|
Валерий
Гергиев
Дирижерская
карьера Валерия Гергиева началась еще в
студенческие годы в Петербургской
консерватории, где его учителем был выдающийся
музыкант и педагог профессор Илья Мусин. В эти
годы Гергиев стал лауреатом Всероссийского
конкурса дирижеров в Москве, а чуть позже -
всемирно известного Конкурса дирижеров "Фонд
Герберта фон Караяна". Более 20 сезонов с 1977
года Гергиев стоит за пультом одного из
старейших оперных театров России - Мариинского. С
1988 года маэстро - Главный дирижер и
Художественный руководитель этого коллектива.
За это десятилетие Валерий Гергиев осуществил в
Мариинском театре несколько грандиозных
творческих проектов: фестиваль Модеста
Мусоргского в 1989 году, фестиваль музыки Сергея
Прокофьева в 1991-92 годах, фестиваль
"Римский-Корсаков в XX веке " в 1994 году. С 1993
года он ежегодно проводит Международный
фестиваль искусств "Звезды белых ночей".
Феноменальная работоспособность
маэстро, влюбленность в свою профессию позволили
Валерию Гергиеву расширить репертуар, как
оперный, так и балетный и вывести Мариинский
театр в ряд лучших оперных театров мира. В 1993 году
маэстро стал Народным артистом России, в 1993 и 1996
годах ему присужден титул "Музыкант года",
"Дирижер года" в 1997 году. В 1996, 1997 годах
Валерий Гергиев удостоен Всероссийской
театральной премии "Золотая маска", а также
премии имени Дмитрия Шостаковича и
петербургской премии "Золотой софит" за
лучшую дирижерскую работу в опере Вагнера
"Персифаль".
Одна из последних работ театра -
опера Александра Бородина "Князь Игорь".
Новая версия этой оперы, поставленная в
Мариинском театре в марте 1998 года, вызвала бурные
споры среди критиков и любителей оперного
искусства.
"Опера подразумевает очень много
элементов, которые должны сходиться в каком-то
гармоническом единстве, - говорит Валерий
Гергиев. - Гармонично - это точное слово для
оперного спектакля. Звучание оркестра, хора,
визуальный ряд, какая-то особая магнетическая
атмосфера заставляет публику испытывать
сильнейшие чувства. Живой контакт - вот к чему
стремятся артисты и наши слушатели. И все-таки не
так часто мы уходим из театра абсолютно
удовлетворенными".
Когда наблюдаешь за Валерием
Гергиевым во время репетиционной работы,
вспоминаются слова знаменитого драматического
режиссера Георгия Товстоногова: "Любая
художественная деятельность в творческом
коллективе предполагает осознанную
диктатуру".
"Я думаю, диктатура у нас - это диктат
музыки, говорит Валерий Гергиев, - диктат "его
величества театра". Диктат музыки получается,
со вторым определением у нас еще не очень хорошо.
Нам еще не удалось создать такое положение, чтобы
спектакли Мариинского театра выходили в синтезе
всех элементов режиссуры, живописи,
сценографии... Наша суперзадача - найти
режиссеров, художников, которые могли бы на
творческом уровне конца 20-го века создать
совершенные оперные спектакли".
Творческая активность Валерия
Гергиева - поразительна. Успевая ставить в
Мариинском театре пять-шесть оперных премьер в
год, он много концертирует за рубежом. В
последние 10 лет Гергиев - главный дирижер
Роттердамского симфонического оркестра, с
1997
года - главный приглашенный дирижер Метрополитен
Опера. В 1993 году он организовал ежегодный
фестиваль в Миккели (Финляндия), с 1996 года
является руководителем "Гергиев-фестиваля"
в Роттердаме и музыкального фестиваля в Элайте
на Красном море. В Лондонском Альберт-Холле по
инициативе маэстро и при его участии проводится
цикл ежегодных Королевских Гала-концертов
Королевского филармонического оркестра и
артистов Мариинского театра.
"Наш театр сегодня должен закончить
период таких героических, штормящих сезонов,
когда невероятное количество задач и
невероятный энтузиазм затрачены на премьеры, на
гастроли по миру, - говорит Валерий Гергиев. -
Хочется немного более спокойно и
целеустремленно поработать над несколькими
названиями оперных шедевров. Это нужно для
достижения подлинной гармонии в опере. А
предложений по-прежнему невероятно много".
|