Личность в театре
-Драматург: Вы бы хотели знать о них больше?
-Режиссер: Надо считаться с человеческим любопытством.
(Ф.Дюрренматт “Двойник”)


САША САМОЙЛЕНКО

Покл. Почти пятнадцать лет назад Вы уже появлялись на подмостках в роли весельчака и пьяницы Сэра Тоби - это был выпускной спектакль Щукинского училища. Теперь - "Двенадцатая ночь" с Вашим участием идет в Театре им. Станиславского. Вы можете сравнить эти две работы? Изменилось ли Ваше отношение к Шекспиру? Или, может быть, к пиву?
Саша Отношение к Шекспиру не изменилось. К пиву - тоже. А постановки, конечно же, абсолютно разные. В том давнем спектакле почти не было режиссуры, и мы делали, практически, что хотели. Разгул фантазии, студенческая импровизация. Нынешняя "Двенадцатая ночь" жестко выстроена в соответствии с Володиной концепцией. К тому же его спектакли всегда отчасти бенефис одного актера - как правило, Макса Суханова. В данном случае в центре событий Сережа Маковецкий. И если в Щукинском мы все были на равных, то здесь сэр Тоби, как это ни грустно, персонаж второго плана. Причем наше с режиссером изначальное видение образа не во всем совпадало, а Володя привык весьма настойчиво и четко формулировать свои требования.
Покл. Это Вас стесняет - Вы любите импровизацию?
Саша Да, импровизировать я люблю. И вообще, во многих отношениях в выпускном спектакле мне было легче. Во-первых, мы полностью придумали себе текст. Когда мы разбирали пьесу - возник вопрос, почему реплики всех персонажей идут в стихотворной форме, а у Тоби, Эгьючика и Марии ( персонажей далеко не второстепенных) - прозаический текст, к тому же, на мой взгляд, не очень смешной. И мы пришли к выводу, что эти герои - просто три комика, которым задавали тему, и они начинали импровизировать, на свой лад и по своему разумению веселя зрителей. Тогда почему не смешно? То есть то, что для них написано, на мой взгляд - безумно не смешно. Когда в первый раз прочитал текст, я подумал: " Господи! Да как же из этого делать комедию?" Видимо, это казалось смешным в 16 веке, а автор прилежно все записал. В сущности, Шекспир дает нам понять: пожалуйста, переделывайте, придумывайте, пишите свой собственный текст! Главное, чтобы зрителю вашего времени было смешно. Практически от Шекспира у нас осталась только канва. У меня были целые импровизационные монологи: иногда придумывал их прямо на ходу. Каждый спектакль был совершенно особенным.
Покл. В Театре Станиславского удалось сделать нечто подобное?
Саша Я предлагал этот подход Володе. Не скажу, что мне удалось его убедить. Конечно, в спектакле есть некоторые открытые для импровизации моменты, но их очень мало. Впрочем, я в театре достаточно послушный человек, поскольку в иных вещах вполне самостоятельный и независимый. Положение обязывает - актер обязан с удовольствием подчиняться режиссеру. Володя более рациональный человек, чем я, например : он держит в голове картинку и под эту картинку все выстраивает. Порой это противоречит твоим собственным ощущениям. Но, с другой стороны: то, что ты чувствуешь, и то, что ты играешь не одно и то же. Скорее всего, режиссер прав: я давно не работал и у меня в какой-то степени потеряно чувство сцены.
Покл. А была боязнь выйти на сцену после шестилетнего перерыва?
Саша Нет, страха не было.
Покл. Все просто - Макс уговорил и Вы пошли?
Саша Примерно так. Единственная проблема, как выяснилось - запоминание текста. Поскольку нет ежедневного тренинга, теряются навыки. Все остальное давалось достаточно легко. И, кстати, "Укрощение строптивой" - это один из немногих спектаклей, где мне было интересно репетировать. С "Двенадцатой ночью" было не так увлекательно. Роль уже была сыграна раньше, пятнадцать лет назад и сыграна удачно. Даже сейчас ко мне приходят и говорят : "А я Вас помню, Вы тогда-то играли…" Повторение всегда скучновато. Как мне кажется, ничего нового я для себя не нашел. А вот "Укрощение" - совсем другое дело.
Покл. А что именно? Что подогревало Ваш интерес особенно?
