ALEA MUSICA- Anonymus ( От редактора)

Назад

Главная страница

raspor.gif (49 bytes) 


Nunquam errat, qui nihil agit.
Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Ансамблей старинной музыки много, а музыка старинной не получается… Непростая ситуация. Настало безвременье непрофессионализма. Причины видятся такие. Во-первых, исполнение старинной музыки (у нас имеется в виду прежде всего, если не только Барокко, ну в крайнем случае Возрождение; так и хочется воскликнуть: ну как же так, собратья [по Музе] дорогие, XVII век – это мы даже в школе проходили – это ведь Новое время!) подразумевает Преемственность Традиции (с большой буквы). Традиции, говорящей на чужом, изначально, для нас языке Западной Европы. Барокко в России - традиция, привнесенная извне, сколько бы ни говорили и не находили в нем "национальных черт". Кроме того, долгое время (70 лет – это ведь половина временного промежутка, занимаемого Барокко в истории музыки) мы были практически изолированы от процесса постижения обществом своих культурных корней, музыкального прошлого. А ведь именно во второй половине XX века возникла аутентика как наука о стилях, об исторически достоверном исполнении. Оперные режиссеры свободно помещают драматургический костяк опер в контекст других эпох, и этим уже никого не удивишь. Сейчас в моде "стильные" постановки, у нас же этот процесс дальше балета (где мы когда-то были "впереди планеты всей") пока не идет. И несчастным Барокко, этой "тонкой красной линией", такие зияющие дыры не залатать… У нас по-прежнему нет должной базы – инструментов, нот, теоретических исследований - в достаточном количестве, и самое главное – свободного доступа к ним. Добыть клавир "Орфея" Монтеверди – это же "заговор посвященных"! Особенно остро это ощущаешь, слушая рассказы друзей, которые учатся там
И, наверное, главное. Нужна особая и несколько иная ментальность. "Качественное" обращение к своему прошлому возможно лишь на определенном уровне развития общества; ведь недаром по отношению этого самого общества к культуре, старикам и детям судят о степени его цивилизованности. Мы все еще (приходится признать) развиваемся экстенсивным путем, наше общество слишком быстрое, динамичное, подвижное (слишком молодое, сказала бы я), чтобы была у тебя возможность сесть, подумать и оглянуться.
Сознавая все это, хочется отдать должное тем, кто любит музыку и своего слушателя больше, чем себя в искусстве и продолжает свою нелегкую и все еще неблагодарную "работу". Даже если они находятся лишь в начале пути, то ведь без основания не бывает пирамид, не правда ли?

Ниже мы помещаем несколько статей, так или иначе развивающих и дополняющих эту тему. Мы будем благодарны Вам, читатель, за любые замечания, уточнения и, особенно, за высказывание Вашей собственной точки зрения. Иными словами, всякая полемика приветствуется. Ваши отклики, а также пожелания о том, что бы Вы хотели прочитать на наших страницах, просьба направлять мне.
Уже начата работа над созданием картотеки (базы данных) об исполнителях старинной музыки Москвы и других городов России. В ближайшее время мы поместим ее на нашей странице. Если Вы располагаете какой-либо информацией и хотите включить ее в нашу картотеку – пишите.

Юлия Пушкина 
piano@cityline.ru  

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.