ALEA MUSICA - De musica (Статьи/Историко-биографические)

Назад

Главная страница

 

  
Путешествие в историю

   Средиземноморье таит в себе немало сюрпризов. Многое из того, что кажется привычно знакомым, оборачивается неожиданным открытием. Подобные открытия подарила мне нынешним летом поездка в Хорватию. Хорошо известно, что Далмация - часть адриатического побережья Хорватии - всегда была тесно связана с традициями итальянского искусства. Адриатическое море омывает не только берега италийские, но и балканские, создавая некое общее культурное пространство, где естественным образом осуществлялась связь времен. И неотъемлемой частью этой единой "культурной карты", как и карты географической, служат многочисленные острова хорватской части Адриатики. Один из этих островов, а именно остров Хвар, и стал главной целью моего путешествия. Непосредственным же поводом послужило упоминание Хвара в комментариях известного аутентиста Рене Якобса к постановке 1990 года в Инсбруке оперы венецианского композитора XVII века А.Чести "Оронтея". Якобс заметил:     "Единственный доныне сохранившийся венецианский театр начала XVII века можно сегодня увидеть на югославском острове Хвар, где расположено бывшее венецианское поселение Лесина".
   То, что мне довелось увидеть, намного превзошло ожидания, позволив реально ощутить живые свидетельства истории, которые не только подтверждали факты общности культуры тех мест с ренессансной Италией, но и вызывали в памяти представления о временах гораздо более отдаленных.
   Хвар - второй по протяженности остров Хорватии, "вытянутый" с востока на запад у берегов Далмации. Происхождение самого названия острова (и его главного города) наглядно демонстрирует этапы эволюции его истории: PHAROS - PHARIA - HUARRA - HVAR.
   В 385 году до н. э. на остров, где обитали иллиры, приплыли греки с эгейского Фароса и дали то же название основанному ими городу. Но уже к концу III века до н. э. остров переходит во владение Рима, и город возрождается как римская Фария. Следы античных времен здесь встречаются и поныне - в мозаиках и керамике, во фрагментах городских стен и построек, а широкая и плодородная долина, так называемое Поле, хранит до сих пор древнегреческую систему разделения на участки и каменные дороги, выложенные более двух тысяч лет назад. Античный Фарос оставался важным центром Адриатики и во времена раннего христианства, и в эпоху Средневековья. Известно также, что в VII веке на остров пришли славянские племена, заселившие прибрежный район и соседние острова, что и определило всю его последующую историю. С XI века остров находился под контролем Венгерско-Хорватского королевства, а позже, неоднократно подвергаясь нашествиям венецианцев, в 1420 году окончательно попадает в зависимость от Венецианской Республики, длившуюся вплоть до 1797 года. Правление Габсбургов, прерванное французской оккупацией (1806-1813), продолжалось здесь, как и во всей Хорватии, уже до конца Первой мировой войны.
   Историческим центром острова Хвар является Стари Град: именно здесь греки основали свой Фарос. А неподалеку создали еще одно поселение, которое позже присоединилось к Фаросу. В средние века особое значение важного морского порта приобрела как раз эта, другая, часть Фароса, хорошо известная уже тогда как бухта и город Хвар, и чье название распространилось на весь остров (старый же Фарос стал называться Стари Град). Существует и так называемое "итальянское" название острова и города Хвар - Лесина, которое возникло уже в XVIII веке (это и объясняет его упоминание Якобсом). Правда, в действительности происходит оно от хорватского глагола Lijezati, что означает "лизать", а иначе - "входить", "вплывать" в бухту.
   И Стари Град, и Хвар - совсем небольшие города, словно "сросшиеся" с морем и окруженные горами, хранящие веками свой неизменный облик. Все в них поражает неповторимой атмосферой старины, где, кажется, ничто не нарушает покоя и уюта узеньких улочек и величавых церквей, радостно вознесенных к небу колоколен, где кажется, что камни мостовых и домов помнят многое...
   Стари Град особенно пленяет своей скромной красотой. Здесь сохранилось немало видимых свидетельств и древнего греческого Фароса, и римской Фарии. Нередко они оказывались "встроенными" в более поздние здания. Например, фрагмент древних городских стен - в основание колокольни приходской церкви св. Стефана, надпись на которой говорит о том, что вход в греческий город с моря был именно здесь. И эта, и многие другие "детали" греко-римской истории естественно вписались в тот облик города, который сформировался главным образом в XVI-XVII веках и остается таким и поныне.
