Суета сует
"Я стихи писать не могу, - сказал Витька Корнеев
По натуре я не Пушкин. По натуре я Белинский"
А. и Б. Стругацкие

В ПОИСКАХ ЖАНРА

Спектакль начался с легкого "развода". Блуждая по залу средь пацанской публики мало театрального характера, узрела я Сережу Шеховцова (в дальшейшем - Шейх) в симпатичном сером, но все же спортивном костюме. Я напряглась:
-Ты что, сегодня не играешь?
-Не, я завтра (Сережа потупил взор, но я купилась)
-Во попала! Кого ж я смотреть-то буду!
Рядом кто-то радостно заржал, дивясь моей дремучести. Тут Сережа резко повернулся ко мне спиной и быстрым шагом отправился прямо на сцену. Побродив там под аплодисменты продвинутых зрителей, поспорив о чем-то с билетершей, он начал спектакль.
     Честно признаюсь, что попала я на "Черту" не потому, что занимался всем этим делом  "известный актер и режиссер новой формации" и вовсе не из-за желания ознакомиться с "известной на весь мир пьесой знаменитого драматурга". Отправилась я в ТЮЗ, поглядеть на игру всеми нами любимого Сережи Шеховцова, артиста самого обычного, мало продвинутого Художественного театра. К модной тусовке золотой молодежи, Шейх не очень относится, so на "Чертовом" сайте упомянут вскользь, микроскопическими буковками, затерянный среди других действующих лиц. Напрасно, милые авторы, очень-но напрасно! Не скажу, что весь спектакль держится на нем. Если честно, там и держаться то особо нечему. Но то, что Сережа делает на сцене настойчиво возвращает всех в театр - как зрителей, так и самих артистов. Вот и мне он не давал уйти весь спектакль. Теперь я примерно понимаю, почему американцы предпочитают кино - американцев в театре никто не держит.
    Жанр "Черты" можно обозначить как недобродвейско-полурусский. Да-да, такой гибрид, как оказалось, вполне возможен. Американский эпатаж, танцы, буффонада, спец эффекты страдали русской вялостью, квелостью, легкими недоделками, а человеческая суть проблемы, характеры и образы - были, за редким исключением, по-американски куцыми, подрезанными. На фоне полного отсутствия театрального опыта у одних исполнителей и неуемных наигрышей в стиле a la "Бендера понесло" у других,  Шейх, создает на удивление целостный образ: этот миляга - его Флеминг - самый собирательный и обобщенный персонаж из всех предложенных нам типов. Но при всем при том - именно Флеминг самая живая и органичная фигура, хоть и одет он в серый костюмчик (ох, как же я люблю эти лобовые "символы"). Флеминг Шейха не только не теряется в этой нелогичной мешанине, наоборот, он на редкость уверенно и твердо стоит на ногах, и единственную фразочку, которую я запомнила из всего текста - это флеминговское "А дальше-то что?"(хотя, по идее, автор задумывал такой brief для каждого "героя").
    Кого еще хочется отметить - это Рашида Тугушева. Не скажу, что играл он феерически, но был как-то очень на месте. Хотя, как мне показалось, Рашид еще не полностью определился со своим персонажем( или режиссер недоопределился с Рашидом). Трудно сказать - Долан мне определенно понравился, но сдается, что способен Рашид на большее.
     Все остальное мало поддается дружескому описанию. Исключение составляет пара крылатых фраз, да финальная подсветка. А может быть во всем просто виновато мое никудышнее настроение и некое дурное предчувствие, поскольку...

то, что мы отсмотрели днем ранее имело название "Зовите Печериным" и выглядело, прямо скажем, не ахти. Позабыв, as usual, свою пламенную клятву, данную после "Мистификаций" ни на каких Нин Садур не ходить, я стала надоедать Паше, что хочу посмотреть Сашу Арсентьева. Уж больно он мне приглянулся в "Зеленой зоне", да и "Бурю" я отсидела исключительно из-за него. Нытье мое было столь продолжительно и настойчиво, что Паша также поддался на искушение и мы отправились в театр Пушкина бодрым дружеским коллективом.
     Саша нам понравился. Легко преодолев скованность первых минут, работал, в целом, замечательно: осанку имел благородную, в движениях он был легок и уверен, его жесты были точны, интонации гибки, пел Саша красиво, а глаза его блестели выразительно. Правда, между ним и Печориным насмерть стояли Нина Садур и Михаил Мокеев. То, что мы увидели на сцене можно окрестить как поп-театр-арт или поп-арт-театр, а можно и не крестить совсем. Но, поелику, это уже второй спектакль подобного рода, какое-нибудь название этому всему придумать надо. Справедливости ради, надо сказать, в отличие от первой "Снегурочки",  "Печорин" сделан более профессионально по всем статьям. Мои эмоции (исключая Сашу) менялись примерно так. Опять хариковщина (первая картинка без актеров) - Ну сколько можно издеваться над классикой!!!!(Максим Максимыч) - Ой, хто это?(Казбич) - Какая прелесть!(Бела, она же конь, и все это на роликах) - унылая тоска (Вера) - пошел драматический театр( доктор) - Да-а, не добр Мокеев к женщинам! ( Мама Лиговская) - Ну не на столько же!!!!!( Мэри - княжной я ее называть отказываюсь). Дальше эмоции пропали - бреда наяву у меня пока не случалось, но, ежели таковой явится, он будет усреднен между мечущейся с чемоданом Мэри и Казбичем в костюме с Арбатского развала. Вполне возможно, мои аллюзии здесь ни при чем, а чемодан, метания и защитный комбезик - это и есть театрально-авангардный символ нашего непростого, тревожного времени.
     И все-таки как хорошо, что Печорина играл Саша Арсентьев - и отношения у него с Ниной Садур явно не сложились. А если бы?...

Тусовщик в неволе

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru