КОЛЛЕГИЯ СТАРИННОЙ МУЗЫКИ

Назад

На первую страницу ММВ

raspor.gif (49 bytes)  


ЭТА НЕПОНЯТЛИВАЯ МОЛОДЕЖЬ, или РОЖДЕНИЕ НОВОГО ФЕСТИВАЛЯ

…Прав профессор Сапонов. Молодые действительно не понимают, что творят. В нынешние времена создать фестиваль с конференцией – невозможно. Это факт. Именно поэтому он и получился. Вообще, как и во всяком другом начинании, требующем бульших сил, чем имеется в наличии, можно удивляться (или – наоборот - не удивляться) совпадениям и интересным стечениям обстоятельств.
   Но все по порядку.
   В воздухе носилась идея, которую благополучно удалось поймать и материализовать. На это ушел год. Идея такова. Музыкант, исполняющий старинную музыку, по определению должен быть еще немного исследователем. Ну а если исследуешь – то от практики никуда не денешься. Даже если ты “чистый” теоретик. Волей – неволей рождается некий “симбиоз” теоретика и практика, иначе называемый словом “музыкант”. Почему бы не выступить сразу в двух амплуа, если они есть?
   Примеры? Их слишком много, но я приведу хотя бы несколько. Недавно в Консерватории проходил международный мастер-класс признанного барочного хореографа профессора Юргена Шрапе (кстати, тоже организованный “непонятливой” молодежью в лице клавесинистки Ии Зако). Помимо занятий, которые запомнились многим, состоялась маленькая конференция, в ходе которой профессору был задан вопрос о целесообразности занятий старинным танцем для исполнителей. Господин Шрапе ответил, что в Бременской Академии, где он преподает, в программу обучения входит семестр ренессансного танца, семестр – барочного. Предметы - не по выбору, а обязательны. Для исполнителей. Действительно: а как же виолончелисту играть менуэт, если он не знает особенностей менуэтных па? Нам пока что трудно себе представить танцующего духовика – хотя мастер-класс показал, что это нужно многим.
   Пример второй – из собственной жизни. Посчастливилось мне исследовать факсимильную партитуру духовной оперы Кавальери “Представление о Душе и Теле”. Работа длилась несколько лет. И во многом эта партитура осталась бы нераскрытой, если бы не довелось поставить оперу. Тем более что в учебниках это произведение называют ораторией. Вот и был поставлен спектакль, где мы во всем следовали за ремарками Кавальери, и зал воочию убедился, что оратория здесь ни причем.
   Примеры можно умножать. Лучше всего – лучше любых описаний – будет наш фестиваль.
   При нем будет действовать научно-практическая конференция "СТАРИННАЯ МУЗЫКА: ПРАКТИКА. АРАНЖИРОВКА. РЕКОНСТРУКЦИЯ". Честно говоря, когда информация о ней впервые появилась, никто из организаторов не предполагал, что будет столько заявок. И каких! Одним из условий выступления на конференции стало живое иллюстрирование доклада (в крайнем случае можно воспользоваться аудио- или видеозаписью). Так, доклад аспирантки Петербургской консерватории Ольги Комок “Уильям Бэйбл – аранжировщик Генделя” будет проиллюстрирован не только клавесинными обработками арий Генделя в исполнении докладчицы, но и живым звучанием самих арий в исполнении приглашенных московских певцов. А кто-нибудь когда-нибудь видел знаменитый ансамбль из Петербурга “MUSICA PETROPLITANA” в почти полном составе в качестве докладчиков? и надо ли говорить, что здесь будет звучать только живая музыка в прекрасном исполнении? Свой доклад о клавирных автографах Фрескобальди проиллюстрирует собственной игрой известная московская клавесинистка Татьяна Зенаишвили. А доклад об Орландо Лассо Григория Лыжова будет озвучен пением недавно сформировавшегося вокального ансамбля “ПИЛИГРИМ”… Известный петербургский клавесинист Владимир Радченков расскажет о найденных им в Петербурге сонатах Винченцо Манфредини, посвященных Екатерине II и исполнит одну из них. Но – загляните в программу конференции - и все увидите сами! Не бойтесь слова “конференция”! И приходите послушать интересные рассказы (не годится слово доклад, оно из другого лексикона все-таки) об интересной музыке с замечательно интересными миниатюрными концертами. А еще предполагается живая дискуссия. И уже намечены некоторые темы. Например – об аутентичном направлении в исполнительстве старинной музыки.
   …А фестивальные концерты будут играться теми же людьми.