   Одна из главных достопримечательностей Стари Града - Tvrdalj ("Крепость"), детище известного хорватского гуманиста Петра Гекторовича (1487-1572), возведенное местными мастерами по его собственным чертежам. И это не просто дом, дворец или летняя резиденция его хозяина. Это также и укрепленное здание "для всех жителей Стари Града" в случае опасности, это и "приют для всех путников и бедняков", а создавал Гекторович его "для себя и друзей своих", - так гласит высеченная на каменной плите надпись над входом во внутреннюю часть Тврдаля.
   Строительство этого здания, которое длилось около сорока лет под непосредственным руководством Гекторовича, стало делом всей его жизни. Тврдаль явился не просто жилищем, а воплощением его жизненной философии, утверждением самого гуманистического духа эпохи, если угодно, - своеобразным завещанием потомкам. Запечатлено это и в тех двадцати изречениях на латинском языке. Что высечены на каменных плитах, расположенных на внешних стенах Тврдаля и во внутренней его части, которую главным образом занимает так называемый Ribnjak. Это уникальный пруд, где благодаря специально предусмотренной разнице уровней смешивается морская вода для разведения определенного вида рыбы (mugi cephalus). Есть здесь и башня-голубятня, и заповедный сад с редкими для этих мест травами. Поразительно, но все это существует и действует до сих пор!
   И еще одно интересное добавление. В атриуме перед главным входом был сооружен туалет (своего рода раритет для Европы того времени), над которым Гекторович поместил следующую надпись: "SI TE NOSTI CUR SUPERBIS", что означает "Если такой же, как все, - нечего гордиться".
   Вполне ренессансные свойства личности Гекторовича проявились как в многогранности его деятельности, так и собственно в творческом наследии, в частности, в знаменитой эпической поэме "Ribanje i ribarsko prigovaranje" (1556), которая в 1558 г. была опубликована в Венеции. Написанная в форме послания к другу, поэма повествует о трехдневном плавании к ближайшим островам и рыбалке в обществе двух хварских рыбаков. Примечательно, что в повествование это включены не только идиллические зарисовки природы и быта и типичные рыбацкие "байки", но и народные песни, две из которых приводятся вместе с мелодиями, записанными мензуральной нотацией. Эти, самые ранние из сохранившихся в Хорватии нотных записей народных песен являются еще одним свидетельством разносторонней образованности Гекторовича.
   Имя Гекторовича тесно связано не только со Стари Градом, но и с островом Хвар, где жило не одно поколение его семьи и где, в частности, сохранился построенный по его проекту "Готический дворец".
   Город Хвар раскинулся на берегах широкой бухты и словно "распахнут" навстречу морю своей просторной главной площадью - самой большой городской площадью в Далмации. А по склонам окружающих гор каскадами "стекают" каменные дома, возвышаются дворцы, колокольни церквей и хорошо видны древние стены городских укреплений, ведущие к Крепости на вершине горы. Она была построена в середине XVI века на месте старой средневековой башни, а позднее к ней присоединились и сооружения наполеоновских времен.
   Значение крупного культурного центра на Адриатике Хвар приобретает с конца XV века. С этого времени и на протяжении XVI и XVII столетий ведется интенсивное строительство, сформировавшее архитектурный облик города. Но общий процесс развития новой гуманистической культуры здесь начался значительно раньше, с образования первой на Адриатике городской общины (1278) во времена венецианской оккупации. Приход венецианцев обозначил тогда гораздо большее в жизни Хвара, чем смену власти: определил новое общественное устройство, учредив для управления городской Совет (по примеру Совета Дожей), который получил контроль и над всем островом.
   Тесные связи с Венецией способствовали процветанию Хвара не только как оживленного центра торгового мореплавания на Адриатике, но и как центра художественной культуры. В этом отношении Хвар всегда был чутким "сейсмографом" происходящих в Италии событий, следовал новым веяниям, однако сохраняя при этом черты собственной самобытности. Поэтому, быть может, столь незабываемое впечатление производит сам внешний облик города и в первую очередь его "фасад" - главная площадь или Пьяцца. В глубине ее стоят Кафедральный собор св. Стефана и Колокольня (XVI в.), представляющие характерный примеры зодчества местных мастеров, создавших немало подобных образцов типично далматинской ренессансной архитектуры, в которой сочетаются черты романского стиля с признаками готики и барочными элементами. Гармоничное ощущение пространства главной площади прекрасно дополняют и другие здания. Среди них - резиденция епископа рядом с Кафедралом, существующая здесь с XIII века (бывший бенедиктинский монастырь); красивейшая Лоджия (в прошлом зал суда) и Башня с часами - сохранившаяся часть дворца Князя (представителя Венеции), служившего центром гражданской власти.
