Назад

Главная страница

 


Восхождение в Эйлон

Ида Гендель и Шломо МинцНа правильном иврите вы никогда не скажете: "Я еду в Иерусалим", но: "Я восхожу в Иерусалим". Тот же глагол надлежит употреблять, когда речь заходит о кибуце Эйлон, расположенном в горах возле ливанской границы. Здесь из года в год проходит международный скрипичный мастер-класс, и, по моему глубокому убеждению, этот курс - одно из самых замечательных достижений израильского духа. Мы, живя в этой стремительно и не всегда в лучшую сторону меняющейся стране, порой забываем о том, что основана она была на здоровом начале. В сегодняшнем мире, в котором так много поверхностности, фальши, лжи и дешевых амбиций, Кешет-Эйлон - островок подлинности, и побывать тут - значит расставить все по своим местам. 

Нынче признанный во всем мире курс празднует свое десятилетие, а начинался он со скромной программы поддержки новых репатриантов. "Мы очень хотели что-нибудь сделать для алии, - говорит Гилад Шиба, директор курса, кибуцный учитель музыки. - Дать им жилье мы не могли - его у нас просто не было - и тогда мы решили помочь молодым музыкантам". Если не ошибаюсь, на первом мастер-классе занимались десять-пятнадцать молодых музыкантов, а в нынешнем году в Эйлон приезжает 50 студентов из 22 стран мира - при том, что заявки на участие в курсе подали более 300 молодых скрипачей. Ицхак Рашковский - художественный руководитель курса, израильский педагог российского происхождения, уже много лет преподающий вместе со своей женой Анни Шнарх в Лондонском королевском музыкальном колледже, из года в год повторяет одну и ту же фразу: "Я ненавижу аудиции - когда я вынужден кому-либо отказать, я чувствую себя палачом, ведь всякий, кто в сегодняшнем мире решает играть на скрипке, заслуживает помощи и поддержки". 

Ицхак Рашковский (более известный в Израиле как "Изья") полагает, что идеальный объем курса - около ста студентов, ибо это такое количество, которое, по его мнению, еще не ставит под угрозу качество преподавания. Причем расширить курс он хочет в первую очередь за счет приема израильских студентов.

- К сожалению, существует определенный разрыв между уровнем преподавания в "Кешет-Эйлон" и тем, что происходит в учебных заведениях Израиля на протяжении года. Однако пока для приема еще полусотни студентов и энного количества педагогов в кибуце физически нет места. 

- Но мы - не просто гости в кибуце, которые пришли и ушли, - подчеркивает Изя. - Мы строим, и это, наверное, очень характерно для Израиля, все еще молодой страны, в которой сохранился дух "халуцианства", дух первопроходцев. И я надеюсь, что этот дух не исчезнет. В конце концов, нашему курсу - 10 лет, а Израилю - 50 с небольшим, эти цифры вполне сопоставимы. 

Курс длится две недели, однако на его подготовку уходит год напряженной работы. Часть ее проходит в Эйлоне, в небольшом офисе Гилада Шиба, часть - в остальном, если так можно выразиться, мире: студенты курса дают в Европе и в США концерты для сбора средств и "для представительства". Курсу необходимы деньги - для строительства новых жилых и учебных помещений, для улучшения условий учебных классов, для стипендий. Лишь в этом году выстроены три домика для педагогов (прежде Рашковский с семьей скитался по квартирам кибуцников, уехавших в отпуск, "что не всегда было приятно", с улыбкой замечает он, и тут же добавляет: "Но на нашем курсе жизненные удобства всегда были на втором плане"), сразу после завершения курса начнется строительство общежитий для студентов. Впереди - создание крупного культурного центра на Севере страны, с концертным залом и студией звукозаписи. Признаюсь, услышав об этом от Гилада впервые лет шесть-семь назад, я мысленно усмехнулся, о чем сегодня вспоминаю со стыдом: сейчас мне совершенно ясно, что так оно и будет. "Кешет-Эйлон" обладает удивительной магией - тот, кто побывал тут однажды, раз и навсегда подпадает под его очарование. Дело, вероятно, в людях, которые курс основали, и для которых важна суть, а не внешние проявления.

Покровительство Шломо Минца многое значит - едва ли найдется педагог, который откажет на приглашение одного из крупнейших скрипачей современности; столь же достойны люди менее знаменитые - Рашковский и Шнарх, о которых мы говорили, и Гилад Шиба, с утра до ночи, днем за днем, располагая минимальным штатом сотрудников и добровольцев, оставаясь в тени, делает необходимую для существования и функционирования курса работу.

