Отзывы |
|
После объявления результатов
второго тура мне стало совершенно все равно, кто
станет лауреатом, кто – дипломантом, кто из этих
восьми человек получит какую премию… Всех
личностей (с точки зрения музыкальности) очень
ловко убрали, дабы не создавать конкуренцию
крепким, бойким, но абсолютно, извините,
“безмозглым” пианистам – под этим не очень
вежливым словом я понимаю исключительно
Музыкантскую “безмозглость”, отсутствие ярких
опять же Музыкантских инициатив.
Кто теперь будет соревноваться
между собой, меня не интересует. Это –
перестановка известных слагаемых “шила” и
“мыла”. Все участники (за исключением, правда,
англичанина Кемпфа) – равны по своему, так
сказать, дарованию. Я просто не ожидала таких
результатов. Объективность и справедливость, на
которых так настаивали перед конкурсом, ссылка
на “математику”, подсчет баллов, -
дискредитированы. Итоги конкурса пианистов
показали, что “загубить” можно любую хорошую
идею.
Система судейства, в принципе,
меня устраивала – казалось, что в этом случае
ошибки будут минимальными, ведь члены жюри
ставили свои оценки сразу после выступления
конкурсанта. Но я совершенно не понимаю: зачем
суммировать баллы после первых двух туров?
Средний арифметический результат показал, что в
финал вышли пианисты, отличающиеся друг от друга
лишь уровнем беглости пальцев. И тогда какой
смысл удваивать балл на третьем туре?
Если человек не очень удачно
выступил на первом туре и намного лучше – на
втором (где, кстати, и определяется собственно
музыкальный потенциал участника, это –
практически сольный концерт), то он вполне мог не
пройти в финал. Или наоборот. Получив высокий
балл на первом туре и провалившись на втором
(продемонстрировав при этом глухое музыкантское
равнодушие) , можно уверенно
претендовать на участие в третьем туре. А что
такое финал? В принципе, вызубрившиеся с годами
концерты не трудно сыграть с оркестром. Разве
этот тур показателен в определении места?
Было бы логичнее, при такой
жестокой “цифровой” системе судейства, сделать
первый тур “пропускным” на второй, второй
соответственно стал бы “мостиком” в финал. А при
определении собственно лауреатов уже
суммировать все полученные участником оценки.
Набравший наивысший балл по сумме ТРЕХ туров
получил бы абсолютно законно первую премию.
Я считаю, что на этом конкурсе
царит произвол. И “болеть” ни за кого не буду.
Первый концерт Чайковского и Третий концерт
Рахманинова я с удовольствием послушаю в течение
сезона в исполнении настоящих музыкантов, а не в
интерпретации “заведенных2 штампованных
пианистов.
Светлана Макарова, преподаватель
музыки.
Информация пресс-центра
конкурса
|
|
На мой взгляд, на этом конкурсе
при получившемся “раскладе” нет первой премии.
Расве кто-либо из этих восьми пианистов может по
уровню своего дарования сравниться с лауреатами
предыдущих конкурсов – такими музыкантами
мирового класса, как Л.Власенко, Н.Штаркман,
В.Ашкенази, Г.Соколов, А.Гаврилов и другие?
Как могло получиться, при каком
фантастическом подсчете баллов, что Руденко,
полностью провалившийся на втором туре, уверенно
вышел в финал? Как могло получиться, что Тарасова
пропустили в третий тур, когда он на втором туре
играл с удушающим безразличием и к конкурсу, и к
своей профессии, и к этой сцене, и к публике (не
говоря уже об исполняемых сочинениях)?
Я также не понимаю, почему нет в
числе финалистов Алексея Султанова, самого
яркого музыканта на этом конкурсе? Баллов не
добрал? А может, ему просто заранее ставили
оценки ниже? Конечно, его игра вызывала
двойственнйе оценки, но о его трактовках можно
было спорить! А о чем спорить теперь?
Художественных впечатлений, пусть даже
отрицательных, не будет.
Теперь всем предстоит
обсуждать, кто из финалистов лучше выучил
концерт и у кого больше опыт игры с
симфоническими коллективами. Заметим: о
музыкальной стороне речь не идет; исключительно
– об “аппарате”., быстроте, громкости.
