ALEA MUSICA - События

Назад

Главная страница

raspor.gif (49 bytes) 


Американки возвестили конец времен.

Но это было только начало

На фестивале старинной музыки в Петербурге настала эпоха Средневековья. Песнопения X века прозвучали в композиции "1000: Месса на конец времен" ансамбля из США Anonymous IV ("Аононим IV"), который привезла в Санкт-Петербург организация CEC Internetional Partners при поддержке Фонда взаимопонимания (Trust for Mutual Understanding).

Четыре певицы объединились в ансамбль в 1986 году и взяли себе имя Anonymous IV (так называют анонимного автора трудов о вокальной полифонии XIII века). Ансамбль быстро завоевал популярность, а его записи – место в первой десятке (продано более миллиона дисков) получил ряд престижных премий (в том числе "Diapason d'Or").

Свою мессу Anonymous IV построил вокруг пророчеств Страшного суда, ожидания конца света, фрагмента из апокалипсиса, описывающего приближение Армагеддона, - то есть темы, дискутировавшейся в конце прошлого, первого, тысячелетия. Петербургская публика, отвыкшая слушать мессы, была тиха, внимательна, а после устроила вокалисткам овацию. Для определенной части аудитории, если и знакомой с этим репертуаром, то по стерильным исполнениям тридцатилетней давности, здесь все было внове: камерный женский состав вместо внушительного мужского хора, резкие тембры, как бы импровизационные вольности. Более опытных слушателей должна была удивить, например, диковинная трель, повторявшаяся с настойчивостью фирменного знака ансамбля. Четыре голоса, вибрирующие в унисон – деталь, требующая виртуозной техники и долгих часов работы, - очевидно, и призвана поражать как вещь оригинальная, замысловатая и трудноисполнимая.
В том, что и как делает ансамбль, явственно проявляется его предыстория. В AnonymousIV сошлись музыкантши с весьма разным багажом, куда вошло фольклорное пение, современная музыка и танец. Очарованные средневековьем, они оставили свои прежние занятия ради хоралов и музыковедческих штудий, но не отказались от старых навыков.
Со старинным материалом они работают в духе композиторов второй половины XX века (которых они также регулярно исполняют), создавая свои аранжировки и версии. Хотя за каждой программой стоят почти что археологические изыскания и научные штудии, фантазия и воображение играют не меньшую роль. Разумеется, без этого не обойтись ни одному современному музыканту, реконструирующему музыку тысячелетней давности. Но фантазии AnonymousIV – это не необходимое зло, а краска в портрете ансамбля. Такой же краской является их тяга к поэзии и театру. Песнопения X века перемежались в композиции "Мессы на конец времен" со стихотворениями Йейтса и Блейка. При всей нелюбви к жанру литературно-музыкальной композиции приходится признать, что это один из способов обойти неразрешимую проблему роковой несовместимости средневекового репертуара с концертным исполнением.

Ольга Манулкина
Санкт-Петербург

(Коммерсант-Daily: № 200, 25 октября 2000 г.)

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.