Назад

Главная страница

 


Кировские драгоценности.

Начало лондонских гастролей Кировского балета вызвало целую бурю чувств. В следующие дни предметом всеобщего восторга стали «Драгоценности» Баланчина и программа ориентальных шедевров Фокина. Вместе с фантастической «Спящей красавицей» эти спектакли оставят обильную пищу для воспоминаний.

«Драгоценности», полнометражный балет, в котором нет сюжета, только танец, сочиненный для NYSB в 1967, ждали с особенным нетерпением. Много абсурдного говорилось о Баланчине: что его нужно танцевать определенным образом; что только у американцев есть нужный «напор»; что русские слишком эмоциональны. Но под конец вечера казалось, что Кировский театр влюбил зрителей в этого хореографа.

Баланчин располагал тысячью способов сделать женщину прекрасной: в «Изумрудах» (музыка Форе) — это мягкая, лиричная прелестница; в «Рубинах» (Стравинский) — дерзкая, современная сеньорита; в «Бриллиантах» (Чайковский) — божественно чистое создание в пачке, чей восхитительный дуэт с царственным кавалером заставляет вспомнить о «Лебедином озере».

Хотя после представления восторженно (и справедливо) говорилось о чуде, которое являют собой Ульяна Лопаткина и Игорь Зеленский в «Бриллиантах», и о сексуально-ослепительной Диане Вишневой в «Рубинах», столь же прелестным было и тихое чудо Жанны Аюповой в «Изумрудах», непосредственно играющей с новой хореографией, забывающей себя в ней. Дополнительный утренний спектакль назначен на 26 июня.

Овации были столь же громкими и продолжительными на следующем спектакле, вечере балетов Фокина. И снова перед нами три стороны одного гения: Фокин лирический, Фокин народный, Фокин экзотический. Кировский театр, кажется, полон решимости водворить дягилевского бунтовщика на его законное место истинного гения 20 века. Тяжелая поступь и фольклорная яркость танцев, волнующая драма Петрушки, история о Фокуснике и его зловещем уличном театре, навевающие мысли о связи этого балета с грандиозными политическими катаклизмами.

А в «Шехерезаде» никто не может так жить, желать и умирать как Алтынай Асылмуратова в роли вероломной первой наложницы Шаха Шахриара. Асылмуратова (сейчас ей 39) – жемчужина в короне Кировского театра. Она ослепляет, она обольщает, она остается невинной перед лицом всех обвинений, даже когда ее ловят на месте преступления с гигантским, жадным Золотым рабом Зеленского.

Мне показалось, что некоторый налет обязательности лежал на Кировской версии «Сильфид», в России называемых «Шопенианой». Танец был фарфорово-прелестным, но не парил на крыльях вдохновения, а игра оркестра под управлением Александра Титова оказалась на удивление неслаженной.

Исмена Браун.

 © 2000, The Daily Telegraph. Публикация статьи производится с любезного разрешения редакции газеты THE DAILY TELEGRAPH. Перевод Сергея Конаева.

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.