страницы : 1 2 3 4 5 6 7



   С тех пор, как вы получили первую премию на Всесоюзном конкурсе, тогда вам было 14 лет, вы не боялись опасности, преследующей вундеркиндов: они рано становятся "звездами", а потом просто исчезают с концертной эстрады?"
  Это было абсолютно исключено, благодаря здравому смыслу и внимательной и чуткой опеке Штримера и отца. Раньше я уже говорил, конечно, я столкнулся с определеннами проблемами, когда, может быть, еще преждевременно, студенту надо было превратиться во взрослого артиста. Но в молодости я был от этого защищен.
   Когда вы начинаете репетировать с пианистом?
   Только после того, когда я пойму мысль произведения и отработаю основные технические приемы. Стараюсь проделать это как можно скорее, чтобы иметь больше времени для репетиций с пианистом. Разумеется, игра с пианистом очень полезна ради слаженности, отточенности исполнения, но и для виолончелиста и пианиста необходимо самостоятельное ознакомление с материалом, прежде чем начинается их совместный творческий процесс. Сначала я занимаюсь с произведением сам, только потом начинаю играть с пианистом, чтобы не тратить впустую его время. Я детально знакомлюсь с произведением, расписываю аппликатуру, тщательно отрабатываю смычковые и динамические оттенки, в этом я никогда не спешу, на этом время экономить нельзя. К тому моменту, когда идея ясна, и я знаю, как должно здесь звучать фортепьяно, мы приступаем к совместным репетициям, по крайней мере , тогда уже ясно, каковы требования к себе и к пианисту. "
   Вы говорите “требования”. В какой степени вы вмешиваетесь в фортепьянную часть исполнения?
   С первой до последней ноты. Я не могу позволить партнеру разрушить мои намерения. Поэтому с самых первых репетиций бы боремся за максимум слитности и совершенства исполнения.
   То есть вы хотите сказать, совершенства Даниил Шафран достигает и собственными руками - игрой на виолончели, и чужими руками своего аккомпаниатора - на фортепьяно?
   Попали в “яблочко”. В этом смысле должен сказать, что я чрезвычайно авторитарен и требователен. Но это не значит, что если мой партнер преложит свою идею трактовки и не убедит меня в ее целесообразности, я не соглашусь с ним. Но если это неубедительно, я категорически требую чтобы пианист принял мою идею.
   Сейчас вы с Готлибом работаете над чем - нибудь новым?
  Да . Репетируем сонату Рахманинова. Приблизительно 30 лет назад я исполнял ее в течение сезона с прославленным пианистом Яковом Флиером, и с тех пор больше не играл. Сегодня, пройдя через эти 30 лет, такие богатые на события, где было все - и горе, и радость, я совсем по-другому отношусь к этой сонате, по-другому слышу, понимаю и чувствую. Я стал более зрелым и приобрел огромный опыт. Готлиб - превосходный пианист и тонко чувствующий партнер, но он никогда не играл эту сонату. Поэтому здесь естественно я оказываю влияние на интерпритацию пианиста.
   Как раз кстати подоспел еще один вопрос. Когда-то вы сами участвовали в конкурсах, теперь - тоже, только в другом качестве - в жюри. Как вы считаете, такие конкурсы полезны или вредны?
   Это вопрос спорный. Мне кажется, что несмотря недостатки, в некотором смысле, может быть спорные, конкурсы приносят пользы больше, чем вреда. Главное достоинство в том, что они помогают обнаружить подлинные способности и дают возможность стать известным. Отрицательная сторона - длительный период подготовки к конкурсу, ограничен музыкальный кругозор участника, ограничен выбор произведений, репертуар заранее подобран и для всех обязателен. Фактически, при тех же затратах времени они могли бы достичь больших перспектив в музыке и совершенствовании мастерства. И позвольте напомнить, что бывали случаи, когда очень талантливый и способный музыкант просто-напросто проваливался. Мы знаем о многих музыкунтах, кто потерпел неудачу на конкурсах, но впоследствии стал превосходным артистом, и наоборот.


страницы : 1 2 3 4 5 6 7