Гилад - сын одного из основателей кибуцов Эйлон, Ханита и других, Дова Шиба, сухощавого пожилого человека с абсолютно ясной головой, принадлежащего к редкой и, увы, уходящей породе тех, кто создавал эту страну. Дов Шиба заслуживает отдельного рассказа, и мы при случае непременно расскажем о нем читателям.

В "Кешет-Эйлон" есть сформировавшееся с годами ядро преподавателей, и есть те, кто приезжает сюда впервые. Однако несмотря на постоянное обновление, главные черты курса - стремление к совершенству и доброжелательная атмосфера - сохраняются неизменными. "Надеюсь, так будет всегда, - говорит Рашковский. Не нужно думать, будто бедные юноши и девушки только и делают, что круглые сутки пилят свои скрипки. Вовсе нет. Один из основателей и неугомонных "моторов" курса - известный израильский скрипичный мастер и фанатик лучного спорта Амнон Вайнштейн. Амнон Вайнштейн сделал важное открытие. Он уже много лет утверждает, что стрельба из лука помогает молодым скрипачам совершеснтвоваться в их нелегком мастерстве. Объяснение его очень просто: движения скрипача и лучника во многом схожи, а кроме того, оба они делают свое дело не просто так, а предельно сосредоточенно. Рашковский же не оспаривает и не подтверждает мнение Вайнштейна, а лишь радуется тому, что "дети" могут отдохнуть и расслабиться после года напряженной учебы. И так в "Кешет-Эйлон" приезжает крупный американский тренер-лучник Ларри Вайз, и тренер из клуба в Гиватаиме Фима Хаютин, и стрелки из того же клуба.

Но, конечно, Вайнштейн приезжает в Эйлон не только для того, чтобы пострелять из лука - он на две недели закрывает свою тель-авивскую студию и перебирается в кибуц, чтобы ремонтировать в случае необходимости инструменты, а также учить молодых музыкантов уходу за скрипкой. А из Германии приезжает молодой Даниэль Шмидт, потомственный специалист по смычкам и лауреат международных конкурсов, который говорит: "Я просто обязан быть тут, я давно стал чем-то вроде кибуцной мебели". 

Еще один участник курса - врач-физиотерапевт Ицик Фридман, разработавший оригинальную методику определения "неверных" мышечных напряжений, которые впоследствии могут развиться в профзаболевание. 

В нынешнем году на "Кешет-Эйлон" приглашен известный французский собиратель Арман Муфларц, который привозит свою обширнейшую коллекцию записей выдающихся скрипачей двадцатого века (мало кто помнит, что в нынешнем году празднуется столетие звукозаписи). Как ни поразительно собрание Муфларца, в Эйлоне оно представляет ценность ни само по себе, но как в некотором роде учебный материал.

- Представьте себе, что у некого студента возникли сложности, скажем, с первой фразой концерта Прокофьева, - говорит Рашковский. - Мы ведем его в студию Муфларца, где он прослушивает не менее двадцати исполнений этого опуса, зачастую - противоречащих друг другу, понимает, что "единствено правильного" прочтения нет и быть не может, вконец запутывается - и тогда вместе с педагогом начинает искать свой собственный путь. 

В нынешнем году в Эйлон приезжает также Боб Шерман из США - продюсер музыкальных передач. Он расскажет молодым музыкантам о том, как правильно строить карьеру в ее начальной стадии. 

Курс в Эйлоне - это ежедневные индивидуальные занятия, это открытые уроки - мастер-классы, это концерты учеников и преподавателей и наконец - заключительный гала-концерт, который в нынешнем году состоится в новом "Гейхаль ха-Тарбут" в Ришон ле-Ционе - красивом и уютном зале с превосходной акустикой. Концерт назначен на 12 августа, и тем, кто хочет его услышать, советуем уже сейчас позаботиться о билетах. Каждый год "Кешет-Эйлон" заказывает для этого концерта сочинение израильскому композитору; на этот раз ансамбль скрипачей исполнит новый опус Йосефа Барданашвили.

