Об органе


Само слово "ОРГАН" (варган /рус/, die Orgel /нем./, the organ /англ./, l'orgue /фр./, le organo /ит./, de organo /исп./, orgona /вен./, varhany /чеш./, арханы и виргани /укр./, арган, арганы /б-русс/), сходно звучащее и пишущееся на различных языках мира, происходит от греческого organon /ОРГАНОН/ и означает, собственно, ИНСТРУМЕНТ или ОРУДИЕ. Это понятие в применении к музыкальной сфере означает МУЗЫКАЛЬНОЕ ОРУДИЕ или МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ.

Варган Это достаточно отвлечённое наименование далеко не сразу начало означать орган как музыкальный инструмент. В этой неопределённости коренятся многочисленные разночтения и толкования в специальной музыковедческой литературе. Так понятием "organon"/нем./ или "organum"/лат./ обозначался определённый стиль церковного хорового песнопения. Словом "ВАРГАН" на Руси обозначался подковообразный металлический щипковый инструмент с язычком (комус).

ОРГАН или ОРГАНЫ означали не только конкретный инструмент, но собирательное понятие вообще музыкальных инструментов: "Органом писание наричет всяк сосуд гудебный /т.е. музыкальный инструмент/, так же суть трубы, свирель, роги, тимпаны и кимвалы" (Азбуковники ХI век). Часто встречалось название МУСИКИЙСКИЙ ОРГАН или СОСУД ГУДЕБНЫЙ. В ранний период бытования органа его часто называли "органа гидравлика", "гидравлос" или "гидра". Такое название оправдывается конструкцией инструмента, воздух в который подавался под давлением водяной массы. Очевидно с IV столетия в Европе стало применяться в обиходе латинское название organa, однако точно этого утверждать нельзя. Иногда название инструмента встречается в единственном числе - organum, варган, иногда во множественном - organa, арганы, варганы, как это осталось и сейчас во французском языке "un orgue"/орган/ и "les orgues"/органы/. Различен и род существительного в разных языках. Например, в немецком языке орган означен женским родом.

Наименование "ОРГАН" на протяжении развития музыкальной истории облекалось и в поэтические формы, символизируя дыхание жизни человека, как - бы дарованное свыше. Со времён Гийома де Машо орган именуют "Королём инструментов"/часто создание этого эпитета приписывают Моцарту/. В русских летописях Орган понимается и как "дума добрая еже к богу" или как чаша бесценная - местопребывание души человеческой/"Органом же наричёт и тело человече. Души бо сосуд тело наше", "...душа как в аргане, сиречь как в сосуде некоем пребывает в теле нашем"./ "Ancilla Domini"(Труба Господня), "des Herrn Magd"(Господня Дева) - эти наименования свидетельствуют о функции органа в христианском богослужении. Однако во времена Реформации, восставашей против помпезности поздне-средневекового церковного ритуала, орган именовали и как "Дьявольские трубы", "Чёртова волынка".

Если сравнить только внешний вид нескольких различных органов, то становится очевидным одно из свойств, особенностей этого инструмента - он никогда не повторяется даже в своём внешнем облике, оставаясь всегда уникальным, единственным в своём роде. Каждый орган строится /кроме малых переносных форм/ раз и навсегда для определённого конкретного помещения. По величине, количеству и качеству регистров он расчитывается на акустические особенности этого помещения, а внешний вид будущего инструмента определяется архитектурно-художественным его оформлением. Как у скрипки корпус её является резонатором, усиливающим и облагораживающим звучание струны, так у органа его резонатором является пространство, в котором он находится и с которым он составляет единое звуковое целое. Поэтому любые изменения помещения, его крупных или даже не слишком значительных с точки зрения архитектуры деталей, вплоть до мелких изменений декора, неизбежно влекут за собой весьма значительные изменения звуковой картины органа и потребуют в лучшем случае его полной переинтонировки. Прецеденты переноски органов из одного помещения в другое случались в истории органной культуры, но нет ни одного, когда такое предприятие оканчивалось бы успехом. Отсюда следует и другое правило: изменения в самом органе также не должны производиться /при неизменных акустических параметрах помещения/, ибо и в этом случае общее звуковое целое будет нарушено.

Каждый орган - продукт своего времени, своей эпохи. Он отражает в себе её художественный и звуковой идеал, наиболее характерные черты художественного стиля своего времени. Инструмент несёт в себе черты своей страны - её ландшафта, её климатических особенностей, уклада её жизни, своего народа - его темперамента, характера, фонетического строя его языка. В итальянских органах слышатся тёплые тембры сходные с певучими гласными звуками итальянской речи. Грассирующие, слегка рокочущие краски характерны для французских и, уж тем более, испанских органов, в которых отражается фонетика языка народов этих стран.

Каждый орган обязательно строится на уровне лучших достижений науки и техники своего времени. Мастера стремятся воплотить всё самое новое, совершенное, прогрессивное, что только можно почерпнуть из новейших технологий.

И, наконец, каждый орган - детище своего мастера-создателя. В нём воплощаются индивидуальные черты его творчества, художественно-звуковой образ-идеал, сформировавшийся вследствии природных данных мастера-музыканта, его опыта, его представлений о прекрасном, его художественного вкуса и умения реализовать замысел в точных технических и конструкторских формах.

Что же общего во всех этих инструментах, почему они все именуются словом "ОРГАН"?

Музыкальные инструменты подразделяются на три группы:

  1. Аэрофоны (духовые), у которых звучащим телом является столб(объём) воздуха, заключённый в корпусе инструмента. Это - свирели всех видов /одно-, двух- и многоствольные/, флейты, окарина, трубы от малой трубы-пикколо до тромбона и тубы. Сюда же включаются и такие духовые язычковые как гобой, кларнет, фагот.
  2. Струнные, имеющие корпус-резонатор(щипковые, смычковые и ударные). Из щипковых можно назвать кото, гусли, арфу, клавесин. К смычковым относятся все виды виол - скрипки, альты, виолончели и контрабасы, многочисленное количество народных инструментов. К ударным относятся цимбалы, клавикорд, фортепиано.
  3. Идиофоны или самозвучащие. К таким относятся барабаны и гонги всех видов, тарелки, колокола и колокольчики, ксилофон, треугольник, флексатон, челеста и другие.

Звучащим телом у органа является столб (объём) воздуха, заключённый в корпусе (верхней части) трубы. Этот воздух находится в ней постоянно - и тогда, когда звучит (находится в состоянии колебания), и тогда, когда звука нет, то-есть когда воздух находится в состоянии покоя. Значит этот инструмент относится к аэрофонам.

В колебательное состояние столб воздуха приводит воздушная ленточная струя, поступаемая из нижней части (ножки) трубы. Значит этот инструмент относится к духовым, поскольку колебательный процесс возбуждается также воздухом.

И, наконец, какова система управления этим процессом, собственно - техника игры на органе? Управление достаточно сложной системы устройства органа осуществляется посредством клавиатуры и регистровых рукояток.

Таким образом, орган является клавишно-духовым музыкальным инструментом.


К перечню разделов К разделу "Предшественники органа" К разделу "Трубы органа"