страницы : 1 2 3 4 5 6 7 



   Каковы ваши чувства, когда вы выносите свой приговор как член жюри?
   Оценивать музыканта исключительно трудно и чрезвычайно субъективно по сравнению , скажем со спортом, который имеет такие обьективные индикаторы как секунды, футы, дюймы и так далее. Наиболее ужасная особенность в том, что жюри должно судить об игре музыканта в момент его выступления, ничего не зная об его или ее инструментальном и артистическом потенциале. Одна яркая особенность в этом сложном комплексе оценки - это доскональный анализ, в конечном счете жизнь сама расставит точки над "i". Истинные достоинства исполнителя подтвердят или опровергнут решение жюри. Только в немногих случаях молодому музыканту по достоинству достаются лавры победы .
   Вы сейчас преподаете?
   Я не преподаю постоянно и никогда официально не преподавал. Но на мастер-классах я часто встречаюсь с молодым музыкунтами, которые прислушиваются ко мне, я с удовольствием их консультирую. Я получаю большое удовольствие и удовлетворение от таких встреч.
   Если дело обстоит так, почему вас не приглашают преподавать?
   Жизнь артиста чрезвычайно требовательна и изнурительна. Честно говоря, все свое время, силы и энергию я трачу непосредственно на работу. Часто вижу своих коллег, которые стараются поделить себя между концертной деятельностью и преподаванием, в итоге их консерваторские часы ничтожно малы. Страдают, конечно, студенты. Я предпочитаю продолжать такие "неофициальные" встречи с молодыми виолончелистами, и делать все, от меня зависящее, чтобы привить им определенные навыки, принципы и идеи в плане исполнительства, которые зрели и накапливались в течение моей долгой концертной жизни. Это наработанный опыт и мысли, я думаю, довольно объективные, представляют существенную ценность для молодых исполнителей.
   На мастер-классах вы обсуждаете свою точку зрения, свои взгляды с молодежью?
   Да. И довольно часто. Это происходит непроизвольно. Такие диспуты возникают сами по себе. Иными словами, зрелость моя и их взросление ставят определенные вопросы друг к другу. Настоящее удовлетворение получаю от общения с молодыми музыкантами. Хочется просто напитать их знаниями. Иногда попадаются и такие, которым одно слово или мысль способны дать импульс к творчеству. И я думаю, что таких студентов нужно собирать отдельно от тех, кто просто нуждается в элементной педагогической помощи.
   Вы можете дать любую консультацию молодым музыкантам по вопросам виолончельного мастерства?
   Нельзя всех причесать одной гребенкой. Нет универсального подхода ко всем без исключения студентам, особенно в инструментальной технике. Только после того, как я познакомлюсь индивидуально с каждым, увижу и пойму его конкретные ошибки, только тогда я могу сделать замечания, давать те или иные советы и консультации. Например, если я вижу вилончелиста с недостаточным выразительным spiccato или staccato, я предлагаю ему упражнения, которые помогут исправить положение. Но всегда и во всех случаях давать какие-либо советы предпочтительно после того, когда сформируется полное представление о студенте: его музыкальности, структуре руки, темпераменте и других личных качествах.
   Но вы должны иметь определенный запас упражнений, помощь которых - разрешение многочисленных проблем.
   Это так и есть. Все это есть у Пиятти. Это 1, 3, и 12 упражнения. Каждый студент обязан овладеть ими. У Дюпора тоже есть целая серия упражнений, при помощи которых правильно ставится правая рука.
   Эти упражнения включены в обязательную программу конкурса Чайковского?
   Да. На шестом конкурсе, самом последнем, мы включили в программу первого тура один из наиболaе трудных этюдов Букиника. A пятом конкурсе мы потребовали один из этюдов Поппера. Помню, что для третьего конкурса, мы выбрали один из этюдов на беглость Поппера. Очень трудный этюд.
   Я сам должен был исполнять его в 1950 году на Конкурсе в Будапеште, и когда я готовился, я понял для себя, что в этом упражнении очень много нужного и полезного для музыканта. Я много внимания уделял подобным вещам, в дополнение к вопросам типа интонации и слаженности передачи произведения. Мое исполнение имело большой успех. Я получил первую премию. Есть множество упражнений, которые являются полезными и желательными для приобретения технического мастерства, и, кроме того, это концерты Ромберга, Поппера и Давыдова. Но нет единых правил для всех, равно как и у каждого артиста свой репертуар, также и у каждого педагога свой процесс обучения и к каждому студенту должен быть индивидуальный подход. У одного процесс учебы движется постепенно, у другого это происходит стремительно, он впитывает мгновенно, и значительно быстрее добирается до цели. Когда-то это были педагогические принципы Штримера, сейчас - я тоже так думаю.Этот принцип прост - можно обучать по-всякому, если итог - красивое звучание и подлинный артистизм. Насчет пальцев. Я считаю, что здесь не должно быть какого-либо незыблемого догматического правила! Прикосновением пальцев к струнам мы раскрываем содержание произведения,его лицо, каждое их движение должно быть подчинено только этому, а первым пальцем или четвертым озвучить ноту, это не имеет особого значения, главное, чтобы вам было удобно. Многие виолончелисты, если бы увидели мою аппликатуру в рабочих нотах, были бы удивлены. Но услышав это произведение на концерте, они поймут, что такая аппликатура вполне оправдана. Принимая участие в Международных конкурсах как член жюри, я часто вижу мноих молодых виолончелистов, которые не способны по-настоящему раскрыться только потому, что они их знания в процессе обучения строго ограничены традационными законами аппликатуры. Это неправильное представление. Очень часто, может быть даже чаще, чем хотелось бы, наблюдаю молодых конкурсантов, барахтающихся на испорченных глиссадах, неровной мелодией, каким-то взъерошенным легато - весь неуклюжий, не понимающий аппликатуры. Конечно, с некоторой оговоркой, но достаточно определенно можно сказать, что аппликатура делает музыку. Смелая аппликатура - это основа исполнения.


страницы : 1 2 3 4 5 6 7