Отзывы

  После объявления результатов второго тура мне стало совершенно все равно, кто станет лауреатом, кто – дипломантом, кто из этих восьми человек получит какую премию… Всех личностей (с точки зрения музыкальности) очень ловко убрали, дабы не создавать конкуренцию крепким, бойким, но абсолютно, извините, “безмозглым” пианистам – под этим не очень вежливым словом я понимаю исключительно Музыкантскую “безмозглость”, отсутствие ярких опять же Музыкантских инициатив.

   Кто теперь будет соревноваться между собой, меня не интересует. Это – перестановка известных слагаемых “шила” и “мыла”. Все участники (за исключением, правда, англичанина Кемпфа) – равны по своему, так сказать, дарованию. Я просто не ожидала таких результатов. Объективность и справедливость, на которых так настаивали перед конкурсом, ссылка на “математику”, подсчет баллов, - дискредитированы. Итоги конкурса пианистов показали, что “загубить” можно любую хорошую идею.

   Система судейства, в принципе, меня устраивала – казалось, что в этом случае ошибки будут минимальными, ведь члены жюри ставили свои оценки сразу после выступления конкурсанта. Но я совершенно не понимаю: зачем суммировать баллы после первых двух туров? Средний арифметический результат показал, что в финал вышли пианисты, отличающиеся друг от друга лишь уровнем беглости пальцев. И тогда какой смысл удваивать балл на третьем туре?

   Если человек не очень удачно выступил на первом туре и намного лучше – на втором (где, кстати, и определяется собственно музыкальный потенциал участника, это – практически сольный концерт), то он вполне мог не пройти в финал. Или наоборот. Получив высокий балл на первом туре и провалившись на втором (продемонстрировав при этом глухое музыкантское равнодушие), можно уверенно претендовать на участие в третьем туре. А что такое финал? В принципе, вызубрившиеся с годами концерты не трудно сыграть с оркестром. Разве этот тур показателен в определении места?

   Было бы логичнее, при такой жестокой “цифровой” системе судейства, сделать первый тур “пропускным” на второй, второй соответственно стал бы “мостиком” в финал. А при определении собственно лауреатов уже суммировать все полученные участником оценки. Набравший наивысший балл по сумме ТРЕХ туров получил бы абсолютно законно первую премию.

   Я считаю, что на этом конкурсе царит произвол. И “болеть” ни за кого не буду. Первый концерт Чайковского и Третий концерт Рахманинова я с удовольствием послушаю в течение сезона в исполнении настоящих музыкантов, а не в интерпретации “заведенных2 штампованных пианистов.

Светлана Макарова, преподаватель музыки.

Информация пресс-центра конкурса

   На мой взгляд, на этом конкурсе при получившемся “раскладе” нет первой премии. Расве кто-либо из этих восьми пианистов может по уровню своего дарования сравниться с лауреатами предыдущих конкурсов – такими музыкантами мирового класса, как Л.Власенко, Н.Штаркман, В.Ашкенази, Г.Соколов, А.Гаврилов и другие?

   Как могло получиться, при каком фантастическом подсчете баллов, что Руденко, полностью провалившийся на втором туре, уверенно вышел в финал? Как могло получиться, что Тарасова пропустили в третий тур, когда он на втором туре играл с удушающим безразличием и к конкурсу, и к своей профессии, и к этой сцене, и к публике (не говоря уже об исполняемых сочинениях)?

   Я также не понимаю, почему нет в числе финалистов Алексея Султанова, самого яркого музыканта на этом конкурсе? Баллов не добрал? А может, ему просто заранее ставили оценки ниже? Конечно, его игра вызывала двойственнйе оценки, но о его трактовках можно было спорить! А о чем спорить теперь? Художественных впечатлений, пусть даже отрицательных, не будет.

   Теперь всем предстоит обсуждать, кто из финалистов лучше выучил концерт и у кого больше опыт игры с симфоническими коллективами. Заметим: о музыкальной стороне речь не идет; исключительно – об “аппарате”., быстроте, громкости.

