Музыка среди всех видов искусств является наименее конкретной, образы её нельзя облечь в зримую форму, как в изобразительном искусстве (живописи, скульптуре, графике) или словестном (поэзия, проза, драматургия). Она менее всего подвержена цензуре и, возможно, поэтому из всех искусств наиболее полно отражает общие проблемы человеческого бытия, смыкаясь с философией и религией, представляя собой наиболее концентрированное выражение всеобщей истории искусств. Органная музыка, отбирая наиболее типичные черты её развития, тенденции, противостояния, этапы, различные стили с их художественно-идеологическим базисом, ещё более концентрированно формулирует всё содержание искусства, накопленное человечеством и представляет его в отшлифованном, кристально-совершенном облике.

Долгие годы среди историков было распространено убеждение, что орган и органная музыка являются составной частью западной музыкальной культуры и в России своей истории не имеют. Между тем, орган и органная культура в нашей стране имеют весьма древние корни и многовековой путь развития этого вида музыкального искусства отличался в России своеобразием и принципиально иным характером, чем хорошо изученный и богато представленный в многочисленных трудах зарубежных историков его западный вариант.

Коренным отличием истории отечественной органной культуры от западноевропейского пути ее развития является исключительно светский характер использования органа в России, полное отсутствие связи между этим инструментом и русской православной церковью. С самого первого появления на земле Киевской Руси и до наших дней орган никогда не звучал в православных соборах, и поэтому органная музыка в России никогда не ассоциировалась с церковной обрядовостью.

Совершенно иначе сложилась история западного органного искусства, так как в VII столетии особым вердиктом Папы римского Виталиана орган был допущен в католическую церковь. С одной стороны, это обстоятельство способствовало широкому распространению, непрерывному совершенствованию органного инструментария, созданию богатейшей литературы для органа, появлению крупных национальных школ, выдающихся композиторов и исполнителей. С другой стороны, эта теснейшая связь с католическими, а в дальнейшем и с лютеранскими храмами наложила на органную культуру Запада определенный мистико-религиозный отпечаток, поскольку органная музыка даже в настоящее время в странах Западной Европы звучит преимущественно не в концертных залах, а в различных культовых помещениях, где находятся лучшие органы.

Расцвет органного искусства в странах Западной Европы приходится на середину XVI - середину XVIII веков; он связан с возникновением национальных школ, которые представляли А. и Дж. Габриели и Дж. Фрескобальди (Италия), Ж..Титлуз, Ф.Куперен и Л.Клерамбо (Франция), А. де Кабесон и X. Кабанильес (Испания), Дж. Булл, Г. Пёрселл (Англия), Я.П. Свелинк (Нидерланды), С. Шейдт, Я.А. Рейнкен, В. Любек, И. Пахельбель, Д. Букстехуде и И.С. Бах (Германия). В XIX - XX веках музыку для органа писали композиторы Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Лист, М. Регер, П. Хиндемит и X. Вальха (Германия), С.Франк, Ш.М. Видор, М.Дюпре, О. Мессиан, Ж. и М.К. Ален и Ж. Гийю (Франция), Ф. Пеетерс (Бельгия) и другие.

В России органную музыку сочиняли С.И. Танеев, А.К. Глазунов, С.М. Ляпунов, Ф.К. и А.Ф. Гедике, М.Л. Старокадомский, X.С. Кушнарёв, Р.С. Леденев, Р.К. Щедрин, Ю.М. Буцко, В.Г. Кикта, Р.Б. Ермак, Н.Я. Выгодский и О.Г. Янченко.



Опубликовано сетевым изданием
Московский Музыкальный Вестник

herald2.gif (1046 bytes) ®