   И наконец, Арсенал - одно из самых оригинальных созданий хварских строителей, где, как оказалось, и находится сохранившийся до сих пор старинный Театр. Сооружение Арсенала началось еще в конце XIII века, когда венецианцы, сразу же оценив большие преимущества бухты Хвар, решили создать здесь укрепленную базу для своего флота. Строительство велось довольно долго, но очень основательно, что и позволило Арсеналу избежать полного разрушения во время неоднократных жестоких нападений турок. Окончательный свой вид Арсенал, сооруженный на средства городской общины, приобрел к началу XVII века. Морские суда могли непосредственно входить под его арку, где осуществлялись их ремонт и снаряжение. Однако этим назначение Арсенала не ограничивалось. Со стороны площади к нему пристроили так называемый Фонтик (хранилище зерна), а на втором этаже Арсенала над аркой разместили оружейную и склад оружия. Большую же часть второго этажа занял Театр. В XIX веке (1821-1868) все здание, исключая помещение Театра, находилось в ведении австрийской армии и использовалось как казарма и склад. После ухода войск на втором этаже Арсенала рядом с Театром разместилась муниципальная канцелярия. Здесь и сейчас находится администрация города, а в бывшем зале заседаний - художественная галерея. В нижнем этаже арсенала (и Фонтика) теперь располагается кино-зал, а под аркой - магазин сувениров и художественный изделий. С обратной стороны здания массивные входные двери венчает венецианский лев и высеченная на камне надпись - "ANNA PACIS PRIMO MDCXI", а над входом в Театр подобная же надпись гласит - "ANNA SECVNDO PACIS MDCXII". Иными словами, Арсенал и Театр были закончены в первый и второй год мира. Здесь необходимо вновь коснуться истории.
   Тогдашний князь Хвара Петр Семитекола был мудрым правителем и щедрым меценатом. Ему удалось заключить в 1610 году мирный договор после длившегося почти два столетия противостояния между патрициями и гражданами, что рассматривалось современниками как важнейшее событие, определившее весь последующий уклад жизни.
   Благодаря инициативе и усилиям Семитеколы в Хваре были построены многие здания и сооружения и, в первую очередь, хварский Театр - один из первых в Европе коммунальных общедоступных театров. Для жителей Хвара он стал своего рода символом новой жизни, так как подтверждал главный результат достигнутого и подписанного соглашения: уравнение в правах всех сословий населения. Отныне Театр объединил в своей публике и представителей аристократических семей, и простых граждан, что произошло здесь гораздо раньше, чем в первых публичных оперных театрах Венеции.
   Что касается внешнего вида Театра, то он совсем не похож на традиционный театр, он "скрыт" внутри массивного здания Арсенала, что, возможно, и сохранило его от пожаров и разрушений. Зато внутренний интерьер действительно соответствует тому представлению, которое мы можем иметь о венецианских театрах по старинным рисункам и гравюрам. Он лишь немного меньше, но устроен удивительно пропорционально и создает теплую атмосферу почти домашнего уюта, что, видимо, вполне отвечало потребностям такого города, как Хвар, и настроениям его жителей.
   Попадаешь в Театр с широкой террасы Бельведера над Фонтиком, с которой открывается прекрасный вид на Главную площадь. Партер сравнительно невелик - девять рядов по 10 кресел (в последнем ряду 6) с проходом посередине, а два яруса лож (по 9 с каждой стороны и центральная над входом) опоясывают зрительный зал своими стройными аркадами, закругляясь напротив сцены. Конечно, с годами, с веками менялись освещение, мебель, краски декора, но сознание того, что этот зал, в котором я нахожусь, вот так существует уже почти 400 лет, - наполняло особым волнением. Кстати, совсем недавно (1988) после ремонта и обновления интерьера ложам был возвращен их первоначальный вид, а в партере поставлены кресла, принадлежавшие в конце XIX века Загребскому оперному театру.
   Из мало сохранившихся городских архивов, к сожалению, известно немногое о репертуаре Театра и его истории. Но отдельные документы сообщают интересные сведения, согласно которым театральное искусство в Хваре имеет давние традиции. Уже с XIV века здесь, на площади перед Кафедралом, происходили Священные представления, продолжавшиеся и в последующее время, сохранившее, например, данные о Мистериях М.Газаровича (нач. XVII в.). Широко развивалась и светская театральная культура, представившая ряд интересных образцов творчества местных авторов. Например, первую хорватскую светскую драму "Невольницы" Г.Луцича (XVI в.) или же "Женщину с Хвара" и "Комедию Раскота" М.Бенетевича (рубеж XVI-XVII вв.), известного в свое время не только как комедиограф, но и как живописец и музыкант. Традиции ренессансного театра, судя по всему, здесь были сходными с тем, что нам известно об Италии, но претворялись они в специфически национальных формах. Это относится, в частности, к сохранившимся музыкальным "номерам" из Комедий Бенетевича и Мистерий Газаровича. Легко предположить, что в XVII веке эти традиции продолжали свое развитие и в том, что касается оперы. А если принять во внимание то направление этого жанра, которое главным образом культивировали венецианские театры, то вполне можно допустить, что подобные спектакли шли в Хваре (занимательные "пьесы с музыкой", по сути - мелодрамы). Это подтверждается свидетельством одного из современников, Г.