Пойдем в Кино
"Не в Монтене, а во мне самом
находится то, что я в нем вычитываю"
Блез Паскаль
КУБИК-C РУБИК'S
Все мы в детстве
собирали кубик Рубика. Не думали зачем, просто
собирали и все. Вот и на обложке кассеты, выданной
мне Аликом, было указано: не время размышлять, что
случилось, время искать выход. Но детство-то, увы!,
кончилось.
Фильм назывался "Куб", 1997
года, канадского производства корпорации Cube
Libre(!), режиссера Винченцо Натали, с актерским
составом ничего не говорящих интернациональных
фамилий.
Внешняя оболочка "Куба"-
обычный ностальгический кошмарик.
Психологическая подоплека - экстремальные
условия. Шесть(и более) персон кидают в этакий
большой Кубик Рубика. Как Вы помните, его ячейки
все время перемещают, чтобы скоротать время, а
фамилия изобретателя, как нельзя более кстати,
напоминает слово мясорубка. Так что ловушек там
было предостаточно. Заведение это -
межнациональное. Попали туда условно итальянец,
немец, англичанка, француженка, американец, и,
конечно же, негр. Изучив это малоприятное место и
ненадежную компанию, наши герои начинают
выбираться на волю. Фильм построен пошагово:
комната - ход. На каждом этапе большого пути
происходит вполне естественный сброс шелухи с
того или иного героя. Потихонечку зрителю
раскрывается собственно человек, а не то, что
каждый из нас хочет явить обществу. Неформальный
лидер(негр!), добропорядочный полицейский с тремя
детьми становится обычным агрессивным
питекантропом, обезумевшим от страха. А
невзрачная боязливая девушка (в очках!)-
рассудительным центром группы. Собственно,
почему? Да потому что мускулистый герой годится
только на то, чтобы тупо следовать за другими, а
юная леди - обладает исключительно
востребованными в данных обстоятельствах
математическими способностями. Она, правда, шла
окольным путем, но это понятно. Она молодая, все в
первый раз. Волновалась, пользовалась решениями,
которые лежат на поверхности. Вот если б не в
первый - села бы, подумала, подстелила бы
соломку... Не отвлеклась бы на эмоции. Глядишь,
осталась бы в живых. Между негром и девушкой, то
есть тем, кто живет вообще не думая и той, которая
думает, но еще не успела пожить - два
промежуточных персонажа. Оба - рефлексирующие
реалисты. Понимают, что по жизни несостоятельны.
Уорт - скептически пассивен. В одном из проходов
выясняется, что когда-то он был активен, строил
внешнюю оболочку для Рубика, не задумываясь
зачем: работа-то хорошая. Попав в собственное
творение, расстроился настолько, что понял -
любая работа плохая, доверять нельзя никому, и
жизнь, соответственно, смысла не имеет. Холлуей -
скептически активна. В отличие от Уорта - у нее
очень неуравновешенная нервная система, и она не
может взирать на свой крах пассивно. Ей надо все
время чем-то себя занимать, чтобы не заорать от
сознания собственного бессилия: она болтает без
умолку, цепляет всех и вся, всех и вся опекает.
Пройдя неясные намеки на современные круги Ада,
наша четверка гибнет. Девушка по молодости, как
Джульетта, Уорт спасая мир и самосознание, а
также как Ромео - теперь - почему нет? Негр, тупо
как злодей, Холлуей - принеся себя в жертву,
никому, впрочем, не нужную. А разве бывают нужные
жертвы?..
Три персонажа - отдельно. Первый
введен в качестве своеобразной прелюдии к самой
истории. Некий символ киношности событий -
человек попавший в ловушку пластелиново
распадается на части. Мы не в жизни, вроде бы...
Дальше идут самый простой - Ренн и
самый неоднозначный - Казан. Самый простой гибнет
раньше всех, становится фишкой-меткой. А Казан
выходит на свет божий, а может и не божий, но
все-таки свет. Совсем не потому, что в мировой
мясорубке выживают лишь недоумки. На мой взгляд,
Казан - тоже персонаж-символ. Он живет своей
внутренней жизнью больше, чем внешней, лишь
изредка позволяя другим пользоваться своими
преимуществами, перед так называемыми
"открытыми системами". Раньше это
называлось - "собирать марки". Теперь
употребили бы термин "компьюторщик". Жутко
вокруг - залез в скорлупу, а там такой мир! Зеленые
комнаты, день, 27 пачек жвачки, ну, и так далее...
Что касается постановочных приемов
- фильм очень простой, логичный и точный.
Леденящий ужас нагнетается в самом безопасном
месте. Оно еще хуже ловушек, поскольку барьер
страха сдерживает другие эмоции, а они у нашей
команды большей частью отрицательные. Много
психологических нагрузок, но распределены они
весьма равномерно: замкнутое пространство,
несовместимость персонажей, отсутствие
информации, монотонность одинаковых комнат,
видимая бессмысленность движения. Хотя постулат
- "движение-жизнь" - не нарушен. Если бы
персонажи никуда не двигались, они бы умерли еще
раньше. Короче - ни с чем не поспоришь. Даже с
цветом комнат- сигнальный декор. Да и вообще
цветная психология - дело модное. Казан не любит
красное - наверное пацифист, а может даже и
Гринпис?
Не время думать, время выбираться. Итак, в экстремальной ситуации, если не можешь справиться с большой задачей - поставь много маленьких. Действуй пошагово. И, в результате, придешь к выводу, что лучше было сразу поразмышлять глобально. А поскольку самыми экстремальными обстоятельствами из всех известных, является наша с вами обычная рядовая обывательская жизнь, так и тянет сразу выяснить: кто из нас на что способен, и к чему же, собственно, все это нас ведет?
Cube (1997) Canada
Directed by Vincenzo Natali
Nicole de Boer - Leaven
Nicky Guadagni - Holloway
David Hewlett - Worth
Andrew Miller (I) - Kazan
Julian Richings - Alderson
Wayne Robson - Rennes
Maurice Dean Wint - Quentin
http://us.imdb.com/Title?0123755
Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное | |
мнение, строго не рекомендательного характера! |
ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