ALIA MUSICA Мастер-классы

Главная страница

raspor.gif (49 bytes) 

 

    Вот уже и лето. У студентов горячая пора – сессия, экзамены… И каникулы! Отпуска! Самое время, отринув все обязательное, посвятить лето себе любимому и Музыке любимой. Поиграть, послушать, съездить на мастер-класс, в конце концов.
Европейские аутентичные мастер-классы – вещь абсолютно особая. Фестивали, концерты и собственно занятия часто проходят в старинных замках, во дворцах, в аббатствах (вот бы нам так!). Даже пока я просто читала и переводила буклеты – почувствовала особую атмосферу внимательности и заботы, бережного отношения к музыке и к людям (организаторы помнят обо всем, вплоть до простыней и пюпитров). Именно такое отношение, как мне кажется, и рождает ту рельефность и законченность каждой детали и одновременно архитектоническую стройность и выверенность целого, которых "нашим" пока так не хватает. Так почему же не поучиться и не взять все это ("если, конечно, есть деньги на поездку" – скажет Скептик…)?(!)
А учиться необходимо. Вот что думает по этому поводу певица Ольга Пасечник, работающая с ансамблем "Musica Petropolitana" (их совместный диск с записью Песен из сборников Львова-Прача и Трутовского выпустила известная французская фирма "Opus 111").
"Прежде всего, певец, который берется за барочный репертуар, должен быть музыкально подготовлен на 100 %. Это не может быть человек, который пришел в музыку только по своим вокальным данным <…> Во-вторых, это должен быть человек, который даст себе труд посидеть над книгами, над партитурами в старых ключах и научиться их расшифровывать. Это должен быть человек, который владеет несколькими европейскими языками или по крайней мере понимает эти языки<…> В барочной музыке текст очень важен, и этот текст должен провоцировать воображение, фантазию найти определенную краску к каждому слову<…> Никакая другая музыка не научит тому, как правильно петь барочный речитатив: в каком месте певец имеет возможность спеть фразу свободно, в каком месте его ритмически дисциплинирует бас, как петь с различными группами инструментов<…>
В своей жизни я встречала людей, которые были грамотны и умны, но начали исполнять эту музыку очень самодеятельной техникой – в то время никого на этом рынке еще не было. И это привело к тому, что у музыкантов, специализирующихся в музыке более поздних периодов, сложилось впечатление, что барочную музыку могут исполнять все, кому не лень: и безголосые, и не владеющие техникой игры: если кто-то не может сделать карьеру на современной скрипке, то уж, наверное, на барочной получится. А не тут-то было! К сожалению, барочные музыканты сами себе сделали плохую рекламу, и сейчас многие серьезные музыканты относятся к аутентичному исполнению, как к чему-то чуть не на грани самодеятельности<…>
И еще: певец, который поет в наше время в барочной опере, можно сказать, обречен выучить барочный жест." (Из интервью газете "Мариинский театр", № 1-2, 2001.)
Итак, я, конечно, призываю всех интересующихся поехать, увидеть, прочувствовать и поучаствовать. Ибо, как говорится, "Ars sine scientia nihil est"/ Искусство без науки – ничто. Ну а если нет – просто принять к сведению.
Как вы уже поняли, это анонс новой рубрики "Alia Musica" – Мастер-классы.

С уважением
Ю.П.
piano@cityline.ru
ICQ # 116181904

 



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.