ALEA MUSICA - События

Назад

Главная страница

raspor.gif (49 bytes) 


Осень Ренессанса

Что делалось! Как напряглась трава,
Чтоб зеленеть с такою полнотою,
И дерево, как медная труба,
Сияло и играло над землею.
На палисадники, набитые битком,
Все тратилась и тратилась природа,
И георгин показывал бутон,
И замирал, и ожидал прироста.
Две точки расстоянием в столетие ярко высвечиваются в истории Высокого Ренессанса: эпоха Леонардо, Ариосто и Жоскена Депре и эпоха Караваджо, Шекспира и Монтеверди. Мы не устаем изумляться великолепному изобилию этих времен. Попробуем соединить две эти эпохи (точки), проведя между ними более или менее прямую линию.

Стремясь назад, в тот край, откуда он,
Извечный дух, в теснины заточенья
Сошел к тебе…
(Микеланджело)
Высокий Ренессанс для нас был и остается некоей "издревле заданной формулой, в которую укладывается сознающая себя жизнь, смутно стремящаяся обрести вновь некогда предначертанные ей приметы" (Т.Манн). Для Ренессанса такой идеальной мерой была античность. Но не как мифологическая схема, а как постоянно воссоздаваемая, творимая реальность, и это наполнило немалыми противоречиями эстетику гуманизма. Так стремление к радости бытия обернулось потерей возможности катарсиса в средневековом его значении. Так "смеющейся легкостью и счастливой свободой" была рождена трагедия, и мир обрел светотень.
Так диссонанс стал строительным материалом нидерландских полифонистов при создании ими форм, устремленных к абсолюту и одновременно к земному совершенству.
Но почему же угасло доведенное до совершенства Жоскеном это искусство, в котором, казалось, уже найден "музыкальный закон вселенной"? Быть может потому, что внешняя организация материала на определенном этапе уже не может сообщить произведению смысловой цельности, а цельность должна быть задана изначально? То есть: движение к идеалу (абсолюту) - есть жизнь. Но итог движения – это свершение, а свершение чревато установлением правил, которое есть конец эпохи.
Еще один итог движения к абсолюту – осознание его недостижимости. Это – сознательное "Non finito" Леонардо, эхо которых – в Жоскеновых кадансах, оставляющих, как ни уговаривай себя рассуждениями о "модальном мышлении", ощущение нарочитой незавершенности.
Итак, что же пришло на смену изысканной и величественной полифонии нидерландцев? По закону отмашки маятника – нечто прямо противоположное, а именно фротолл, прототип раннего мадригала, которой не чурался и Жоскен. (Возврат к полифонии случится только после доведения до предела виртуозности, как акта самовыражения, с одной стороны, и упрощения фактуры с другой.) Но фротолла и "иже с ней" – лишь краткий эпизод, не она станет движущей силой, рождающей новые формы и новый музыкальный язык.
…Нет, вы не виноваты. Все равно
обречены менять окраску ветви.
Но все это, что желто и красно,
что зелено, - пусть здравствует вовеки.
В середине XVI столетия на мрачном небосклоне Европе взошла французская "Плеяда". Страшное время заговоров, смут, религиозных войн породило нежнейшую любовную лирику, полную чувственности и грусти. Изумительные по звучанию стихи глухого "короля поэтов" Ронсара, полные щемящей печали сонеты дю Белле, восторженные канцоны де Баифа обрели жизнь и бессмертие в музыке их друзей – Леруа, Баллара, Лежена и многих других музыкантов, долгое время незаслуженно остававшихся в тени Жанекена и Лассо.
"Академия поэзии и музыки", созданная де Баифом в 1571 году – несомненное эхо Флорентийской академии Медичи, но с акцентом на музыку. Если лидер поэтического кружка Ронсар собирался "в кратчайшие сроки и любой ценой поднять французскую литературу на высоту античной" (Манифест 1550 (?) года), то де Баиф лелеял не менее масштабные идеи: воскресить на французской почве античную традицию пения стихов. Сочиняя в греческих и латинских метрах, он призывал "своих" музыкантов Котле и Лежена начисто отринуть контрапункт, мешающий восприятию слова, забыть о привычных метрах и писать музыку, сообразуясь лишь с размером стиха. Казалось бы, такая задача может породить только нечто бесформенное, да и сама идея была не нова (еще в самом начале столетия чем-то схожим занимался Тритониус). Но именно "vers mesuree" Клода Лежена – музыканта, по масштабу сравнимого с Лассо, - явили миру новую, ни с чем не сравнимую пластику декламации. (Через несколько десятилетий идея создания такой новой пластики вернется во Флоренцию и найдет воплощение в опытах "Камераты").
Гугенот Клод Лежен, чудом спасший свои рукописи во время бегства из Парижа в Ла-Рошель, камерный музыкант Генриха IV, смело экспериментировал и с хроматизмами, во многом предвосхитив находки Джезуальдо. Вообще эксперименты были вполне в духе наследников Платоновской академии: даже Котле, в чьих изящных песнях, управляемых весьма утонченным внутренним ритмом, словно оживает дух Леонардовского "беспринципного артистизма", - даже он на досуге занимался изобретением очередной микротональной теории.
Хотя, следует заметить, что не бытие и его осознание ставили во главу угла французы, а свои переживания и их воплощение в поэтических формах…

