Назад

Главная страница

 
Первые премии уехали в Грузию и Японию

Окончательные итоги Конкурса Чайковского подвели певцы

Конкурс вокалистов, входя четвертой составной частью в гигантский ассамбляж Конкурса Чайковского, пользуется слушательским интересом наравне с состязанием пианистов. Есть у него и несомненное преимущество -- программы конкурсантов ощутимо короче: в финале, например, они состоят не из двух фортепианных концертов, а всего лишь из двух оперных арий. Поэтому итоговый, третий тур конкурса - не утомительный четырехдневный марафон, как у всех остальных, а просто один большой концерт, который к тому же начинается не в одиннадцать утра, а в семь часов вечера, как у людей. В этот раз, чего никогда не было в истории конкурса, третий тур проходил на главной сцене страны -- в Большом театре. И театр что внутри, что на подступах был подобен осаждаемой крепости - словно в нем пели не молодые, мало кому известные певцы, а Доминго или Паваротти.

К третьему туру молодых певцов осталось четырнадцать человек, хотя должно было (по регламенту) остаться двенадцать: в этом году жюри пришлось особенно трудно, ибо желающих попытать счастья оказалось немыслимое количество и первый тур даже пришлось сделать отборочным, сократив в нем обязательную программу и оценивая участников не баллами, а по системе "да - нет", как на гладиаторских боях. Публика по традиции теряла своих любимцев от тура к туру (горюю и я по полюбившемуся мне тенору, отправленному домой после первого же выхода). Но все же горьких потерь было не так много: общий уровень вокального конкурса никак не назовешь ослепительным, потому согласимся с тем, что все надежды сосредоточились на четырнадцати финалистах.

Финалисты отпели к половине одиннадцатого вечера, а жюри под предводительством Ирины Архиповой вынесло свой вердикт к часу ночи. Что заставило судей заседать так долго, неясно - система предполагает всего лишь поставить баллы, а затем их сложить и разделить. Но без таинственных обсуждений конкурс не конкурс, а чтобы привести их к успешным выводам, попутно решая необходимые математические задачи, согласитесь, требуется время. Пресс-центр, блестяще работавший весь конкурс, на этот раз погрузился в глубокий сон, и результаты состязания стали известны вашему обозревателю благодаря Интернету, из недр которого неофициальная подвижническая команда "Московского музыкального вестника" исправно выдала последнюю горячую новость.

Как уже приходилось писать, Конкурс Чайковского ставил своей целью восстановить свой международный престиж, потерянный в 1994 году, для чего требовались как минимум первые премии, выданные ярким иностранным участникам. Из всех разделов конкурса с этой задачей справился именно и только вокальный: первую премию у женщин получила японка Миеко Сата. Миниатюрная до умиления, она проявила исключительное умение держать зал, задавая ему темп и динамику восприятия. Не слишком удачно спев Царевну Лебедь, японка вызвала овации после огромной и умело выстроенной Сцены сумасшествия Лючии ди Ламмермур. Колоратурное сопрано комариного тембра, она тщательно спрятала свое неумение петь звучно и громко, исполнив между тем все головоломные фиоритуры с неукоснительной точностью. Вторую премию получила Елена Манистина (Россия) - титанических размеров меццо-сопрано партийно-правительственного типа. Когда она излагала Ариозо Воина из Кантаты Чайковского "Москва", казалось, что вернулись брежневские времена в самом качественном и парадном виде. Ария Далилы удалась ей закономерно хуже. Обладательницей третьей премии стала Майра Мухамед из Казахстана. Я бы дал ей первую премию, исходя из единственного соображения: если бы сейчас где-нибудь висела оперная афиша с ее именем, то я непременно пошел бы на спектакль - а ни про одну другую участницу того же сказать я не могу. Голос Мухамед свеж, звучен, красив, в артистической природе есть восхитительная восточная прозрачность и пассивность, почти все сложности ей удавались - хотелось слушать, затаив дыхание, особенно Арию Виолетты. Четвертую премию разделили солистка Мариинского театра Злата Булычева (меццо-сопрано), певшая правильно, но тускло и без полета, и другая петербуржка - Виктория Евтодьева (сопрано), безусловно, умная и индивидуальная артистка, однако испортившая свою Виолетту неточностями интонации. Дипломами награждены Надежда Сердюк (Россия), Мишелина Кобалиани (Грузия) и Ирина Макарова (Россия). На мой взгляд, без этих участниц третий тур мог бы спокойно обойтись.

Первую премию у мужчин завоевал Бесик Габиташвили (Грузия). Ничего не имею против -- настоящий баритон, темпераментный и витальный, легко заполняющий зал Большого театра. Его Верди был вполне итальянским, а арию "Кто может сравниться с Матильдой моей" он выплеснул, как жгучий и вместе с тем галантный тост. Но все же первую премию я отдал бы тому, кто получил вторую, - басу из Мариинского театра Евгению Никитину. Давно я не слышал Гремина такого безупречного и солидного. Никитин - абсолютно профессиональный артист, немного холодный, но привлекающий сочетанием гладкого звуковедения, настоящей культуры произнесения текста и окончания фраз с модным хвостом на затылке. Третья премия - бас Александр Киселев из театра Станиславского, четвертая - монгол Ганбат Пуревжав (баритон). Оба вызвали мои большие сомнения: есть голоса, но нет ни культуры, ни индивидуальности - все как обычно. Дипломов удостоены те, кто внушал надежды, - элегантный баритон из "Геликон-Оперы" Андрей Батуркин, выступивший на редкость неудачно, и очень приятный студент из Питера -- единственный тенор финала Даниил Штода, похоронивший себя претензиями на драматичного Каварадосси: на эту арию в стенах Большого у него не хватило ни голоса, ни темперамента. Обидно.

Предполагать, что лауреатов ждет повышение по карьерной лестнице, преждевременно. Возможно, они немного продвинутся в схеме российских театров. Ибо Конкурс Чайковского, увы, не полнится жадными западными импрессарио. Из лауреатов прошлого конкурса заметные контракты получила лишь американка Лора Клейкомб. Возможно, и на выступления маленькой японской Лючии мы скоро прочтем какие-нибудь рецензии.

Петр Поспелов

arco@cityline.ru

© "Русский Телеграф" 02 июля 1998 года



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.