|
Музыкальный театр Италии первой
половины XVII века: не только опера.
Перелистывая страницы истории
итальянского музыкального театра, мы
вновь возвращаемся в те замечательные
времена, когда на заре эпохи барокко
флорентийцы подарили миру новый
сценический жанр - оперу. Со временем
опера как драма, в которой поется все,
станет источником новых традиций, как в
области музыкального искусства (вокального,
инструментального), так и в области
архитектуры (появление оперных театров),
живописи (оформление сцены, эскизы
костюмов), актерского мастерства, а также
балетного искусства, непосредственно
связанного с этим жанром. Но наш рассказ
пойдет совсем не об опере, а о
многочисленных спектаклях иных жанров,
что существовали в то же время и были
неотъемлемой частью придворной жизни
Италии.
Ведь опера возникла в многоплановой
среде ренессансного театра, щедрого на
представления разного характера. В
крупных городах широко были
распространены празднества, театральные
действа, сопровождавшиеся музыкой и
танцами. А неизменная привязанность
итальянцев к праздничным увеселениям
объяснима многовековой традицией
карнавалов и маскарадов, и по сей день
сохранившейся в культуре этой страны.
Опираясь на воспоминания современников,
широко представленные в книге А.Солерти
"Музыка, танец и драматическое
искусство при дворе Медичи с 1600 по 1637 год"
(Флоренция, 1905), приведем названия жанров,
бытовавших в то время:
ballo a corte (придворный балет), balletto (балет,
либо музыкально-хореографическое
представление с инструментальным
вступлением); comeida/commedia (комедия), comedia
in musica (музыкальное [сюжетное]
представление), commedia la favola (комедия-сказка);
festa (праздник), festa da farsi (комедийное
празднество), festa da ballo [a corte] (танцевальное
празднество [при дворе], festa a colazione (праздник
с завтраком), festa teatrale (театральное
празднество); intermedio/intermezzo(интермедия);
mascherata (маскерата), mascherata della Bufola (комическая
маскерата); torneo (турнир, сражение на
лошадях); trionfo (триумф); veglia (вечернее
или ночное карнавальное празднество,
буквально – "бодрствование").
Помимо перечисленных театрализованных
представлений, встречались также
различные шествия, состязания фрегатов,
"карусели" (конные ристания),
рыцарские турниры. Именно с этими
представлениями было связано
возникновение в конце XVI века нового
жанра – конного балета, где всадники
заставляли лошадей перестраиваться по
сложным рисункам, образуя фигурные танцы.
Турнир всадников сопровождала музыка (вокальная
и инструментальная, аккомпанирующая
танцу) и декламация.
О постановках этого периода мы узнаем из
немногих сохранившихся источников, часть
из них дошла до нас только в виде текста
спектакля. А Солерти, опубликовавший
либретто представлений, состоявшихся с
начала XVII века до 1637 года при дворе Медичи,
приводит дневниковые записи очевидцев
дворцовых празднеств, где встречаются
упоминания о том или ином спектакле. Вот
некоторые из них.
Двадцать четвертого февраля 1615 года, в
день Св.Маттиаса, во флорентийском
Палаццо Питти было дано представление
"Балет цыганок". "После красивого
музыкального вступления появился из
чрева реки по пояс Арно с большой белой
бородой и в большом парике, с сосудом,
исторгающим воду, напевая такие строфы и
многие другие (…). Появились восемь нимф,
вышедшие из вышеназванной реки по грудь,
хорошо убранные, в париках и разных
украшениях и запели (…). И, пропев много
строф, исчезли вместе с Арно; под красивую
музыку появилась с левой стороны сцены
огромная лодка, вся золотом и красивыми
цветами раскрашенная, в ней были цыганки,
которые плыли вверх по реке Арно, чтобы
достичь порта Флоренции. Их было
двенадцать, шесть мужчин и шесть женщин, с
другими двадцатью персонажами, которые,
возможно, будут упомянуты ниже; все были
прекрасно убраны золотыми и серебряными
тканями, в красивых брюках с поясами и в
одеждах цыганских со множеством
украшений, с черными масками на лице. И,
поднявшись на сцену, запели (…). И все
вместе с пением спустились со сцены в
театр, женщины начали балет и пели
следующие строфы (…). Когда цыганки
закончили свой танец, одна из них запела:
"Среди всех этих
Видите ту,
Что в белых одеждах
Появляется такая красивая:
Испепелено сердце, сжигаемое любовью".