Саша Для меня в спектакле должна быть любимая сцена, обязательно. Поскольку у меня небольшие рольки, то должна быть хотя бы одна сцена, которая очень сильно греет, ради которой ты стремишься сыграть весь спектакль. Такая сцена в "Укрощении" у меня с Максом-Петруччио - первое знакомство.
Покл. Вы с Максом друзья и партнеры по бизнесу. А вот на сцене его присутствие каким-то образом помогает, или наоборот, мешает?
Саша Нет, конечно, не мешает. Мы давно дружим, почти 18 лет: учились вместе, много играли - в той же "Двенадцатой ночи" он играл герцога Орсино - он очень хороший партнер.
Покл. А в Театре Вахтангова Вы тоже работали вместе?
Саша Я там три года гл. администратором работал - актером не служил никогда.
Покл. Вы написали киносценарий. А пробовали что-нибудь для театра написать?
Саша Пока почему-то не складывается. Я думал написать на нас двоих с Максом что-нибудь исключительно интересное. Но не осенит - не напишешь. Пока как-то не осеняет. А киносценарий мы придумали и разработали с одним моим другом. То есть это, скажем так, не только мой проект.
Покл. Смешная история?
Саша Да, я определил бы жанр как иронический триллер.
Покл. Тяготеете к комедии?
Саша Да, скорее, к комедии, чем к трагедии. Хотя в нашем сценарии, кроме иронии, есть актуальные политические мотивы. Басня ведь тоже может быть серьезной.
Покл. А в театре - гомерический смех в зале не мешает? Зрители все смеются и смеются, а надо двигаться дальше, и пауза уже затянулась…
Саша Для этого существуют разные хитрости, особые приемчики - сделал пару неожиданных движений и внимание переключилось. Смех не мешает, наоборот, подбадривает, подстегивает, помогает актеру устремиться…
Покл. К импровизации, например?
Саша Конечно. Но главное здесь не переборщить.
Покл. А Вы хорошо контролируете себя на сцене? Не бывает таких моментов, a la "Бендера понесло", когда Вы улетаете куда-то и не можете вовремя остановиться?
Саша Да, раньше такое бывало. Я мог вдруг наиграть так, что хоть святых выноси. Но с возрастом начинаешь себя контролировать.
Покл. Это связано с тем, что раньше Вам давали полную свободу, а сейчас не дают?
Саша Не совсем. Скорее, это приходит естественно, вместе с актерским опытом, с пониманием общих задач ансамбля.
Покл. Как вы себя чувствуете в возрастных ролях?
Саша Нормально. К тому же в "Укрощении" Володя не делает акцента на биологическом возрасте. Здесь важнее статус Отца, нежели его дряхлость или морщинистость его кожи.
Покл. То есть это все-таки Шекспир Мирзоева?
Саша Конечно, без режиссерской интерпретации не может быть спектакля. А те "отличники" и "зубрилы", которые утверждают, что сделали все как у автора, вплоть до последней ремарочки, до предпоследней запятой - просто лукавят, или, того хуже, не понимают, о чем говорят. Ведь на подмостках текст рождается заново в другом материале, в другом теле, если хотите. Как же он может быть лишен генетических кодов родителей? Кроме того, на театре этих родителей-творцов даже не двое: драматург, режиссер, актеры, сценограф, композитор. Иногда ребенок больше похож на маму, иногда на папу - вот, собственно, и все.
Покл. Что Вас отталкивает на театре ?
Саша На сцене не люблю двух вещей: мат и излишнюю демонстрацию обнаженной натуры - сальности, секс без нужды, когда показывают голую задницу только ради того, чтобы ее показать. Вот это меня коробит.
Покл. У Вас такая замечательная компания: наверняка на репетициях происходит масса интересного. Расскажите какой-нибудь "случай из жизни"
Саша Да нет, у нас все относительно мирно. Каких- то необыкновенно ярких происшествий нет…
Покл. То есть вы все такие тихие, послушные…
