А.Г. Рубинштейн

Антон Григорьевич
Рубинштейн

(16.11.1829 — 8.11.1894 гг.)


Рубинштейн Антон Григорьевич — русский пианист, композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель. Игре на фортепиано обучался сначала у матери, затем у А.И. Виллуана. Мальчиком совершил триумфальное концертное турне по городам Европы (1840— 1843 гг.). В 1844—48 гг. находился за границей (главным образом в Берлине и Вене). Занимался у 3. Дена (музыкально-теоретические предметы), общался с Ф. Мендельсоном, оказавшим влияние на формирование творчества молодого Рубинштейна. По возвращении в Петербург выступал как пианист и дирижёр (в основном с собственными сочинениями). В 1850 г. написал первую оперу — «Куликовская битва» («Дмитрий Донской»), в 1851 г. — 2-ю симфонию («Океан»). В 1854—58 гг. концертировал за границей, завоевав славу одного из величайших пианистов современности. С этого времени началась его широкая концертная деятельность. Значительную роль в развитии Рубинштейна сыграло общение его с Ф. Листом. За рубежом были окончены и исполнены оратория «Потерянный рай» (1856 г.), вокальный цикл «Персидские песни» (1854 г.). Вернувшись в Петербург (1858 г.), Рубинштейн обратился к широкой музыкально-общественной деятельности. По его инициативе и руководством были организованы Певчая академия (1858 г.), Русское музыкальное общество (1859 г., дирижировал его симф. концертами) и первая в России консерватория — Петербургская (1862 г., до 1867 г. — её профессор и директор). Эта работа осложнялась столкновениями с придворными кругами, а также острой борьбой с А.Н. Серовым, В.В. Стасовым и членами "Могучей кучки" по вопросу роли национального начала и значения профессионального музыкального образования в развитии русского музыкального искусства («кучкисты», опасаясь академизма консерватории, недооценивали, однако, важности подготовки в широких масштабах русских музыкантов-профессионалов). В эти годы значительно сократились выступления Рубинштейна-пианиста, но интенсивной оставалась композиторская деятельность: написал оперу «Фераморс» (1862 г.), 4-й концерт для фортепиано с оркестром (1864 г.).

В 1867 г. из-за конфликта с сановными кругами Рубинштейн ушёл из консерватории и Русского музыкального общества. В конце 60-х гг. он на некоторое время сблизился с композиторами "Новой русской музыкальной школы". Возобновилась его интенсивная пианистическая деятельность. Среди произведений этих лет— его лучшая опера «Демон» (1871 г., была запрещена театральной цензурой, затем поставлена с большим успехом в 1875 г. в Петербурге и в 1879г. в Москве).

В 70-х — нач. 80-х гг. Рубинштейн вёл жизнь странствующего виртуоза. Был художественным руководителем и главным дирижёром Общества друзей музыки в Вене (1871—72 гг.), совершил с большим успехом концертную поездку по городам США (1872—73 гг.). Наряду с концертами он много сочинял (опера «Маккавеи», 1874 г.), выступил с проектом создания «театра духовной оперы» для постановки опер на библейские и евангельские тексты. Кульминацией его пианистической деятельности были грандиозные по масштабам Исторические концерты (1885—86 гг., в крупнейших городах Европы), в которых он дал картину эволюции фортепианной музыки (от её истоков до произведений современных русских композиторов).

В 1887 г. возобновилась активная музыкально-общественная деятельность Рубинштейна. Он вновь возглавил Петербургскую консерваторию, вёл класс фортепиано, прочел (дважды) курс лекций-концертов по истории фортепианной музыки, вызвавший огромный интерес у русских музыкантов, дирижировал концертами Русского музыкального общества, выступил с проектом организации в стране всеобщего музыкального воспитания, настаивал на открытии государственных консерваторий, добился нового помещения для Петербургской консерватории. Вторичный уход из консерватории (1891 г.) был вызван травлей, которой подверглась деятельность Рубинштейна со стороны реакционной прессы, и главным образом осознанием невозможности осуществления широких музыкально-просветительских планов в условиях царской России. Последние годы жизни Рубинштейн провёл преимущественно в Дрездене; изредка выезжал в другие города на благотворительные концерты, занимался литературной и композиторской работой.


Переход к Перечню разделов