Затем танцевали кавалеры с их дамами и по
окончании цыганки спели эту октаву и
многое другое (…). Цыгане удалились,
закончился балет, стали танцевать
гальярду и многие другие танцы, пока не
настало четыре часа ночи, где Их
Светлости танцевали с большим
удовольствием. S.A.S. [так именовался в этом
дневнике герцог Тосканский], чтобы
воздать честь жене, приказал подать
превосходный завтрак – конфеты и разные
сладости в ивовых посеребренных
корзинках (…); затем танцевали павану и
приглашен был каждый". Либретто этого
представления принадлежало Фердинандо
Сарачинелли, балет поставил Аньоло Риччи,
музыку сочинила Франческа Каччини, дочь
знаменитого композитора Джулио Каччини.
"25 июля, в день Св.Якоба, его Светлость
отправился вдоль Арно в экипаже в
сопровождении принца Д,Карло и Паволо
Джордано по дороге между мостом Св.Троицы
и Карайей, где устроен и подготовлен был
праздник [реки] Арно, как на воде, так и на
земле, изобретенный и выполненный
знаменитейшим кавалером, сеньором
Фердинандо Сарачинелли (…), придумавшим
сюжет, текст и место проведения праздника:
"Прибытие Амура в Тоскану в честь
прекрасных флорентийских дам". "Пресыщенный
амур, чтобы испытать и увидеть страдания
полвластных ему душ, желая жить жизнью
приятной и спокойной, не слышать более
плачей и вздохов, решает освободить со
своей колесницы, столь превосходно
описанной божественным Петраркой, всех
своих узников, а вместо них поместить
Страх, Горе, Печаль и Скорбь, Гнев и Злобу,
Зависть и Страдание - все жестокие
чувства. Погрузив колесницу на весельный
корабль, (…) он прибыл в порт Арно в
Тоскане. Зная, что здесь находятся самые
прекрасные из всех царствующих дам,
пожелал остановиться, дабы доставить им
удовольствие. А чтобы преподнести
приятное новшество, отправил Игру, своего
посла, прибывшего во Флоренцию. Тот
выступал перед хозяевами, выражая свое
поручение к дамам в октавах, тогда как
прекрасный театр на [реке] Арно был полон
людей, желающих увидеть соревнование
фрегатов, происходящее каждый год во
время празднования дня Св.Якоба.
Игра, возвестив о своей миссии с
величественной колесницы, со Смехом,
Радостью, Удовольствием, Весельем и им
подобными обошли вокруг театра несколько
раз и все вместе пели (…) мадригалы. Затем
приехали две другие колесницы, одна
полная духовых инструментов, другая –
струнных; после того, как прозвучали
несколько синфоний, продолжили петь
канцоны в их сопровождении." В конце
праздника проводились гонки фрегатов,
после чего герцог обошел вокруг театра со
своими братьями и направился во дворец.
В феврале 1615 года хозяин дома Медичи,
герцог Тосканский, приказал устроить
празднество, чтобы развлечь семью и
гостей. Публика собралась в Палаццо Питти,
гости были рассажены по своим местам,
упал занавес, закрывавший вид сцены (в
ренессансном театре занавес не
поднимался, а падал вниз), и начался
спектакль "Велья Граций" (Veglia delle
Gratie). Перед зрителями появилась Радуга
в облаке. Декорации сцены изображали луг
посреди леса с рекой и мостом. Сюжет
представления был придуман сеньором
Габриелло Кьябрера из Савоны: Амур
охвачен сильной страстью к Грациям на
ночном празднестве (veglia). Радуга
собирается пригласить на праздник
смертных и бессмертных и бросает клич,
призывая нимф Помоны. Сильваны, узнавшие
от Славы, куда отправляются нимфы,
рассуждают, как бы их догнать и с этим
направляются на велью. Здесь танцевали
шесть дам и шесть кавалеров в масках.
Когда закончился их танец, в зале начался
балет, прерываемый двумя интермедиями.