Саша Ну, я бы не сказал… В последний раз мы с Володей вели "переговоры" на "Двенадцатой ночи" . Роль сэра Тоби вообще-то большая. Володя ее радикально сократил, часть моих реплик отдал Шуту, чему я, естественно, был не рад. И по ходу действия получилось так, что в каждой сцене я кого-то перетаскиваю - то есть в буквальном смысле слова переношу с места на место, уношу и т.д. И вот мы репетируем какую-то сцену, все нормально, я никого, вроде бы, не таскаю, и вдруг Вова придумал :"Ну, а здесь ты должен Эгьючика утащить." Эгьючик подбегает, запрыгивает мне на руки, и я его, естественно, уношу. Мы долго по этому поводу смеялись - и на сей раз нам удалось найти ключевой момент. Получился такой сэр Тоби - грузчик. Тащит все, что дышит! Хотя в моем воспрятии сэр Тоби всегда был другим - вальяжный, холеный барин. Трудно представить себе вальяжного грузчика.
Покл. А что для Вас важнее на сцене слово или дело, действие?
Саша Конечно действие. Я вообще люблю action. В кино предпочитаю боевики, хорошо, динамично снятые. Хотелось бы, чтобы и из нашего сценария получился хороший action. В театре тоже привлекают визуально агрессивные, постановочные вещи. Когда-то я занимался фехтованием, у меня есть спортивный разряд. Очень любил ставить различные трюки - это даже в дипломе записано. В театре, на мой взгляд, слово всегда имеет свой эквивалент. Скажем, жест для меня более выразителен по-определению. Мне это ближе. Я увлекался пантомимой. Это очень интересно - выражать с помощью жестов сложнейшие, порой таинственные вещи.
Покл. В этом плане Вам, наверное, очень интересно работать с Мирзоевым.
Саша С одной стороны - да. С другой - я не всегда понимал, что предлагает наш хореограф Ким Франк. Сначала мне казалось, что это два отдельных мира. Мы заканчиваем играть сцену, и начинается вставной номер. Как бы два разных спектакля. Сейчас уже для меня выстраивается какая-то логическая цепь, я чувствую как и почему драматическое действие переходит в пластическое. Я это сам для себя выстроил и понимаю. Но вот моя мама пришла на спектакль и спросила: "Саш, я все понимаю, но вот что это такое: действие закончилось - а вы все зачем-то ходите?"
Покл. Вам стало это действительно со временем ближе, или вы просто доверяете Мирзоеву и его методу работы?
Саша Конечно, я доверяю Мирзоеву, но и язык его театра мне стал ближе. Что касается восприятия спектакля, то это дело вкуса. Есть такой анекдот про Раневскую. Привезли в Москву "Сикстинскую Мадонну" и какой-то дядя около нее стоит, смотрит скептически и говорит: "Что в ней такого, что весь мир с ума сходит - я не понимаю". На что, стоявшая рядом Раневская, говорит: "Молодой человек, ей уже столько лет, что она сама может выбирать себе поклонников". Театр, как и живопись, как любое искусство - дело вкусовое: если тебе нравится - очень хорошо, не нравится - ну и не надо. Про любой спектакль, книгу, фильм - один говорит, что это гениально, другой - что полное дерьмо. И оба правы, поскольку мнения разные, а о вкусах не спорят.
Покл. Если Вас пригласят работать в театр, а, скажем, режиссер или сама роль Вам не интересны - Вы откажитесь?
Саша Откажусь. Работать, в принципе, я очень хочу. Но только с интересными мне людьми. Я достиг определенного материального положения - теперь я хочу общаться только с теми, кто мне интересен и делать в театре только то, что по-настоящему увлекательно. В свое время я зарабатывал деньги - у меня была программа, где-то на час десять: пантомима, наблюдения, чтецкие номера - все очень смешное, поскольку тете Мане в коровнике трагедии не нужны. Теперь я на подобные подвиги не готов.
Покл. А в других театрах Вы хотели бы работать, скажем, в Театре им. Вахтангова?
Саша Нет, я вообще ни в какой труппе не смог бы, наверное, работать. Я не выношу, когда к игре относятся как к рутине. Выходят актеры, им уже все осточертело, они кое-как отыгрывают навязшие в зубах положения, могут себе позволить что-то пропустить. Я очень болезненно к этому отношусь. Считаю, что если ты вышел на сцену, надо рвать сердце и кишки. Кстати, мы с Максом в этом очень похожи. Но во многих наших театрах подобная халтура процветает, и мне совсем не хочется в этом участвовать. И даже смотреть на это. В театр я хожу редко, в основном, когда друзья приглашают. Мне, как профессионалу, все это не очень интересно, поскольку у нас практически нет режиссеров. Мирзоев, Фоменко, пожалуй, Виктюк. Это все. Поэтому и спектаклей нет. И актеров не видно.