***

Но пора представить читателю педагогов курса. Мы уже говорили о Шломо Минце, который приезжает, чтобы позаниматься с наиболее одаренными студентами, или, как он сам говорит, "выращивать артистов". Минц поясняет, что на своих уроках он старается "направить студентов, показать свет в конце туннеля. Или, если угодно, объяснить, что есть две дороги - одна по сухому бережку, вторая, кружная, через болото. Ни в коем случае - не давить. Ученик должен сделать выбор сам".

Он продолжает:

- Почти все студенты, приезжающие на курс, погружены в свою среду, в самих себя; они не в силах сами над этим подняться. Внешние проявления их проблем увидеть нетрудно, но за всем этим скрывается мозг, отдающий неверные команды. Иными словами, дело - в проблемах внутренних.

У Минца - очаровательная тонкая улыбка, в нем нет и тени высокомерия: он слишком крупная для этого фигура. 

Рашковский принадлежит к числу крупнейших европейских педагогов, Анни Шнарх создала прекрасную исполнительскую карьеру; оба регулярно преподают на курсах в Европе и США. Рашковский замечает, что одна из особенностей "Кешет-Эйлон" заключается в том, что многие педагоги в той или иной степени принадлежат к русской или советской скрипичной школе, однако, живя в разных странах мира, обогатили свое наследие.

Израильский скрипач Хаим Тауб (он приезжает в Эйлон уже в третий раз) - один из ведущих педагогов страны, воспитавший немало талантливых музыкантов. Вплоть до 1988 года он был концертмейстером Израильского ФО, выступал с этим и другим оркестрами в качестве солиста, а еще раньше играл в Питтсбургском оркестре, куда попал после окончания Джульярдской школы; он - ученик Ивана Галамяна. 

Яир Клесс - уроженец Израиля, солист и камерный музыкант, один из ведущих европейских педагогов, возглавлявший струнный факультет в Тель-Авивской музыкальной Академии им. Рубина, а затем и саму Академию. Клесс постоянно участвует в престижных фестивалях и учебных курсах. Среди его учеников - множество талантливых скрипачей, отмеченных призами международных конкурсов и, между прочим, у Клесса некогда учился Рашковский. В последние годы профессор Клесс делит свое время между Израилем и Европой: он преподает в университете Граца. 

Молодой скрипач Вадим Глузман - уроженец Украины, в 1990 он приехал в Израиль и, к слову сказать, был одним из первых студентов "Кешет-Эйлон". Среди его педагогов - Дороти Делэй, Аркадий Фомин, Захар Брон, Яир Клесс.  Сегодня Глузман - скрипач с международной карьерой. Уже второй раз он приезжает в кибуц Эйлон в качестве преподавателя. 

Среди почетных гостей курса - американский скрипач Дональд Велерштейн, ученик Ивана Галамяна и Дороти Делэй, выпускник Джуллиарда, бывший на протяжении двадцати лет первым скрипачом квартета "Кливленд", с которым он не раз объехал свет. Велерштейн - участник важнейших европейских и американских фестивалей и курсов, педагог, чьи студенты становились победителями международных конкурсов, и сегодня играют в известных камерных ансамблях и крупных оркестрах. 

В третий раз приезжает в Эйлон Эдуард Грач, профессор Московской консерватории, солист с прекрасной карьерой, создатель и руководитель оркестра "Московия". Грач приезжает в Эйлон со своей женой, пианисткой Валентиной Василенко. И она, и Грач, при всей его знаменитости - теплые московские люди, к которым, наверное, очень приятно ходить в гости. Грач моложав, прост в общении и в то же время артистичен. "Я люблю выступать", - говорит он, и это видно: ему присущ некий удивительный шарм. Как и многие другие преподаватели, он приезжает со своими учениками, которые смотрят ему в рот. Видно по всему, что они очень добротно выучены. Грач, похоже, не большой любитель теоретических рассуждений, он - артист. Он с превеликим почтением рассказывает о своем учителе - Абраме Ильиче Ямпольском, о том, как тот был внимателен к тону ("Абрам Ильич никогда не говорил "звук", он говорил "тон", задумчиво вспоминает Грач), о том, как тот никогда не хвалил учеников: "чтобы не зазнавались". И скромно добавляет, что надеется передать своим ученикам то, что получил от своего учителя. От курса Эдуард Грач в восторге, ему очень нравится здешняя атмосфера, он, человек, что называется, "душевный", ценит человеческое тепло и вспоминает, как в прошлом году каджый ученик получил хоть небольшой, но подарок, например, баночку меда. "Это говорит о многом", - замечает он.

