концертах, тех, что уже состоялись, и тех, что еще ждут ваших слушателей в этом и следующем сезоне.
– Взгляните на нашу афишу и вы увидите, что Овальный зал предлагает слушателем самые разнообразные программы от старинной музыки до джаза. Повторю, что наш зал всегда открыт для талантливой молодежи и интересных программ.
Недавно мы организовали фестиваль “Вечера старинной музыки в исторических залах Москвы”; публика с удовольствием посещает наши абонементы “Московские дебюты”, “Представляем лауреатов года”, “Вера Горностаева и ее ученики”, “Москва – Санкт-Петербург”. Особой популярностью пользуются вечера гитарной музыки, а на “Концертах при свечах” Александра Фраучи зал всегда переполнен.
Вера Васильевна Горностаева подарила нам творческий контакт с подмосковной усадьбой А.П.Чехова в Мелихове. Вот уже несколько лет все свои программы первый раз мы играем в уютном мелиховском зале, и эти концерты собирают многочисленную и благодарную аудиторию.
Только что в Москве, Петербурге и Тбилиси мы представили программу “Авангард Микаэла Таривердиева”, в которую вошли академические опусы знаменитого композитора, долгое время находившиеся в тени его популярнейшей киномузыки. К этим концертам мы выпустили буклет с замечательными текстами Веры Таривердиевой.
Сейчас с большим волнением я готовлю проект “Дар”, который представим 5 июня в Петербурге в рамках Всемирного конгресса поэтов, посвященного 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Это будет авторский концерт Леонида Десятникова, в котором прозвучат два его изумительных сочинения: кантаты “Дар” на стихи Г. Державина и “Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина” на народные тексты в обработке Бориса Шергина. Этот проект получил грант Фонда Сороса. В программе примут участие около восьмидесяти петербургских музыкантов.
Осенью планируем программу из сочинений Франсиса Пуленка, а в конце декабря – большой авторский вечер Леонида Десятникова уже в Москве, в Рахманиновском зале консерватории.
Я давно мечтаю выпустить серию компакт-дисков под условным названием “МСМ-Коллекция” с записью лучших наших программ от Шумана до Десятникова. Представляете, на рынке классической музыки сразу появилось бы целое поколение талантливой молодежи! Вообще, как Вы понимаете, идей много, но всем им, особенно теперь, нужна финансовая поддержка, а она, к сожалению, пока носит эпизодический характер.
– Я вижу, что творческие вопросы занимают вас чрезвычайно. Это неудивительно – вы музыкант. Но поговорим о “прозе жизни” – Вам ведь приходится заниматься вопросами, далекими от творчества…
– Естественно. Документы, печати, договора – все это отвлекает от музыки. Но я никогда не согласился бы на должность директора, не появись год назад в нашем коллективе Нателла Львовна Лешова – экономист экстра класса, за которой мы “как за каменной стеной”.
– Каждой продюсерской фирме как воздух нужна реклама, рецензии. Как обстоят у вас дела с прессой?
– Реклама и рецензии – это разные вещи. За рекламу надо платить, и мы публикуем платные анонсы там, где это принято. В последнее время появились респектабельные издания, которые с удовольствием и бесплатно, иногда даже в расширенном объеме, сообщают о наших наиболее интересных проектах.
Что касается рецензий… На один только “Молот и серп” мы их получили более тридцати.
В прошлогоднюю рождественскую ночь РТР транслировало о нас программу “Живая коллекция – классика” (в ней я выступил еще и в роли телеведущего), также мы тесно сотрудничаем со студией “Телеинформ”, которая сняла и подготовила к эфиру программы “Молот и серп”, “Еврейский мир”, “Дни Бриттена в России”. Мы признательны информационным программам “Радио России”, “Радио Маяк”, “Эхо Москвы”, телеканала “Культура” за регулярное освещение нашей деятельности.
– В чем же все-таки принципиальное отличие “Антрепризы МСМ” от других продюсерских фирм?
– …в том, что мы антреприза молодых, а за молодыми, как известно, будущее. За три с половиной года мы себя показали и, по-моему, совсем неплохо. Постоянных спонсоров пока нет, но я уверен – придут. Еще и в очереди стоять будут!
Беседовала Р. Петрушанская, “Музыкальная жизнь”