|
Не ровня
В серьезных обзорах музыкального театра
на "Золотой
Маске" упоминаний об оперетте
практически нет. Ожидать появления отдельного
обзора не приходится: на фестивале оперетта была
представлена всего двумя спектаклями —
"Веселая вдова" и Римская идиллия"
"Московской оперетты". На "Маске" они
оказались благодаря Елене Зайцевой и Лилии
Амарфий, выдвинутых на соискание национальной
премии в номинации "лучшая женская роль в
музыкальном театре".
Рассказав кратко об этих спектаклях — на
мой взгляд, довольно любопытных — попытаюсь
сформулировать основные проблемы, касающиеся
положения театров оперетты на фестивале
"Золотая Маска".
Новая редакция классической оперетты
Кальмана получилась живой, красочной, веселой.
Этот певческо-балетный дивертисмент оказался
хорош всем — от игривых, ярко-театральных
декораций В.Арефьева до состава исполнителей:
Валентин Иванов и Елена Зайцева в ролях графа
Данило и Ганны Главари продемонстрировали
артистизм, точность обращения с игровым
реквизитом, умение носить костюм, выдержанность
исполнения.
Пристойно в спектакле смотрелась
молодежь: К.Соколов в роли Никоша, С.Криницкая
Валентины, жены барона, А.Косарев Камилла де
Россильона. У Соколова есть все задатки, чтобы в
скором времени выдвинуться в превосходного
комика: благодарные внешние данные,
пластичность, увлеченность процессом игры,
живость реакции на каждую сценическую ситуацию,
умение веселить без нажима или утрировки.
Высокий, широкоплечий А. Косарев – солист оперы,
работающий в театре по контракту, произвел
благоприятное впечатление
лирическо-трогательной манерой исполнения, и, в
первую очередь, хорошим голосом.
Недурно смотрелась музыкальная часть
постановки: оркестр под управлением
Э.Абусалимова играл вполне прилично, голоса
звучали томно, нежно, но главное — чисто. И только
хор, к большому огорчению, не смог подняться выше
своего обычного уровня: выразительность
отсутствовала, различить слова не
представлялось возможным.
"Веселая вдова" — классика оперетты,
школа для артистов, экзамен, выдержать который
почетно и сложно. На этот раз он был выдержан
достойно.
"Римская идиллия" — очередная не
слишком удачная постановка "Московской
оперетты" в жанре мюзикла. Вероятно,
задумывался короткий воздушный спектакль,
проносящийся перед глазами фейерверком
разнообразных актерских проявлений, изящных и
мимолетных, в целом поверхностных. Не получилось,
причиной чему в равной мере неудачная режиссура
и путанный, разбухший сценарий.
На фоне безыскусных декораций В.Арефьева
— два огромных экрана, сдвинутых под углом, на
которые проецируются различные пятна и силуэты
— немногочисленного “хора” и бледных партнеров
блистает Лилия Амарфий, ради которой, видимо,
спектакль поставлен, ради которой же — был
выдвинут на “Золотую Маску”.
Впрочем, нельзя сказать, что ее игра здесь
как-то особенно неожиданна. На сцене Амарфий,
действительно, много: она то изображает в лицах
тетю Арабеллу, кузину Мариолину, мать, то
отыгрывает телефонные звонки воображаемой
Армиды, то представляет Марию на аукционе, Марию
на стройке, Марию у постели больного Лоренцо. Она
привычно обаятельна, резва, непосредственна… и
утомительно однообразна — по крайней мере, в
приемах исполнения.
Из двух спектаклей “Московской
оперетты”, “Веселая вдова” смотрелась намного
лучше. Работа Лилии Амарфий в “Римской идиллии”,
во всяком случае, открытием не стала, да это и не
тот материал, на котором вообще возможно
раскрытие новых граней ее замечательного
дарования. Работа Елены Зайцевой смотрелась
предпочтительней и, по крайней мере, заслуживала
того, чтобы быть отмеченной — несмотря на
видимую небезупречность сравнений между
мюзиклом и классической опереттой.
Так или иначе, премий оперетта не
получила. Неудивительно, ибо даже в номинации
"лучшая женская роль в музыкальном театре"
ни Амарфий, ни Зайцева заведомо не могли
составить конкуренции солистке
"Геликон-оперы" Наталье Загоринской,
исполнившей в "Кармен" Бизе заглавную роль.
Хотя бы потому, что в "Кармен" — задачи иного
порядка, более крупные, серьезные, занимательные.
Опереточная певица должна быть сверхгениальна
для того, чтобы отодвинуть любую артистку,
выступившую в Кармен мало-мальски успешно —
гений Бизе в том порукой. А Загоринская выступила
действительно блистательно...
Ничего нет болезненней для оперетты, чем
сравнение с оперой. В России, в силу исторически
сложившихся предубеждений,
театрально-музыкальная элита опереттой
пренебрегает: и партитуры-де опереточные
"легче", и поют там плохо, а играют еще хуже. В
конце концов: "Нельзя шутовство равнять с
трагическим или драматическим искусством!".
Никто не спорит — нельзя. Оперетта — жанр другой,
имеющий свои корни, занимающий особое и
отдельное место в искусстве. На "Золотой
Маске" оперу и оперетту вновь уравняли…
предрешив тем самым итог "борьбы".
Вот если бы в "Геликоне" решили
поставить "Веселую вдову" с Загоринской в
роли Ганны Гловари, и, вместе с "Московской
Опереттой", выдвинуть спектакль на "Золотую
Маску", сказать, кому достанется премия, было
бы намного сложнее. Пример —спектакль
"Летучая мышь" И.Штрауса той же
"Геликон-оперы": прекрасно спетый,
по-оперному статичный, растянутый и не смешной.
Не обладая искрометной легкостью, виртуозностью
техники работы в жанре, он безнадежно уступает
"Летучей мыши" "Московской оперетты",
хотя эта постановка шедевром, мягко говоря, не
является.
Конечно, при распределении премий надо
идти от жанра, его требований и условностей. В
первую очередь от жанра. На "Золотой маске"
это не удавалось, виной чему несовершенство
Положения о премии. Отбор участников по
номинациям "музыкальный театр" исходно
некорректен, что точно не способствует конечной
объективности оценок. Одна из самых важных
проблем "Золотой Маски" — необходимость и
невозможность учитывать тонкости и оттенки
самых разных различий: оперетта — опера,
классический балет — танец модерн, большой зал —
малый зал, традиционный театр — новая
театральная реальность etc. В драме они решались с
помощью специальных призов. В куклах и
музыкальном театре почти не решались.
Теоретически возможны два выхода из
сложившейся ситуации. Наиболее логичный —
разделить номинации оперного театра на оперные,
опереточные, может быть, мюзикла и даже эстрады.
Другое дело, что разом усложнится организация
фестиваля, растянутся сроки его проведения,
потребуются дополнительные финансовые влияния…
Второй путь — раз в два года проводить,
скажем, на сцене "Московской Оперетты"
фестиваль театров музыкальной комедии под
эгидой "Золотой Маски". Жюри наполовину
может состоять из театральных деятелей,
работающих в области музыкальной комедии,
наполовину из членов жюри "Золотой Маски".
(Мне кажется, такая концепция вполне применима ко
всей "Золотой Маске": каждые два года (в
очередь с Чеховским) проводить несколько
фестивалей — драматический, кукольный,
музыкальный, объединив их идеей национальной
премии).
Повторимся — "проблема оперетты" на
"Золотой Маске" (как все, из нее вытекающие)
требует решения. И чем скорей оно будет принято,
тем лучше.
Сергей
Конаев
|