Покл. Из театральных вещей, не только сыгранных - есть какие-нибудь пристрастия?
Саша Я обожаю пьесу Ростана "Сирано де Бержерак". Всю жизнь мечтал сыграть Сирано. Очень люблю Шукшина. Я переиграл все его рассказы и даже при поступлении в театральное училище читал Шукшина.
Покл. Вы - актер, занимались продюсированием, бизнес Ваш тоже связан с театром, а режиссура Вас никогда не привлекала?
Саша Нет, режиссером никогда не хотел стать. Любое дело надо делать так, чтобы сказать в нем что-то новое, чего другой не может, не чувствует - тогда это интересно. Как актер, как продюсер я способен сделать что-то, с моей точки зрения, уникальное, а как режиссер - лучше Володи я никогда не сделаю.
Покл. Вы считаете его режиссером очень высокого уровня?
Саша Володя очень хороший режиссер. Он очень умный человек и умный режиссер. Всегда жестко воплощает свою концепцию, но, в то же время, его можно в чем-то переубедить - попробовать доказать, рассказать, показать - если это будет логично, он идет на компромиссы. С ним интересно работать.
Покл. Какой Ваш любимый спектакль у Мирзоева?
Саша "Хлестаков". Скажем, работы Максима Суханова в Театре Вахтангова - для меня были очень средними. Но я просто обалдел, когда увидел его Хлестакова. Это не для красного словца - во время его монолога я чуть не потерял сознание, или правильнее сказать, у меня переместилось сознание: было ощущение, что не просто Макс играет Хлестакова, я оказался в реальной жизни рядом с ним - рядом с Хлестаковым. Это был настоящий шок для моего подсознания. И Макс из хорошего актера средней руки превратился для меня в суперактера. И то, что он делает сейчас -это очень здорово. Фактически, он создает свой собственный театр - театр в театре - это мало кому удается, на мой взгляд. Это очень интересно. Таким, возможно, был Михаил Чехов. В свое время таким был Николай Гриценко.
Покл. Это и есть гениальный актер в Вашем понимании?
Саша Актерская гениальность, к сожалению, связана с определенным временем. Ведь о театре могут судить только современники. Сейчас, мы можем сказать, что был такой гениальный актер Евгений Евстегнеев. Мы можем сказать, что Смоктуновский был гений. А рядом с ними работал талантливый актер Щербаков, но он, конечно, был не гений. Для наших внуков все это будет миф, устное предание.
Покл. А можно сформулировать, что такое гениальный актер?
Саша Наверное, нет. Актера можно только увидеть, почувствовать. Причем я не думаю, что кино может дать полное представление об актере, что оно передает гениальность актера. Значит, и консервы здесь невозможны.
Покл. Заказную отрицательную прессу близко к сердцу принимаете?
Саша Я, честно говоря, очень далек от этого. Про меня, конкретно, пока мало пишут - и не знаю, будут ли писать. К тому же я примерно знаю, что такое пресса - я занимался пресс-конференциями, кухня эта мне знакома, поэтому я не так остро реагирую на прессу вообще: комплиментарную или поносную. Я воспринимаю прессу как рекламу - и только.
Покл. А реакция зала греет Вас?
Саша Если актер говорит, что его не волнует зал - это бред какой-то. Конечно, актер выходит на сцену ради собственного удовольствия. Но при этом, он получает удовольствие от того, что он доставляет радость партнеру, публике. Реакция зрителя очень важна для нормального актера. Вообще, я считаю, что нас, актеров, надо хвалить. Нельзя перехваливать, но хвалить обязательно надо. Мне кажется, что актеру надо все время говорить: "Это ты сделал замечательно, но вот есть кое-какие нюансы, где можно еще добавить…". То есть оставлять все время какое-то пространство для роста. Не ставить точку - ты гений, ты достиг, или ты бездарь, ты дерьмо… Иначе прекращается развитие, а для актера жизненно необходимо постоянное развитие, поиск и вечное движение. Но если тебе хочется, чтобы актер играл лучше, его лучше похвалить, чем ругать.