   Вас ждут встречи с самой разной музыкой, на любой вкус: светской, духовной, театральной, камерной, a capella e con stromenti. ВременнАя шкала - от Средневековья до высокого барокко. Музыка английская, итальянская, чешская, нидерландская, французская, испанская, датская, русская, австрийская, немецкая, польская… Авторская и анонимная. Вас ждут встречи с коллективами и солистами. С музыкантами начинающими и знаменитыми. С московскими, новосибирскими и петербургскими, а также с зарубежными (хоть и ранее –соотечественниками). Многое из того, что будет исполняться, прозвучит в России впервые. Это – премьера оперы И.Хассе “Милосердие Тита” на либретто Пьетро Метастазио в исполнении труппы Коллегии старинной музыки под управлением Олега Чернышева. Это – программа из песен французских менестрелей “Праздник Майского шеста” на открытии Фестиваля. Это – интереснейшие программы двух коллективов из Петербурга “AVE ROSA” и “LATERNA MAGICA”. Многое мы слышали на дисках, в различных зарубежных исполнениях. Но тем более будет интересно услышать знакомую музыку в незнакомых интерпретациях российских музыкантов. Впервые в Москве будет гастролировать “Вертепный театр из Санкт-Петербурга” под руководством Алексея Стрельникова. Этот замечательный коллектив работает по рукописным источникам. А какие красивые куклы в самом “вертепе”! Впервые исполнители-вокалисты “Псалмопевцы” из состава театра споют “Новоиерусалимский Алфавит”. А если кто-нибудь захочет их услышать в самом Новом Иерусалиме, так сказать, на исторической родине этой музыки - милости просим в Подмосковье (информацию об этом “выездном” концерте можно получить по тел. 196-5488). Впервые будет играть в Москве и питерский клавесинист Роман Рудица.
   Наши зарубежные гости – Даниэль Фрадкин из Иерусалима и Дмитрий Голдобин из Канн. Скрипач и исполнительна виоле д’амур Д. Фрадкин – давний выпускник Гнесинского института. Клавесинист и лютнист Д. Голдобин - сравнительно недавний выпускник двух консерваторий: Московской и Парижской. Наши зарубежные соотечественники проведут мастер-классы. Д.Фрадкин сделает это прямо на конференции, поэтому можно будет только придти и послушать. А в мастер-классе Голдобина (платном) можно будет и поучаствовать, и получить сертификат активного участника. Тема мастер-класса – импровизация мелизматики в шансон, мотетах и мадригалах XVI века для лютни и клавишных (справки о мастер-классе по тел. 406-7758). На Фестивале будут выступать и знакомые московские музыканты – ансамбли “HOMO LUDENS”, “Лад”, “Пилигрим”, “FLAUTI DOLCI”, “MUSICA HUMANA”, органистки Екатерина Кофанова, Евгения Кривицкая, пианист и клавесинист Юрий Мартынов, флейтистка Светлана Митряйкина, контртенор Юрий Борисов, недавняя дебютантка клавесинистка Анастасия Корнилова и уже многим известные исполнительницы на этом нежнейшем из клавишных инструментов Ольга Филиппова и Ия Зако.
   Руководитель новосибирского ансамбля “INSULA MAGICA” лютнист и гамбист Аркадий Бурханов на этот раз приедет один, без своего “Волшебного острова”. Но местный “Волшебный остров” все-таки сформировался. Прозвучит программа, которую он отрепетировал во время приездов в Москву с московскими музыкантами - Марией Батовой, Юрием Борисовым и Владимиром Дроздовым. В Сибирь? “Нет, уж лучше - вы к нам!” Аркадий Бурханов также проведет консультацию для струнников и расскажет о калькуляторе Кюршнера, с помощью которого великолепно можно подобрать струны для любого струнного инструмента.
   В подготовке Фестиваля было много смешного и неожиданного. Так, например, чуть было не потерялась безвозвратно фотография ансамбля “LATERNA MAGICA” накануне ее сканирования для буклета, Фестиваль чуть было не потерял своего неутомимого директора, Юлию Пушкину, которая вовремя увернулась от падавшей на нее стремянки, да это все присказки, господа! Сказка – впереди, на нашем празднике музыки!
   Приходите, будем рады всем! “А за промахи – простите”, как говорили в финалах старинных водевилей. Ведь делала это все для вас непонятливая молодежь.
   …А потом, через год, снова будет май. Как хочется, чтобы этот праздник не стал единственным!

Мария Батова
художественный руководитель Фестиваля

 




Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.