Пойдем в Кино
"Не в Монтене, а во мне самом находится то, что я в нем вычитываю"
Блез Паскаль

 

ТАБУ

       Честно сказать - смотреть фильм было скучновато, но сбежать не тянуло. Снято все божественно красиво: редкостная гармония видеоряда, мягкие полутона, теплый свет. Неспешно меняющие друг друга картинки японского быта, пейзажи-акварели - иллюстрации хайку, снег, который видишь как будто впервые, пронзительно синий контрапунктный финал... Все построено по принципу японского сада камней - заботливая рука мудрого созерцателя не перекраивает природу, а бережно, хоть и настойчиво подчиняет своей философии то, что дано свыше...Зачем изобретать велосипед? Не лучше ли сочинить гимн во славу природы?

    Художественное решение, сделанное столь изумительно - увы, не главное. Главное хромало вовсю. Сюжет, в принципе, можно было уместить в рассказе на страничку. И это было бы здорово. Раскопать здравый смысл в полуторачасовом нагромождении "Табу" было тяжеловато. Полное отсутствие режиссуры, многочисленные неудавшиеся линии фильма - невразумительный детектив - вечная проблема японцев, диалоги, неудачно стилизованные плюс перевод...

   Итак - стоит ли  бороться с природным началом, каково бы оно не было? Нужно ли ломать побеги, или вернее будет поискать такую точку, с которой можно любоваться ими, как бы они не росли - они же живые... Вопрос этот каждый решает, как умеет. Зритель, конечно же, может и полюбоваться... А заодно задуматься вместе с настойчивым вопросом режиссера - так почему все-таки тонкие, нежные и обласканные жизнью юноши шли в самураи...  Джакондовская улыбка призрачного героя, того, что дал обет довести до безумия смерти как можно больше мужчин, странным образом остается в памяти фотографическим снимком быстротечного мгновения, неуловимого, и тем прекрасного. Эта обреченная улыбка извечного победителя манит бездонной пропастью глухого одиночества. Льдистая холодность притягивает, как магнит, всех и каждого - и горячего юнца, для которого важна быстрая победа нетерпеливой самоуверенности, и безрассудного воина, жаждущего привычных услад, и многоопытного расчетливого советника, для которого превратности любви лишь суть игра его ума... Хотя - какой может быть расчет в любви? Только неверный... Голос страсти заглушает голос рассудка равно и у самурая, и у домохозяйки. Самураи правда более решительны в деле устранения соперников. Зажечь хоть искорку в этом заснеженном храме любви - задача для любителей побеждать. Это собственно, все. В середине - мрачноватая пустота самурайского быта и по-военному прямые выяснения уже и без того понятных взаимоотношений. Всю тягомотину искупает финальная сцена, синее марево рассеченное белым дымчатым туманом и вереницей милых образов... Безжалостно срубленная вишня - нелогичный, но очень красивый символ победы устоев над природой - слабая попытка наметить хоть какую-то связь между двумя героями. Старик (Такеши Китано, он чудесен), чей внутренний мир богат и ярок, но скованная табу душа рождает вместо умершей любви уродливо кровавую ревность. И юный бог всех местных самураев(Рюхэй Матсуда), лишенный вообще каких бы то ни было эмоций, ищущий событий, способных хоть как то расцветить эту давящую пустоту внутри себя. Он обречен погибнуть в водовороте чужих страстей, которые извлекает из тайников души с легкостью человека, не ведающего что творит. Игры с огнем - занятие опасное...

Конечно, Осима - не Куросава... И все же - не узковат ли взгляд на проблему? Может были еще какие то причины, по которым вступали в самурайские отряды? А то уж больно хлипкая выходит основа для столь грозного образования, вы не находите?...

Нагиса Ошима (IMDB) "Табу" ("Гохатто") / Gohatto
По романам Риотаро Сиба
Япония - Великобритания - Франция, 1999 год
Продолжительность: 100 мин.

Участник конкурсной программы МКФ в Канне 2000
Гран-при "Золотой Грифон" на Фестивале фестивалей в Санкт-Петербурге 2000
Участник внеконурсной программы ХХII Московского МКФ

Исполнители:
Такеши (Бит) Китано (капитан Тосидзо Хидзиката) (IMDB)
Рюхэй Матсуда (самурай Содзабуро Кано) (IMDB)
Синдзи Такеда (лейтенант Содзи Окита) (IMDB)
Йоити Саи (командир Исами Кондо) (IMDB)
Таданобу Осана (самурай Хиотсо Таширо)
Кодзи Матоба (самурай Хейбей Сугано)
Маса Томиес (инспектор Йо Тамадзаки)
Масато Ибу (офицер Козитару Ито)
Уно Канда (гейша)
Кей Сато (рассказчик)
Томоро Тагучи (самурай Тодзиро Юцава)


Официально,
Абсолютное кино,
Обзор на КиноИзме


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru