Назад

Главная страница

 


На графских развалинах

 «Пиковая дама» в Мариинском

 В последние годы к Мариинке вернулась былая слава, и потому от ее гастролей ожидаешь чего-то невероятного. Возможно, именно поэтому "Пиковая дама" стала таким разочарованием.

Под силовым управлением Гергиева оркестр Мариинского театра (в высоком профессионализме которого никто не сомневается) зачастую звучит напряженно и негибко, и, хотя в его игре есть удивительно красивые моменты, в целом слушать его неинтересно, и остается лишь догадываться о том, как хороша может быть музыка Чайковского - яркая, глубокая, драматичная, трагическая.

Оркестр звучит устало, и это неудивительно: почти каждый вечер спектакли, днем - репетиции новой постановки.

Впрочем, опера - не симфонический концерт, так что оставим оркестр в покое и обратимся к солистам. Увы, в первом составе по-настоящему хорош лишь тенор Владимир Галузин (Герман); он - подлинный "поющий актер", который вокально и драматически проживает трагедию своего героя, раздираемого двумя страстями - любовью к Лизе и любовью к деньгам и в конце сходящего с ума. Спектакль держался только на нем одном. Лиза (сопрано Татьяна Бородина) выглядит довольно бледно; ее Лиза - всего лишь несчастная скромная девушка, и невозможно поверить, будто она способна пожертвовать благополучным замужеством с богатым человеком ради неопределенности и мгновения любви.

У Полины (Марианна Тарасова) красивое меццо-сопрано, и Елецкий баритона Василия Герело весьма впечатляет, но все равно, недостаток подлинной драмы, ясно присутствующей в музыке Чайковского, - главная проблема нынешней постановки. В обоих составах хороши Прилепа (Ольга Трифонова и Екатерина Соловьева), Чекалинский и Чаплицкий (тенор Леонид Любавин, певший в «Фальстафе» НИО); единственным, кто достойно пел во втором составе, был баритон Виктор Черноморцев (Томский), который живет в Израиле и работает в Мариинском. Однако они не делают погоды.

Как театральное представление постановка оставляет желать много лучшего. Режиссура (Александр Галибин), за исключением двух-трех моментов, практически отсутствует, а когда она есть, то выглядит как правило беспомощной. Игра старомодна: певец выходит на середину сцены, отставляет ногу, протягивает руку, поет свою арию и уходит. О сценическом движении говорить не приходится - оно не имеет ничего общего с музыкой, актеры и хор просто толпятся на сцене. Минималистические декорации (Александр Орлов) с распахивающимися дверьми и развевающимися занавесами, которые разъезжают взад-вперед через сцену, вместе с резким освещением (Глеб Фильштинский) не имеют никакого отношения ни к музыке Чайковского, ни к Петербургу - акварельному, серому, холодному, высокомерному городу, одному из немногих мест на земле, где могут происходить столь странные истории - недаром Пушкин поместил ее действие именно в «Град Петра». Интересны и необычны маскарадные костюмы - у художницы Ирины Чередниковой, несомненно, хороший вкус.

К Новой израильской опере мы зачастую относимся без должного почтения, и совершенно напрасно - в НИО были отличные постановки, как традиционные, так и современные, а что касается оркестра Ришон ле-Циона, «домашнего» оркестра оперы, то с хорошим дирижером он звучит превосходно. Два года назад Франко Дзеффирелли привозил свою абсолютно традиционную постановку «Богемы». Не выдумывая никаких трюков, Дзеффирелли просто очень внимательно прочитал партитуру и перевел ее в зримый язык музыкального театра. Он увидел, как Родольфо прикрывает окно, как начинается, перестает и снова идет снег, как приподнимается на смертном ложе несчастная Мими; он почувствовал, как от картины к картине меняется свет; а в Рождественскую ночь вывел на сцену полтысячи человек, живую лошадь и живого ослика - все это жило, дышало и, главное, было осмысленным и цельным.

А разве не в создании единого целого, где сливаются музыка, движение, свет и цвет, и заключается постановка оперного спектакля?

Впрочем, есть в «Пиковой даме» сцена - радость для всех чувств: пастораль «Искренность пастушки», стилизованная под картины Ватто и исполненная с безупречным изяществом - в Мариинском театре действительно умеют танцевать.

(Тель-Авивский центр сценических искусств, 13, 20 декабря)

Максим Рейдер
mcreider@bigfoot.com 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.