Назад

Главная страница

 


Стремление к легкости.

   Легкий, шутливый, прелестный... Не так часто мы произносим эти слова, когда речь идет об оперных постановках. Тем и примечателен новый спектакль Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко - "Обручение в монастыре" С. Прокофьева - что к нему перечисленные эпитеты подходят в высшей степени.

  Причины? Во-первых, пьеса Шеридана "Дуэнья", взятая Прокофьевым за основу для создания либретто. Пьеса, искрящаяся остроумием, полная ощущения игривости жизни. Действие ее происходит в Севилье восемнадцатого века ("прекрасное далёко" для России начала сороковых годов), персонажи ее - очень славные, и всё, что с ними приключается, - так незамысловато и ясно, несмотря на бесконечные хитрости, обманы и переодевания. Да и хитрости их - такие симпатичные! 

    Прокофьеву понадобилась эта пьеса для того, чтобы написать "лирико-комическую оперу" (таков жанр "Обручения в монастыре"), которая не имела бы ничего общего с реальной жизнью реальных сороковых годов в России, накануне войны, когда только-только приостановились репрессии тридцатых. В музыке Прокофьева - легкость, веселость, остроумие... Ни намека на трагизм, всё - в шутку: даже фрагмент трагической темы из "Ромео и Джульетты" в увертюре к "Дуэнье" становится не более, чем красивой мелодией.

    А.Титель - главный режиссер оперы музыкального театра им. Станиславского - и Л.Налетова поставили спектакль, в котором озорства на сцене - не меньше, чем в музыке Прокофьева. Любовно выдуманные детали стали даже своеобразным двигателем действия. От одной смешной режиссерской выдумки - к другой: так строится "Обручение в монастыре" А.Тителя. Очень похоже, кстати, стоится "Дуэнья" Шеридана: от одного неожиданного поворота сюжета - к следующему. 

   Для А.Тителя в этой работе были очевидно важны три временные точки: год написания оперы (1940-й), время действия событий, происходящих в ней (условный 18 век) и современность. Поэтому гимнастка в трико, исполняющая номер с лентой под звуки увертюры, вызывает вполне классического Арлекина в треуголке, который оказывается слугой господина в современных модных штанах чуть ниже колен и кожаной жилетке на голое тело. Соединение стилей, игра стилями - закон этого спектакля. Его легко описывать по сценам: они остроумны и четко простроены. Вот первое появление перед зрителями Луизы  - молодой влюбленной (Хибла Герзмава) и ее няньки - дуэньи (Елена Манистина): обе - в черных шортах-трусах и маечках с короткими рукавами. Прибежали, высоко поднимая колени на бегу, играть в футбол (шесть мячей уже приготовлены заботливыми Арлекинами). Стали разминаться, приседать, прыгать через препятствия (т.е. через тех же Арлекинов), и, не теряя времени, обсуждать план предстоящего побега. Обо всем договорились, и, так же - трусцой, убежали за кулисы.

    Дуэнья в спектакле А. Тителя - вовсе не старуха, как у Шеридана, а, напротив, крупная дама - вполне цветущая, очень рыжая и абсолютно раскованная. Когда она сменит свой спортивный наряд на восточные шаровары и расшитый блестками лиф, невозможно будет отвести глаз от ее танца перед торговцем рыбой, будущим ее супругом. Сыграна она покоряюще, что ценно, если учесть, что для Елены Манистиной это дебют на большой сцене. Кроме того, ее исполнение партии Дуэньи, безусловно, относится к очевидным музыкальным достоинствам спектакля, в котором далеко не все певцы обладают столь красивыми и сильными голосами, как хотелось бы, к тому же оркестр порой становится нечутким к вокалистам, хотя в целом звучит достойно (дирижер - Ара Карапетян). Настоящим украшением спектакля стали, помимо Е.Манистиной, В.Войнаровский - милый, лысый Дон Хером и Х.Герзмава - Луиза. В.Войнаровский замечательно исполнил арию "Если есть у вас дочь.."; дивно прозвучал комический дуэт Дона Херома и Дуэньи "Стыдно", а Хибла Герзмава своим исполнением партии Луизы привнесла в спектакль поэтичность и нежность, без которых немыслима "лирико-комическая" опера.  

    В "Обручении в монастыре" А.Тителя есть не только действующие лица оперы, но еще и рыбы. И те, и другие, к слову, живут в царстве белых вертушек (помните, в детстве были такие игрушки: палочка, на ней круг, а на него прикреплены будто цветочки, сделанные из разноцветной бумаги, с четырьмя лепестками; от ветра "цветочки" начинали вертеться. Такими же - только большими и белыми - украсил сцену музыкального театра им. Станиславского художник Владимир Арефьев). Их много - этих вертушек: расположенные определенным образом, они могут заполнить собой весь объем сцены: всю ее глубину и высоту. Но - вернемся к рыбам. В спектакле они обитают вполне законно: ведь Мендоза - один из главных персонажей - торгует рыбой. Так что разные водоплавающие могут сниться персонажам, с деловым видом подметать пол, засовывать севильского дворянина Дона Херома в пластиковый мешок и забрасывать его дукатами... Они (рыбы) из сна, им (рыбам) можно. Однако когда к рыбам в той же картине сна дона Херома присоединяются еще и водолазы, а так же многочисленные почтальоны и врачи, пожалуй, единственный раз в спектакле теряется легкость и начинает провисать ритм. 

    В других сценах наличие молчащих, сопутствующих действию персонажей не утяжеляет спектакль, но вносит в него милую сумасшедшинку: получается, что на каждого героя оперы Прокофьева в спектакле А.Тителя приходится по одному Арлекину и по одной (а то и по две) рыбе. Причем водоплавающие ведут себя часто более занимательно и вальяжно, чем исполнительные "слуги просцениума". Русалка, например, лежит, развалясь, в аквариуме, забавляется с рыбешками откровенно бутафорскими, и даже позволяет себе отвлекать главных героев, занятых обсуждением принципиальных для них вещей. Но ведь "Дуэнья" (или "Обручение в монастыре") - это история прежде всего про замечательный розыгрыш, где есть только один критерий происходящего: блеск и оригинальность исполнения того, что было задумано. Так у Шеридана, у Прокофьева, и - теперь - в музыкальном театре им. Станиславского в спектакле А.Тителя. Поэтому и рыбы могут вести себя, как им угодно.

 Катерина Антонова

Опубликовано в газете "Первое сентября" 

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.