Я не хочу блуждать в глубокой тьме природы,
Я не хочу искать дух тайны мировой,
Я не хочу смотреть в глубь пропасти глухой,
Ни рисовать небес сверкающие своды.
Печалюсь ли – стихам я жалуюсь своим,
Я с ними радуюсь, вверяя тайны им…

(Иоахим дю Белле)
Потрясения эпохи Варфоломеевской ночи, голода и осад Парижа, бунтов и бессмысленной резни никак не отозвались в музыке. Лишь протестантское искусство было способно на страстность, данную убеждением и гонимостью. Но оно не встретило отклика. Да и было ли это возможно?
Снижение героических идеалов Высокого Ренессанса в натурализме Рабле, проистекающем от неуверенности в себе, растерянный скепсис Монтеня – вот дух того времени. В итоге же – признание бессилия человека перед хаосом жизни, смирение с собственной слабостью, отказ от идеи титанизма, нежелание "овладевать макрокосмом", нежелание действия.
Подлинная трагедия еще не может родиться. Она явиться на следующем рубеже – у Шекспира и Монтеверди.
Век французской "air de cour" был недолог. Дав миру оазис чистой лирики, она угасла, растворившись в эпигонстве.
Сентябрь, все кончено? Листы
Уж падают? Но мы-то – краше,
Но мы надежнее, чем ты…
Кропотливо трудиться над соединением линеарной ясности контрапункта нидерландцев, смачной гармонической живостью фротоллистов и гибкостью мелодекламации французов суждено было музыкантам Германии, - страны, которая сегодня лежит вне нашего пути.
Назревало что-то новое, более масштабное, неведомые формы просились родитьсяЮ нечто должно было явиться для подведения итогов. Как?
Европа, обессиленная тяжелым столетием, способна была лишь играть – в героизм, в титанизм, в любовь. Мир, как известно, становится театром. Но долго играть в одиночку затруднительно и чревато безумием. Какой тягостный эстетический эффект производит, например, "Дон Кихот" – именно в силу искренности его автора.
Что может дать силы истощенному и усталому духу играть без натуги, радостно и свободно? Здесь на сцену шумно вваливается комедия dell'arte. Этот полупрофессиональный театр переживал на рубеже столетий высший момент своего существования, и он-то и оказался той свежей и мощной силой, которая дала новое дыхание усталому искусству Европы.
Как пачкались, как били по глазам,
Как нарушались прежние расцветки!
А чем же рождены искрящиеся жизнью канцоны Марини и Риччо, головокружительные пассажи Лудзаски и Каччини, как не блестящими "лацци" итальянских дзанни? А стремительная смена контрастных эпизодов в той же инструментальной канцоне начала XVII века – разве это не чисто театральный прием? А общепризнанный шедевр, венец и итог всей эпохи – "Коронация Поппеи" Монтеверди – разве по сути и по структуре не opera reggia (трагикомедия dell'arte, появившаяся в 70-е годы XVI века)?
Конечно, театральность зачастую и раньше была присуща музыке – в некоторых инструментальных пьесах Изаака, например, голоса взаимодействуют, как персонажи. (Кстати, велико искушение провести параллель через столетие – Феррара времен Изаака – тогдашняя "театральная столица" Италии – и новый виртуозный стиль Лудзаски, именующийся "феррарским".) Нельзя не вспомнить и Жанекена – прямого предшественника мадригальной комедии. Но театральность как принцип конструирования музыкальной формы появляется лишь в канцонах и сонатах Марини, Риччо, Роньони, Фрескобальди, Кастелло (etc.), в которых уже очевидны черты всех форм нового времени.
Музыка давно льнула к театру. Великий ученик нидерландцев Орландо Лассо еще в 1568 году разыгрывает в компании с аристократами баварского двора "комедию с музыкой" в духе dell'atre. Через 30 лет Векки создаст музыкальный эквивалент комедии масок. Музыка хотела надежнее объединится с театром. И именно в эпоху триумфа dell'arte рождается речитатив в его совершенной, монтевердиевской форме. А ведь поиски выразительной мелодекламации пронизывают весь XVI век!
Каким единым и насыщенным связями предстает перед нами столетие, по которому мы позволили себе "пробежаться"! Столетие изобильной "осени" великой эпохи гармонии – Ренессанса, породившее эстетику, стержнем которой станет диссонанс, - Барокко, эпоху роскоши и смятения.
…двенадцать раз в году
я в сентябре. И буду там вовеки.
(Б.Ахмадулина. "Сентябрь")

Анна Митрофанова
Санкт-Петербург

Буклет III Международного фестиваля старинной музыки в Санкт-Петербурге, 
3 октября – 5 ноября 2000 г.

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.