   Допустим (а это уже становится очевидным), что Руденко получит первую премию. А дальше-то что? Он и так выступает по России, а на прошлом конкурсе он уже получил все, что мог. Как Творца его воспринимать просто несерьезно. Таких технически “качественных” пианистов хоть и немного, но они есть.

   И еще один вопрос я хотел бы задать публично. Почему допускается участие в Конкурсе им. Чайковского лауреатов прошлых конкурсов им. Чайковского? Многие крупнейшие состязяния в мире уже давно запретили это: какой смысл “раскручивать” одних и тех же? Ты уже победил, стал известным, так уступи дорогу кому-нибудь еще, быть может, не менее талантливому! Я не понимаю, чем руководствуется человек, вторично НА ОДНОМ И ТОМ ЖЕ КОНКУРСЕ ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОДНУ И ТУ ЖЕ ПРОГРАММУ? У меня есть буклет прошлого конкурса, и я все сверил. Первый и третий туры были “обыграны” Руденко еще в 1994 году. За них он уже получил премию. А вот “новые” для конкурса сочинения, которые он играл на втором туре, все и выявили: это – халтура!

Сергей Сидорович, музыкант, преподаватель

Информация пресс-центра конкурса

   Не знаю, что сейчас переживают наши участники, не прошедшие в финал, а выступавшие на втором туре (да и на первом!) очень хорошо, гораздо лучше тех, кто вошел в “большую восьмерку”. Разве дарование Султанова уступает дарованию, скажем, Руденко или Корчинской-Коган? Разве Слава Липс играл хуже Тарасова? Разве Аникушин значительно уступает Кемпфу? Все эти фамилии можно “перетасовывать” как угодно, но суть-то меняется!

   Просто потрясена решением жюри. Правда, это не их решение, это решение суммы баллов. Одним из “чудес математики” стала новоявленная финалистка Мика Сато: вот уж чьи выступления практически никто не может припомнить! Чем она лучше того же Аримори (если “сравнивать” ее с соотечественниками)?

   И вот что. Этот конкурс не имеет к Музыке никакого отношения. Как всегда, много говорили об интригах. Они стали для меня совершенно очевидны. Предлагаю этот конкурс назвать Конкурсом имени Доренского: Четыре (!) его ученика из восьми финалистов – это ли не “сильно”? Разве ученики того же, например, Наумова, Мержанова или Поллака, играли хуже? Там хоть было за что “зацепиться” слуху, была хотя бы добротная музыкальность. А все ученики Доренского просто полощутся в музыкальном равнодушии и озабочены исключительно конкурсной борьбой, им не до музыки. Я делаю окончательный вывод: конкурс и музыкальная индивидуальность не могут мирно сосуществовать. Стыдно, господа!

Студент муз. вуза, не представился.

Информация пресс-центра конкурса

Меня больше всего поразила Вика Корчинская. На мой взгляд, она лучше их всех чувствует музыку. По крайней мере, ее восприятие ближе всего к моему. Она играет красиво, изящно, аккуратно, без лишнего битья по инструменту. Конечно, соревноваться с мужчинами трудно, особенно в третьем туре. Ведь ей всего 20 лет! Тут нужна и большая практика игры с оркестром, и блестящая техника, и просто физическая выносливость. По-видимому, премии ей сейчас не дадут, но у нее впереди еще 3 конкурса, и, если дальше так пойдет, на следующем же конкурсе она всех их сделает.

Некто Вася

Эксклюзивная информация

   Когда приходится видеть злодейство, я всякий раз испытываю чувство
удивления -- и всякий же раз смеюсь над собою: давно пора привыкнуть...

Не получается.

В данном случае ощущение нелепости происшедшего усиливается тем, что со
многими из участников данной истории я знаком лично, и к каждому в
отдельности отношусь, скорее, хорошо.