Допустим (а это уже становится
очевидным), что Руденко получит первую премию. А
дальше-то что? Он и так выступает по России, а на
прошлом конкурсе он уже получил все, что мог. Как
Творца его воспринимать просто несерьезно. Таких
технически “качественных” пианистов хоть и
немного, но они есть.
И еще один
вопрос я хотел бы задать публично. Почему
допускается участие в Конкурсе им. Чайковского
лауреатов прошлых конкурсов им. Чайковского?
Многие крупнейшие состязяния в мире уже давно
запретили это: какой смысл “раскручивать” одних
и тех же? Ты уже победил, стал известным, так
уступи дорогу кому-нибудь еще, быть может, не менее талантливому! Я
не понимаю, чем руководствуется человек,
вторично НА ОДНОМ И ТОМ ЖЕ КОНКУРСЕ ИСПОЛНЯЮЩИЙ
ОДНУ И ТУ ЖЕ ПРОГРАММУ? У меня есть буклет
прошлого конкурса, и я все сверил. Первый и третий
туры были “обыграны” Руденко еще в 1994 году. За них он уже получил премию.
А вот “новые” для конкурса сочинения, которые он
играл на втором туре, все и выявили: это –
халтура!
Сергей Сидорович, музыкант,
преподаватель
Информация
пресс-центра конкурса
|
|
Не знаю, что сейчас переживают
наши участники, не прошедшие в финал, а
выступавшие на втором туре (да и на первом!) очень
хорошо, гораздо лучше тех, кто вошел в “большую
восьмерку”. Разве дарование Султанова уступает
дарованию, скажем, Руденко или Корчинской-Коган?
Разве Слава Липс играл хуже Тарасова? Разве
Аникушин значительно уступает Кемпфу? Все эти
фамилии можно “перетасовывать” как угодно, но
суть-то меняется!
Просто
потрясена решением жюри. Правда, это не их
решение, это решение суммы баллов. Одним из
“чудес математики” стала новоявленная
финалистка Мика Сато: вот уж чьи выступления
практически никто не может припомнить! Чем она
лучше того же Аримори (если “сравнивать” ее с
соотечественниками)?
И вот что.
Этот конкурс не имеет к Музыке никакого
отношения. Как всегда, много говорили об
интригах. Они стали для меня совершенно очевидны.
Предлагаю этот конкурс назвать Конкурсом имени
Доренского: Четыре (!) его ученика из восьми
финалистов – это ли не “сильно”? Разве ученики
того же, например, Наумова,
Мержанова или Поллака, играли хуже? Там хоть было
за что “зацепиться” слуху, была хотя бы
добротная музыкальность. А все ученики
Доренского просто полощутся в музыкальном
равнодушии и озабочены исключительно конкурсной
борьбой, им не до музыки. Я делаю
окончательный вывод: конкурс и музыкальная
индивидуальность не могут мирно сосуществовать.
Стыдно, господа!
Студент муз. вуза,
не представился.
Информация
пресс-центра конкурса
|
|
Меня больше всего поразила Вика
Корчинская. На мой взгляд, она лучше их всех
чувствует музыку. По крайней мере, ее восприятие
ближе всего к моему. Она играет красиво, изящно,
аккуратно, без лишнего битья по инструменту.
Конечно, соревноваться с мужчинами трудно,
особенно в третьем туре. Ведь ей всего 20 лет! Тут
нужна и большая практика игры с оркестром, и
блестящая техника, и просто физическая
выносливость. По-видимому, премии ей сейчас не
дадут, но у нее впереди еще 3 конкурса, и, если
дальше так пойдет, на следующем же конкурсе она
всех их сделает. Некто Вася
Эксклюзивная
информация
|
|
Когда приходится видеть злодейство,
я всякий раз испытываю чувство
удивления -- и всякий же раз смеюсь над собою:
давно пора привыкнуть...Не получается.
В данном случае ощущение нелепости
происшедшего усиливается тем, что со
многими из участников данной истории я знаком
лично, и к каждому в
отдельности отношусь, скорее, хорошо.
Много было сказано о новой системе голосования:
никаких обсуждений, выставление баллов
немедленно по окончании выступления
конкурсанта. Но это же очевидная глупость, если
не сознательное попустительство шулерству!
Во-первых, участники, выступающие раньше,
оказываются в невыгодном положении по сравнении
с выступавшими позже: первых не с кем сравнивать,
а скорректировать ранее выставленные оценки
нельзя. Затем: как будто нельзя сговориться
заранее! Очень даже можно: В.М. Тропп, мой
профессор, член жюри Всероссийского конкурса
пианистов 1989 г., рассказывал мне о своих
переговорах с коллегами -- кто кому сколько
ставит (кстати, председателем жюри был тогда
проф. С.Л.Доренский). Надо признать, что эти
переговоры отчасти вынуждены: 25-тибалльная
система дают очень большой разброс (двое судей за
выступление, которое на словах они оценивают
одинаково, могут поставить весьма различные
оценки -- например, 18 и 24, 15 и 5). Потом: чем можно
объяснить то, что выставляемые оценки не
публикуются, как, например, на соревнованиях по
фигурному катанию, а хранятся в тайне? Боюсь, что
лишь страхом перед разоблачением.
Я слышал по телевизору, как председатель жюри
по фортепиано А.Я.Эшпай публично выражал
несогласие с этой системой. Было это по окончании
2-го тура. Да простится мне, но это верх лицемерия!
Я считаю, что элементарная этика предписывала
г-ну Эшпаю в этом случае прежде всего уйти в
отставку, но судить по тобою же признаваемым
нечестными правилам -- это подло... В этом
отношении К.С.Хачатурян, председатель жюри по
виолончели, куда более
искренен: я дважды слышал из его уст (по
телевидению), что, мол, "мы" судим единодушно,
никаких споров не возникает. Вот вам и никаких
обсуждений.
Таким образом, три первые премии выданы лицам, в
настоящее время обучающимся у кого-либо из
членов жюри.
В заключение позволю себе выразить решительное
несогласие с тем, что виолончелисту Цирину была
присуждена лишь 6-я премия. Его исполнение Сонаты,
ор.69 Бетховена, и обоих концертов в финале я
нахожу превосходным -вдохновенным,
стилистически верным, тонким по настроению,
глубоко логичным, мастерски виртуозным. Я давно
близко знаком с г-ном Цириным, мы переиграли
множество камерной музыки, но, смею заверить,
данные оценки беспристрастны.
Михаил Лидский (пианист)
Эксклюзивная
информация
|
|
После каждого из трех предыдущих конкурсов у
меня складывалось впечатление, что это последний
конкурс, имеющий статус международного: больше
сюда никто не поедет. Результаты последнего
сделали это впечатление как никогда более
острым. В одном из интервью г-н Эшпай высказался в
том смысле, что художнику с большой буквы "Х"
для плодотворной творческой жизни совершенно
необходима "рана в сердце". В этом смысле
конкурс Чайковского - хорошая школа жизни, и
многие талантливые участники получили то, чего
им, по мнению жюри, до сих пор недоставало. Какие
могут быть ссылки на систему (мы, дескать,
находимся во власти цифр), если в результате
получается все то же самое (ну как не вспомнить:
"А вы, друзья, как ни садитесь..."). Граждане
судьи! Музыканту можно многое простить хотя бы за
одно произведение, сыгранное блестяще, с душой и
желанием что-то сообщить слушателям. Прежде
всего, конечно, это относится к фортепианному
конкурсу, где отсеивание сколько-нибудь
выбивающихся из общего ряда участников (особенно
зарубежных) стало доброй традицией. Но и в
скрипичной части были явные ошибки. Очевиден
недостаток выдающихся Музыкантов и независимых
личностей в жюри. Необходимо пересмотреть
структуру конкурса - на третьем туре часто
"ломаются" многие достойные конкурсанты.
Много времени тратится на прослушивание никому
не интересных участников в первом туре, и мало -
на репетиции к последнему. Вообще, это напоминает
марафон, который необходимо пробежать в
спринтерском темпе. Здесь бы выжить. Не до
музыки...
Некто Александр
Эксклюзивная
информация
|
|
назад |