Назад

Главная страница

   

КВАРТЕТ имени БОРОДИНА

Borodin Quartet

Слева направо: М.Копельман, А.Абраменков, Д.Шебалин, В.Берлинский
 

Четверо равных.
Четверо разных.
Четверо великих.
Театр четырех актеров.

Газета "Фольксштимме" (Австрия)

     Около пяти десятилетий назад, в 1944 году, в классе камерного ансамбля профессора Московской консерватории М.Териана, организовался струнный квартет, в который вошли: Ростислав Дубинский (1-я скрипка), Нина Баршай (2-я скрипка), Рудольф Баршай (альт) и виолончелист Мстислав Ростропович. Интерес Ростроповича к игре в квартете был невелик и вскоре он привел вместо себя другого виолончелиста - Валентина Берлинского. Этот студенческий квартет впоследствии превратился в легенду мирового ансамблевого исполнительства - непревзойденный Квартет имени Бородина. (Необходимо отметить, что на протяжении своего существования квартет несколько раз менял свой состав: через некоторое время Нину Баршай заменил Ярослав Александров, а Рудольфа Баршая - Дмитрий Шебалин. В этом составе квартет выступал до середины 70-х годов. В это время Ростислав Дубинский эмигрировал из СССР и его место занял Михаил Копельман. Место Ярослава Александрова, также покинувшего квартет, досталось Андрею Абраменкову.)

За все время своего существования Квартет дал невероятное (около 5 тысяч) число концертов, выступил с бессчетным количеством премьер, записал массу произведений, приобрел славу лучшего квартета мира, сохранив при этом замечательную непосредственность в исполнении и потрясающее техническое совершенство.

Высокий профессиональный уровень, а главное - свой собственный почерк, квартет приобрел очень рано, привлекая к себе внимание не только публики, но и коллег. Практически с самого рождения коллектива с ним играли крупнейшие музыканты того времени. Их имена можно перечислять долго, перечислим хотя бы некоторые: Генрих Нейгауз, Мария Юдина, Лев Оборин, Давид Ойстрах, Святослав Кнушевицкий, Святослав Рихтер... Помимо всего прочего, это была еще и потрясающая школа мастерства!

Кроме общения с современниками-исполнителями ансамбль также очень тесно сотрудничал и с современниками-композиторами. Многие произведения создавались композиторами специально для бородинцев и посвящены им (среди них партитуры Анатолия Александрова, Сулхана Цинцадзе, Виссариона Шебалина, Мечислава Вайнберга, Юрия Левитина, Альфреда Шнитке...). Наконец, именно бородинцам принадлежит честь первого исполнения во многих странах мира квартетов Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева. Кроме современных советских композиторов Квартет имени Бородина активно исполняет и музыку зарубежных авторов, зачастую неизвестную отечественному слушателю - это и Сэмюэль Барбер, и Бенджамин Бриттен, и Пауль Хиндемит, и Кароль Шимановский...

Не исключено, что именно в попытках осмысления огромного количества сложных, часто новаторских партитур современных авторов родились неповторимое звучание и исполнительские приемы, которые на протяжении долгих лет заставляли слушателей каждый раз заново удивляться тому чуду, которое неизменно происходило на концертах бородинцев, и которое заставляло и слушателей, и критиков в один голос повторять, что "... вряд ли возможен более совершенный квартет".

      В 1996 году квартет вновь обновил свой состав. В этот раз ансамбль покинули Михаил Копельман (1 скрипка) и Дмитрий Шебалин (альт). На их место пришли соответственно Рубен Агаронян и Игорь Найдин. Скорее всего еще рано судить, сможет ли Квартет имени Бородина в обновленном составе оставить за собой славу лучшего квартета мира. Рецензируя прошедшие "Декабрьские вечера" и говоря о выступлении бородинцев газета "Культура" заметила: "... квартету еще только предстоит найти то звучание, которое характеризовало старый Квартет имени Бородина". Некоторые склонны полагать, что "золотой век" квартета уже позади. Тем не менее, как бы не сложилась судьба коллектива в дальнейшем, остаются записи, которые ансамбль делал на протяжении всего своего существования. А ведь записи - это единственное, что остается от музыканта. И, судя по этим записям, ни один квартет не сделал больше и не играл лучше, чем Квартет имени Бородина.


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.