Много было сказано о новой системе голосования: никаких обсуждений, выставление баллов немедленно по окончании выступления конкурсанта. Но это же очевидная глупость, если не сознательное попустительство шулерству! Во-первых, участники, выступающие раньше, оказываются в невыгодном положении по сравнении с выступавшими позже: первых не с кем сравнивать, а скорректировать ранее выставленные оценки нельзя. Затем: как будто нельзя сговориться заранее! Очень даже можно: В.М. Тропп, мой профессор, член жюри Всероссийского конкурса пианистов 1989 г., рассказывал мне о своих переговорах с коллегами -- кто кому сколько ставит (кстати, председателем жюри был тогда проф. С.Л.Доренский). Надо признать, что эти переговоры отчасти вынуждены: 25-тибалльная система дают очень большой разброс (двое судей за выступление, которое на словах они оценивают одинаково, могут поставить весьма различные оценки -- например, 18 и 24, 15 и 5). Потом: чем можно объяснить то, что выставляемые оценки не публикуются, как, например, на соревнованиях по фигурному катанию, а хранятся в тайне? Боюсь, что лишь страхом перед разоблачением.

Я слышал по телевизору, как председатель жюри по фортепиано А.Я.Эшпай публично выражал несогласие с этой системой. Было это по окончании 2-го тура. Да простится мне, но это верх лицемерия! Я считаю, что элементарная этика предписывала г-ну Эшпаю в этом случае прежде всего уйти в отставку, но судить по тобою же признаваемым нечестными правилам -- это подло... В этом отношении К.С.Хачатурян, председатель жюри по виолончели, куда более
искренен: я дважды слышал из его уст (по телевидению), что, мол, "мы" судим единодушно, никаких споров не возникает. Вот вам и никаких обсуждений.

Таким образом, три первые премии выданы лицам, в настоящее время обучающимся у кого-либо из членов жюри.

В заключение позволю себе выразить решительное несогласие с тем, что виолончелисту Цирину была присуждена лишь 6-я премия. Его исполнение Сонаты, ор.69 Бетховена, и обоих концертов в финале я нахожу превосходным -вдохновенным, стилистически верным, тонким по настроению, глубоко логичным, мастерски виртуозным. Я давно близко знаком с г-ном Цириным, мы переиграли множество камерной музыки, но, смею заверить, данные оценки беспристрастны.

Михаил Лидский (пианист)

Эксклюзивная информация

   После каждого из трех предыдущих конкурсов у меня складывалось впечатление, что это последний конкурс, имеющий статус международного: больше сюда никто не поедет. Результаты последнего сделали это впечатление как никогда более острым. В одном из интервью г-н Эшпай высказался в том смысле, что художнику с большой буквы "Х" для плодотворной творческой жизни совершенно необходима "рана в сердце". В этом смысле конкурс Чайковского - хорошая школа жизни, и многие талантливые участники получили то, чего им, по мнению жюри, до сих пор недоставало.

Какие могут быть ссылки на систему (мы, дескать, находимся во власти цифр), если в результате получается все то же самое (ну как не вспомнить: "А вы, друзья, как ни садитесь..."). Граждане судьи! Музыканту можно многое простить хотя бы за одно произведение, сыгранное блестяще, с душой и желанием что-то сообщить слушателям. Прежде всего, конечно, это относится к фортепианному конкурсу, где отсеивание сколько-нибудь выбивающихся из общего ряда участников (особенно зарубежных) стало доброй традицией. Но и в скрипичной части были явные ошибки. Очевиден недостаток выдающихся Музыкантов и независимых личностей в жюри. Необходимо пересмотреть структуру конкурса - на третьем туре часто "ломаются" многие достойные конкурсанты. Много времени тратится на прослушивание никому не интересных участников в первом туре, и мало - на репетиции к последнему. Вообще, это напоминает марафон, который необходимо пробежать в спринтерском темпе. Здесь бы выжить. Не до музыки...

Некто Александр

Эксклюзивная информация

назад