Бертучевича, сообщавшего в письме к приятелю, что "здесь на Хваре во время карнавала давали оперу". Есть и еще одно свидетельство, уже из начала XVIII века. А.Матияшевич Караманео, литератор с острова Вис, в своей поэме, посвященной венецианскому адмиралу М.Капелло, описывает роскошные Представления (с музыкой), которые происходили тогда в хварском Театре, как происходили они, скорее всего, и до, и после этого. Известно также и о других спектаклях во время карнавальных сезонов, к примеру, о ярких "музыкальных манифестациях" в честь св. Стефана "с инструментами, интермедиями и танцами".
   Таким образом, очевидная общность культурных традиций Хвара и Венеции, самой практики публичных зрелищ и развлечений позволяет представить себе репертуар Театра даже при недостаточности конкретных документов. Некоторые материалы освещают и другие факты его истории. Так, коммунальный финансовый отдел, входивший в городской Совет и ответственный за состояние Театра, утвердил на своем заседании (1676) решение о "необходимости ремонта Театра, принадлежащего данной общине, в Арсенале и предназначенного для исполнения Комедий...". Судя по различным данным, Театр не прерывал своей деятельности вплоть до 1796 года, когда Арсенал был занят австрийскими войсками. Но уже в 1800 году группа хварских энтузиастов приступила к его восстановлению. Тогда же, видимо, было образовано и Театральное общество, выработавшее свой Устав, одобренный властями в 1803 году. Согласно этому Уставу, первого декабря происходили ежегодные собрания Общества, а для вынесения важных решений был предусмотрен обязательный кворум - по крайней мере, половина членов, присутствовавших в городе. Избирались Председатель, Конзерватор (инспектор), Надзиратель и два "Помирителя". Инспектору поручалась материальная ответственность за Театр, Надзирателю - следить за порядком на представлениях, последним двум - решать различные споры, а также принимать почетных гостей.
   Затраты на ремонт (еще по давнему обычаю) частично несли владельцы лож; они же обязаны были обеспечивать внешнее их освещение, причем при любых обстоятельствах, даже в случае собственного отсутствия, а иначе - платили штраф. За освещение сцены и оркестра платило Общество. Владельцы лож должны были следить и за тем, чтобы внутренне освещение не привело к пожару, чтобы ничем не беспокоить соседние ложи, а также согласовывать с другими и с Обществом ежегодное оформление лож. Продавать или дарить ложи разрешалось только постоянным членам Общества (или вовсе отдать в его распоряжение), а сдавать в наем можно было свободно. Центральная ложа была определена за Председателем и почетными гостями, которых он приглашал. Одновременно она могла служить и местом дружеского общения членов Общества, исключая женщин (!), которым запрещено было здесь находиться. Доходы Общества складывались из ежегодных членских взносов, аренды трех лож, принадлежавших самому Обществу, а также - от аренды буфета, за право на которую проводился специальный конкурс. Все доходы, как и расходы, подлежали строжайшему учету. Устраивались также благотворительные представления в пользу городского приюта.
   Актеры и музыканты, выступавшие в Театре, частично набирались из местных исполнителей-дилетантов, а кроме того приглашались из других трупп, в том числе иностранных. Любопытно, что женщинам долгое время было запрещено выступать на сцене хварского Театра, что отмечал даже в 1857 году в своей книге о Далмации Ф.Петтер. В XIX веке, несмотря на "соседство" воинского склада и казармы, Театр продолжал работать, особенно бережно, быть может, стремясь сохранить традиции национального репертуара. Во всяком случае, из документа 1836 года известно, что в хварском Театре исполнялась старинная Рыцарская игра "Морешка", издавна широко распространенная в здешних местах и вообще в Средиземноморье. Традиции эти сохранены и поныне, как сохранен и сам Театр, в котором до сих пор ставятся спектакли - как драматические, так и музыкальные.
   С сожалением покидала я Хвар, не успев увидеть и малой доли всех его богатств. А сколько еще удивительных открытий и сюрпризов таит в себе Далмация, ее города, острова? В Сплите, например, сохранился дворец Диоклетиана. Говорят также, что Млет, остров южнее Дубровника, - легендарный Одиссеев остров нимфы Калипсо...

Е.И.Гордина

Материал подготовила Юлия Пушкина ( piano@cityline.ru )

© 1998, журнал "Старинная музыка", № 2

Журнал выходит ежеквартально. Подписной индекс 42703. Жители Москвы и Подмосковья могут подписаться на журнал в редакции - тел. 469-1205.

 



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.