 

Маяк, сентябрь 1999

 

ПО ПОВОДУ...

Актер. ... Шекспира?..
Поклонники. Мы очень Вас просим!!! (аплодисменты)
Актер. (легкий поклон) Ну, хорошо... хорошо... Я подумаю!..

Прошло два дня...

Поклонники. ...Вы подумали?..
Актер. ...н-да...
Поклонники. И что же?
Актер. По-моему, интересно!!!
Поклонники. ???
Актер. Интересный все-таки дядька, этот Шекспир...
Поклонники. Вы прочитали все его пьесы? (у них появляются восхищенные улыбки)
Актер. Нет... я прочитал все другие роли в моих спектаклях!
Большая пауза... Они с удивлением смотрят друг на друга...
Поклонники. Вы что же не читали всей пьесы до начала репетиций?..
Актер. (удивленно) Нет... я только учил свою роль... и запоминал последнюю реплику партнера перед своим текстом (они переглядываются)... чтобы вовремя сказать свои слова...
Поклонники. А как же...
Актер. Что?..
Поклонники. Сверхзадача роли... или... что Вы хотели сказать своей игрой... ну, и так далее...
Актер. Так, а я то здесь при чем?!
Поклонники.Как это при чем?.. Вы же так играли в этом спектакле!.. Гениально!.. Великолепно!.. и в том... Чудо!.. мы думали, что...
Актер. Ну и зря!.. (после паузы - смущенно) Это все Режиссер... это Он меня заставил... а я... нет, я, конечно, тоже работал... текст там учил... по сцене ходил... там... и вообще... играл... вам же понравилось?
Поклонники. Да-а... понравилось... очень... но мы думали, что...

Поклонники неловко переминаются "с ноги на ногу" - а они-то думали, что... но на то они и Поклонники - они ищут нового кумира - без него трудно и не интересно!..

Поклонники. Тогда расскажите о Режиссере: как Он работает? Какой Он? Как относится к актерам?
Актер. О Режиссере... Это можно...
Актер задумывается...
Актер.Это бывает так редко, что начинаешь им любоваться... Умный актер - это большая редкость... Раньше это считалось бы неприличным... Актер обязан играть, а не думать! Он вторичен! Нет - третичен! Хотя, дайте посчитать: драматург - раз, режиссер - два, художник - три, дальше - свет, музыка, грим и тэдэ и тэпэ... Вобщем... все понятно? А с другой стороны: начался спектакль и для зрителя существует только Актер, только Его божественная игра, только Он первичен, только его они любят и... очень любят!!! Просто - гимн Его Величеству Актеру... и Он достоин этого..?! Но разговор уже не о нем...
Поклонники. Расскажите! Просим, просим! (они крайне возбуждены)
Актер. Можно конечно, но... зачем он вам, ведь вы же на меня приходите смотреть, на кой он вам сдался?.. (жуткий свист и "айлюлюканье" Поклонников) Ну, хорошо, хорошо... Я буду говорить о Режиссере... Он... неказистый на вид... какой-то обычный... да! У него есть борода! Хотя у них у всех есть борода... Он женат, имеет детей... у него жена... хотя я это уже говорил... Он очень много говорит... Нет, он сначала долго-долго смотрит, а потом долго и много говорит... Я многое понять не могу, но в ответ киваю и соглашаюсь - он, ведь, Режиссер!.. Но вот здесь происходит маленькая загадка - он говорит, говорит, говорит... я не понимаю, не понимаю, а потом выхожу на сцену и... он больше не говорит... Он смотрит... потом мы репетируем дальше... а я так и ничего не понял!.. А может так и должно быть, думаю я, может мне и не надо много знать.., а, просто, выходить на сцену и играть... А что такое, вообще, играть на сцене?.. Ведь можно проработать сотни спектаклей на сцене и ничего не сыграть! А потом вдруг что-то щелкнуло... и с тобой произошло нечто такое - отчего ты начинаешь летать, как в детских снах! Ты кайфуешь на прямую, ты спишь наяву, ты - знак ZERO (не надо путать ZORRO), ты абсолютен! Ты высшее существо!.. Ах и ох!! Но это так редко случается...

Поклонники заслушались... Актер вновь заинтересовал их натосковавшиеся души: ай, да Актер, ай да... (ну, дальше Вы помните)...
Актер.... итак, о Режиссере... Мне он очень нравиться. Он очень, очень умный. Мне иногда даже стыдно, что я такой тупой и так мало знаю... Но я буду учиться... хотя зачем мне уже учиться... да, и вредно это для моей профессии... Я иногда спрашиваю у Режиссера: что-то мне кажется все что я делаю плохо! А он говорит: ты ничего не понимаешь, мне лучше знать! И точно - все как он говорил - выходит спектакль и все в восторге, все поздравляют и поют дифирамбы... мне... это конечно, приятно... только ничего не понятно... Как, почему?.. Но здорово!.. А еще мне хочется с ним работать! Это трудно, больно.., но я, наверное, мазохист или наркоман, скорее последнее... Актер больной человек изначально!.. Да, и Режиссер тоже!.. Ну, вот и все о Режиссере, и о себе...

Атмосфера разрывается бурными и продолжительными аплодисментами восторженных Поклонников. Они обезумели от поклонения! Актер скромно откланивается и удаляется...

Слышится знакомая мелодия... Не могу вспомнить где я ее слышал?..


 

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru