Отзывы

19 июня

36. Граф Муржа

Муржа выступил лучше, чем на первом туре, однако гораздо хуже, чем на прослушивании зимой и чем он вообще мог сыграть. Сильно огорчила техническая нестабильность игры, даже удивительно. Скрипка звучало как-то несфокусированно. Это тем более удивительно, что Муржа имеет достаточно большой опыт выступлений в Большом зале. Довольно интересно было исполнено "Размышление" Чайковского. Но в целом, если его пропустят на третий тур и если он сыграет так же, как сегодня, он не увидит даже третьей премии, не говоря уже о более высокой.

1. Акико Танака II

Так же, как и Муржа, Танака продемонстрировала более интересную игру, чем на первом туре. Но это совершенно не значит, что это было интересно в абсолютном смысле. Игру этой конкурсантки хочется оценить как "ученическую". В качестве примера можно взять исполненную ею сонату Альфреда Шнитке. Замечательная игра пианиста в этом произведении эффектно оттенила неприглядные "кувыркания" конкурсантки, которая выглядела просто школьницей. В "Кармен" Бизе-Ваксмана Танака не показала ни темперамента, ни гибкости.

3. Анастасия Хитрук

Как и на первом туре, игру Хитрук отличала очень технически крепкая игра. Если только не вспоминать о ее проблемах со звуком. Очень бы хотелось услышать какие-то краски в звуке, какую-то теплоту. Ничего этого не было, и оттого слушать было очень скучно. Кстати, и музыкантски Хитрук почему-то была крайне холодна. Эпитет "холодность" по отношению к ее второму туру так и просится на язык, но его опережает еще более неприятный - "серость". "Цыганка" Равеля - красивая, яркая музыка - кажется, совершенно не тронула скрипачку, во всяком случае так казалось из зала. Видимо, Хитрук играла, что называется, "от головы", и это не могло не сказаться. Очень профессиональная игра, но совершенно не интересная.

 6. Родион Замуруев

Пожалуй, это выступление - самое удачное сегодня. Даже лопнувшая в середине выступления струна не смогла разрушить цельности впечатления от игры Замуруева. У этого скрипача не слишком мощный, но зато очень теплый и разнообразный звук, и это очень выгодно отличало его от других конкурсантов, выступивших сегодня. Чувствовалось, что Замуруев нервничал во время игры несколько больше, чем стоило бы. Особенно это сказалось на его исполнении "Размышления" Чайковского. Он также играл "Цыганку" Равеля, совершенно затмив своим исполнением игравшую до него Хитрук.

12. Елена Ревич

К сожалению, Ревич выступила хуже, чем на первом туре, и хуже, чем вообще могла бы. В частности, вдруг у нее появились серьезные проблемы со звуком, который ей удавалось "пропихнуть" в зал с огромным трудом. Хорошо, когда у скрипача красивый звук, но плохо, если на расстоянии дальше десяти шагов его уже не слышно. К чести Ревич, совершенно не было ощущения, что она "борется" за третий тур. Скрипачка старалась музицировать, и в отдельных случаях ( "Интродукция и Рондо-каприччиозо" Сен-Санса) ей это удавалось. Среди достоинств Ревич также следует назвать и полное отсутствие "работы на публику" (в отличие, например, от Хитрук). И все же в целом Елена Ревич выступила не слишком удачно, в первую очередь с технологической точки зрения.

Анонимное высказывание

Эксклюзивная информация

ОТЗЫВЫ СЛУШАТЕЛЕЙ. ОПРОС 12 И 13 ИЮНЯ.

Юрий Васильев, музыкальный журналист:

12 июня запомнился Родион Замуруев – прекрасный музыкант, который в совершенно неподходящих для игры на скрипке климатических условиях смог исполнить Музыку, особенно Чакону Баха и “Вальс-скерцо” Чайковского.

Ефрем Подгайц, композитор:

В первый день был один скрипач – Родион Замуруев, все остальные – ученики, которые сдавали зачеты с разной степенью подготовленности и успешности. Кореянка Канг Мин Джанг играла примерно так: если бежать дистанцию в 10 000 метров и разбить ее на стометровки с остановками.

Армянский скрипач Давид Мовсисян: к сожалению, слишком мало чистых нот, чтобы вообще о чем-нибудь говорить.

Эрнис Асаналиев из Киргизии – хорошо, конечно, что он приехал. Пусть послушает, как играют. Это ему полезнее всего.

Р. Замуруев играл не просто лучше всех – я сравниваю его не с теми, кто сегодня играл, а с тем, какие исполнения Чаконы Баха и Каприсов Паганини я слышал вообще. Я вспоминаю Стадлера, Репина, наших знаменитых виртуозов… Никто из них так технологически чисто Каприсы не играл. Я забыл, что сижу на конкурсе. Родион музицировал и очень меня вдохновил. А его исполнение “Вальса-скерцо” я могу сравнить только с Хейфецем. Это была естественная музыка, а не попытка что-то из себя изобразить. Так что, он – молодец. У него есть только одна проблема – инструмент. Почему-то ему не дали скрипку из Госколлекции, а стали требовать справку о полутора миллионах долларов.

София Пропищан, заведующая кафедрой струнных инструментов Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, профессор, художественный руководитель нижегородского ансамбля солистов “София”.

В первый день уровень не показался мне очень высоким. Это – не плохо. Больших провалов не было, за исключением последнего участника из Киргизии, который просто не должен был играть. Но особенно яркого я ничего не услышала.

Мне понравились двое – Анастасия Хитрук (США) и Родион Замуруев.

У Хитрук не стандартное мышление, очень интересные звуковые находки, фразировка, удивительно чистая интонация. Для скрипачей в последнее время, к сожалению, это стало большой проблемой. И сегодня чисто играли только они двое.

Замуруев понравился владением инструмента. Оно у него практически идеально. Особенно отмечу Каприсы Паганини и Вальс – скерцо. Они исполнены безупречно: интересно, легко, свободно. В меньшей степени понравился Бах. Мне показалось, что скрипач не совсем справился с формой.

Общие недостатки выступавших сегодня – бедность звучания, мало разнообразия. Скрипка звучит так, как будто она не имеет никакого диапазона, резонатора. В большинстве случаев создается впечатление, что играют на досках.

Информация пресс-центра конкурса

20 июня

13. Альбена ДАНАИЛОВА (Болгария)

Игра Данаиловой показалась достаточно яркой. Однако скрипачка очень старалась заполнить зал звуком, в то же время, видимо, плохо представляя себе, каким образом это можно сделать без ущерба для качества звука. В результате большое количество треска сильно затрудняло восприятие. Тем не менее, Третья соната Брамса и “Мелодия” Чайковского прозвучали достаточно симпатично там, где не ставилась цель поразить зал масштабным звучанием. “Вариации на оригинальную тему” Венявского были исполнены достаточно скучно, хотя и не без изысков: в частности, запомнились фантастическое стаккато вниз и быстрый темп исполнения.

14. Дмитрий АНДРЕЕВ (Россия)

На фоне предыдущей конкурсантки Андреев смотрелся несколько бледновато. Брамс был сыгран агрессивно и напористо, то же можно сказать и о Сарасате. Однако из зала казалось, что Андреев слишком волнуется, и поэтому имеет место некоторая нестабильность исполнения.

16. Ичун ПАНЬ (Китай)

По окончании выступления эта конкурсантка была удостоена пятиминутной овации. Ее игра отличается яркостью, однако, в ней слишком много черт, которые явно привиты педагогом, маэстро Эдуардом Грачом, и которые явно плохо вписываются в рамки хорошего вкуса. Пока что Пань лучше справляется с исполнением пьес вроде “Цыганских напевов” Сарасате. “Мелодия” Чайковского хотя и была сыграна с почти натуральным русским колоритом, но все же оставила впечатление “сделанности”. Впрочем, судя по бурному восторгу зала, Пань – записная финалистка.

19. Нури Печт (США)

Эта исполнительница не понравилась излишней манерностью. Кроме того, поверхностный и однообразный звук также не добавил обаяния ее игре. Не обнаружив сверхъестественной технологической или музыкантской мощи, Петч оказалась слегка “в тени”.

Анонимное высказывание

Эксклюзивная информация

21 июня

20. Бин ХУАНГ (Китай)

Эта конкурсантка имеет большой опыт конкурсных сражений. К сожалению, музыкальные намерения Хуанг остались неясны (возможно, их и не было), в связи с чем слушателям ничего не оставалось, кроме как сосредоточиться на технической стороне ее игры. С той точки зрения Хуанг выступила практически безупречно, показав абсолютно “конкурсную” игру. Однако тем, кто все-таки ищет на конкурсе, помимо спортивных, еще и музыкальных впечатлений, ее игра вряд ли запала в сердце.

22. Каору ЯМАМОТО (Япония)

Яркая, но очень своеобразная игра. В скрипачке сильно заметно лирическое начало, что иногда не дает ей адекватно отразить намерения композитора. Например, в Сонате Прокофьева явно не хватило напора. В целом ощущалась явная нехватка звука.

23. Александр ТРОСТЯНСИЙ (Россия)

Игру Тростянского сегодня можно охарактеризовать как “мастерскую”. Скрипач поражает своей музыкантской изобретательностью и разнообразием звучания. Придирчивый критик, возможно, отметил бы нехватку “глубины” в исполнении. Также можно было бы покритиковать Тростянского за временами излишне поверхностный звук – качество, свойственное многим ученикам Ирины Бочковой. Однако все искупается отношением скрипача к музыке: ни одной ноты он не играет “просто так”, а в наше время такое нечасто услышишь.

29. Элизабет Зельцер (США)

По сравнению со своим выступлением на первом туре, Зельцер произвела лучшее впечатление. Однако большим ее минусом является несамостоятельная игра: чувствуется, во-первых, влияние ее педагога, Сергея Кравченко, во-вторых, то, что непосредственно во время игры ее очень четко направляет пианистка. В связи с этим местами появляется ощущение “детской” игры. Зал принимал Зельцер очень тепло, и все же ее вряд ли можно назвать интересной скрипачкой.

Анонимное высказывание

Эксклюзивная информация

24 июня

49. Сасаки Ясо (Финляндия)

Скрипач выступил примерно так же, как и в первом туре, то есть малоинтересно. Сасаки аккомпанировала играла достаточно активная пианистка, на фоне которой он выглядел скорее “сопровождающим лицом”, чем настоящим солистом. В целом – очень технично. Только очень однообразно и бесформенно.

50. Дина Нестеренко (Россия)

Мнения слушателей по поводу этой конкурсантки разделились, хотя, в общем, принимали ее достаточно тепло. Нестеренко отличается несколько детской игрой, причем такое ощущение, что она нарочно акцентирует внимание на своей незрелости. Скорее всего, она произвела бы сенсацию на Юношеском конкурсе им. Чайковского. О ее игре нельзя сказать ничего плохого, Нестеренко играет очень искренне и старательно, но явно незрело и, местами, простовато.

53. Наташа Ломейко (Великобритания)

Ломейко сыграла гораздо лучше, чем на первом туре. Эта скрипачка производит очень хорошее впечатление, во многом из-за красивого звука, которым немногие могли похвастаться на этом конкурсе. Замечательно прозвучал “Этюд в форме вальса” Сен-Санса – по-настоящему празднично и очень эффектно, хотя, к сожалению, и не без небольших, но заметных “блох”. Соната Грига была также хороша.

56. Франческо Манара (Италия)

Как и в случае с Ломейко, выступление Манара на втором туре было более удачным, чем на первом. Это, кажется, довольно тонкий музыкант, хотя в Большом зале, где проходил второй тур, лучше были заметны его недостатки. Они связаны, в первую очередь, с тем, что скрипач, видимо, получил не очень хорошую школу, правая рука у него несколько зажата и поэтому звуковой предел наступает у него очень быстро. Можно, вероятно, повесить на Манара ярлык “камерного музыка нта”, однако для этого ему не хватает разнообразия в звуке. Чем бы ни закончился для него этот конкурс, рано или поздно ему придется менять что-то в правой руке.

Анонимное высказывание

Эксклюзивная информация

назад