"Танец Граций" длился целый час. Его
придумал и поставил уже упоминаемый
Аньоло Риччи, а музыку написал Лоренцино
дель Лиуто. По окончании танца опустился
занавес и на сцене началась первая
интермедия под названием "Ревность,
изгнанная Амурами" (gli Amori). Затем снова
в зале был балет, танцевали сам S.A.S. и "тишайшая
эрцгерцогиня", а также приглашенные
дамы и кавалеры. Вторая интермедия
называлась "Надежда, влекомая
Меркурием". Снова перед зрителями
предстала Радуга и пропела свою песнь,
музыку которой сочинил Якопо Пери,
прозванный "Космачем" (кстати, один
из авторов первой ныне известной оперы
"Дафна", исполненной в 1598 г.). После
этого подали завтрак: сто пятьдесят
ивовых посеребренных корзин, полных яств
и сладостей.
Итак, ренессансная традиция придворных
празднеств на открытом воздухе,
сопровождавшихся музыкой и танцами,
получила новое развитие в XVII веке, в то
время, как ранняя опера продолжала
оставаться редкостью, покуда такие
спектакли ставились для узкого
элитарного круга ценителей искусства, а
не для широкой публики. Новый жанр оперы
имел скорее камерный, "академический",
нежели зрелищный характер. Поэтому у
придворной аристократии, оказывавшей ему
меценатскую поддержку, опера не вызывала
ожидаемого интереса и вошла в
театральную жизнь как новый вид
придворных увеселений, наряду с
празднествами на открытом воздухе. Более
того, сами авторы dramma per musica (так в то время
именовалась опера) продолжали создавать
спектакли в традициях Ренессанса: в 1611
году во дворце Медичи была поставлена "La
mascherata di ninfe di Senna" ("Маскерата нимф
Сены"), музыку к которой написали уже
упоминаемый Якопо Пери, Марко де Гальяно (создавший
оперу на сюжет той же "Дафны",
исполненную во флорентийском Палаццо
Питти в 1608 г.), а также Франческа Каччини, о
которой говорилось выше, и известная
певица Виктория Аркилеи.
Изобретенный во Флоренции stile rappresentativo не
только способствовал появлению жанра dramma
per musica, но и проник в балетные
представления, весьма почитаемые при
дворе Медичи. Композиторы флорентийской
камераты, принимавшие деятельное участие
в создании танцевальных празднеств,
помимо традиционных хоровых разделов
музыки стали помещать в спектакли
вокальные номера в речитативном стиле.
Речитативы исполняли корифеи хора или
главные герои балета, одетые в костюмы и
маски. Однако музыка, предназначенная для
танца, по-прежнему была представлена
ренессансными инструментальными пьесами,
характерными для лютневого репертуара XVI
века.
Дворцовые танцевальные спектакли этого
времени сильно походили друг на друга и
имели общие структурные закономерности.
Большинство начиналось музыкальными
номерами в виде восхваления монарха (либо
иного мецената, "хозяина"); в центре
празднества было театральное действо,
исполнявшееся профессиональными
танцовщиками и певцами. Спектакль
завершался большим танцем, в нем
участвовала и аристократия. Многие
постановки были сделаны в стиле балетов
"театрально-аллегорического типа" с
участием хора, основанных на традиции
придворной интермедии второй половины XVI
века. Сюжет, обычно мифологический,
сочетался со сценическим и
хореографическим движением. Музыка
разделялась на вокальную (сольную и
хоровую) и инструментально-танцевальную.
Структура и жанровая окраска спектакля
могла видоизменяться в зависимости от
места постановки и своего предназначения.
Некоторые представления проходили под
открытым небом, в живописных уголках
владений знатных вельмож, другие – на
сцене придворных театров, в зависимости
от масштабов праздника и щедрости его
устроителя. Театрализованные
представления устраивались по случаю
бракосочетания либо других
торжественных событий (рождение ребенка,
коронация, выздоровление вице-короля,
прием гостей и т.п.). Такие спектакли
переплетались с событиями жизни того или
иного двора и их принадлежность к какому-либо
жанру становилась второстепенной. Важен
был факт украшения праздника,
театральной роскоши, развлечения гостей,
и лишь создатели спектакля могли
задумываться о рождении жанров искусства
ради самого искусства.
А.Максимова
("Старинная музыка": 1999 г., № 4)
|