Его бывший соотечественник, а ныне - один из ведущих американских педагогов Виктор Данченко, с которым Грач не виделся с 1977 года, когда тот эмигрировал - совсем другая фигура. Данченко появился вечером, с сияющей улыбкой вошел в зал "Сэндвич", где проходил очередной студенческий концерт; Рашковский представил его присутствующим и сказал, что несмотря на то, что профессор Данченко явился в Эйлон прямиком из аэропорта, его урок начнется завтра в девять ноль ноль.

Именно на уроке Данченко ваш корреспондент впервые осознал, что именно происходит на этом курсе: передача ремесла от учителя к ученику. Вот так, с глазу на глаз, через слово, через звук, через взгляд. И другого пути, наверное, нет. 

Студентка Данченко играла Третью сонату Брамса и что-то педагога в ее исполнении не устраивало. Он сказал лишь два слова: "Восстать из праха" - и этого оказалось достаточно, чтобы девушка заиграла по-иному. Конечно, этими словами не исчерпывается все творчество Брамса, но они чрезвычайно важны для понимания его музыки. 

После урока мы говорим с Данченко. У него ясный ум, отточенная речь. Он не скромничает, но в его словах нет похвальбы, скорее это удовлетворенный рассказ о правильно пройденном пути. Данченко, как и многие другие, достоин отдельной статьи. Он - ученик Ойстраха, в какой-то момент осознавший, что у него - свой путь. Ценя и любя русскую культуру и, как выдающийся музыкант, принадлежа к привилегированной части общества, он ненавидел советский режим за бесчеловечность и при перой возможности уехал с семьей в Канаду. Там, впервые занявшись преподаванием, он очень быстро "отметил Торонто на скрипичной карте страны" - его ученики вдруг стали занимать места на местных, а затем и на международных конкурсах. Параллельно развивалась и его сольная карьера. Затем последовали приглашения преподавать на престижных курсах в Штатах, затем - в "Пибоди", старейшей американской консерватории, и Данченко догие годы разрывался между США и Канадой, по три дня в неделю проводя то в одной, то в другой стране. И вот - вершина преподавательской карьеры: приглашение в подлинную Мекку, институт Кертиса, созданный "для воспитания великих музыкантов с выдающейся карьерой", как было записано в уставе этого учебного заведения в 1924 году. Он - первый "русский" принятый в "Кертис" за последние 70-80 лет. Как сам Данченко объясняет причины своего успеха?

- Я полагаю, что все дело в присущем мне умении анализировать, - просто говорит он. - И я могу не только объяснить, как нужно сделать, но и показать это. И последнее. Я - требователен. И если я вижу, что ученик в состоянии выполнить то, что я требую, я не оставлю его в покое. 

Об атмосфере в "Кешет-Эйлон" Данченко говорит: - Как в "Кертисе" - служение совершенству и доброжелательность. Только в такой атмосфере можно воспитывать подлинные таланты. 

***

И, наконец, Ида Гендель, легендарная скрипачка, принадлежащая к числу выдающихся музыкантов нашей эпохи. Довольно сказать, что у Жорже Энеску было два великих ученика - Йегуди Менухин и Ида Гендель. 

Ида Гендель вообще говоря не преподает - ее это не интересует. Но Шломо Минц, которого она высоко ценит, пригласил ее - и она приехала и полюбила курс. Зимой она выступала на концерте "Кешет-Эйлон" в Лондоне, а нынешним летом отменила свои выступления на летних фестивалях - только ради того, чтобы приехать в Эйлон. 

Ее урок - незабываемое впечатление. Девушка из Москвы играла финал "Чаконы" Баха и делала это с виртуозностью и присущей молодому возрасту энергией. 

- Вы прекрасно играете, и, действительно, этот фрагмент часто играют так, как сыграли вы, - заметила Ида Гендель. - Но у меня есть иное истолкование. Мне кажется, что это - самое смерть. Все прошло. Вот послушайте. Она взяла в руки инструмент, заиграла... Глубокий, полный, насыщенный звук - трудно было поверить, что играет немолодой человек. Звук сходил на нет, миниатюрная пожилая женщина печальными и многознающими глазами неотрывно смотрела в глаза своей молодой ученице. 

- Все кончено, вы слышите? - спросила она.

***

Максим Рейдер
mcreider@bigfoot.com


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.