Назад

Главная страница

 

Сказ о смутном времени

   “Опричники — название отряда телохранителей Ивана Грозного. Опричники пировали с царем, участвовали в розысках и казнях, производили наезды на Москву и другие города”, — такое определение опричнины дается в словаре. Каждый, вступивший в отряд опричников, давал присягу — подчиняться царю во всем, отречься от родных и близких. Опричники пользовались доверием царя и получали значительное денежное довольствие. Своими опустошительными наездами и карательными акциями против царских врагов, своей часто беспричинной жестокостью, опричники наводили ужас на знать и простой народ. Память о них осталась самая недобрая.
   В основе первой значительной оперы Петра Ильича Чайковского лежит историческая драма русского писателя Ивана Лажечникова. Андрей Морозов, желая добиться брака с Натальей, дочерью богатого князя Жемчужного, вступает в опричнину. Узнав об этом мать Андрея — некогда знатная и гордая боярыня Морозова — проклинает сына. Проклятие сбывается, когда царь (который, к слову, совсем не появляется на сцене) решает испытать Андрея на верность. Сразу после венчания Натальи и Андрея, он требует новобрачную к себе. Андрей отказывается: “Пусть велят нас разлучить мечами. Царь велит казнить ослушника.
   Несомненный герой премьеры — оркестр Большого театра, руководимый неувядающим Марком Эрмлером. Умная, тщательная, артистичная работа с партитурой позволяет передать ее мелодическое богатство, чисто русскую задушевность, напевность, сквозь которые постепенно прорастает основная тема Чайковского — тема Рока, фатума. Солисты соревнуются в вокальной и игровой удали, решительно передвигаются по сцене, воздевают руци, закатывают очи, клянутся страшными клятвами, отважно бросаются на штурм труднейших мест своих партий. На этом фоне особенно выделяется серьезная работа М.Ерастовой в партии гордой и властной Морозовой, исполненной вдохновенно, на громадном эмоциональном подъеме.
   Режиссеры И.Молостова и Н.Кузнецов решили спектакль на редкость консервативно, если не архаично. Доминирует традиционная мизансцена вида: “солист у линии рампы лицом к зрителю”. По счастью, подобный (довольно-таки унылый) традиционализм несвойствен художнику спектакля — Юрию Устинову, достигшему в своей декорации впечатляющих обобщений. Спокойные и строгие лики Богоматери и святых проступают сквозь мятущиеся, теснящиеся линии. Преобладает темная гамма, с редкими кровавыми проблесками цветов. Действие разворачивается среди зияющего пустотой иконостаса, на котором в конце не остается ни одной иконы, что производит впечатление мира, все больше погружающегося в хаос и морок.

Сергей Конаев.



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.