Пойдем в Кино
"Не в Монтене, а во мне самом находится то, что я в нем вычитываю"
Блез Паскаль

ТОРЖЕСТВО

        Не знаю, зачем понадобился негр режиссеру - может это только очередной изумительный типаж. Мне же Гбатокай спокойно сказал с экрана: "Не волнуйся. Все обойдется". Он вообще не понял, по какому случаю переполох - для него сексуальное пользование собственных детей вообще не есть событие. Скорее вещь житейская. Все в мире относительно. Устои, традиции, нормы, догмы...

    Томас Витенберг, один из режиссеров   "Догмы" , вполне успешно выступил против внешних, технических, скажем так, изготовительных приемов кинематографа. По содержанию и сути проблем - фильм более, чем традиционен, я бы даже сказала консервативен. Бегущая за Микаелем камера, живой шорох звука, крупные планы Ларса, Матери, отсутствие всяких карнавальных побрякушек типа взрывов и динозавров, только усиливают великолепную портретную кино галерею и делают ярче сотни раз описанную и отыгранную картину добропорядочной буржуазной семьи со снятым верхнем слоем лака. Единственная дань моде, вернее нашему времени - скорость съемки, динамика и насыщенность сюжета.
    В крупных планах - живые глаза, тревога, беспокойство человека на мушке. Герои фильма немного неуютно чувствуют себя под прицелом камеры. Из-за этого ощущения достоверности, к ним быстро привыкаешь, пытаешься разобраться в чуждой тебе ситуации - странный эффект близости, нечто вроде смыслового домашнего видео. Подбор исполнителей, почти 100% попадание в образ - вот залог успеха фильма, хотя догматики и не пишут ничего об этом в своем манифесте. Манифест этот вообще "от лукавого". В этом фильме главное - не то, что делает режиссер с пленкой, а то, что он нашел в актере, выделил, усилил, заставил работать на ситуацию, на тему, на киноряд в целом. Негр прав: дело- то житейское: главное - не сама проблема, а то, кем и как она решается.
    Исходя из того, что главное в фильме - люди, начнем с явных удач. С моей точки зрения - это Ким, Мать и Микаэль. Кадры, отснятые на кухне вообще подозрительно смахивают на документалку, а не на игровое кино(поклон Вайде). Резон велик: Ким - хрестоматийный персонаж Скандинавской литературы. Любимый Стриндберг ярко и прямо, Ибсен мягко и завуалировано, но оба поминутно, напоминают нам, о том, что балом правят из кухни. Не только Скандинавия, но и Европа, в целом, с этим согласна. И мы согласны. Ким просто великолепен - спокоен, уверен в себе - чего суетится, если за спиной вековые традиции.
     Бергмановская Мать (Birthe Neumann) - красавица, с изумительной выдержкой: ни мускул не дрогнет на ее лице ни при каких обстоятельствах. Ее выдают блестящие выразительные глаза. Все, что творится в доме - отчасти ее заслуга. Обвинительная речь сына для нее не есть неожиданность - когда-то это должно было случиться. Все оценки, что она дает детям - упреки самой себе. У кого хватит духу обвинить ее в смерти дочери?
Микаэль (Thomas Bo Larsen) просто бродит рядом с нами. Вернее, если собрать нервную энергию, отрицательного, преимущественно, потенциала, вашу и Со - вот вам и Микаель. Он издергал даже зрителей в зале. Абсолютно естественен, никакого наигрыша. Актер легок и обладает необычайно богатой мимикой. Продвигается его Микаель мелкими перебежками, мысли и эмоции скачут как шарики для пинг-понга - такие же маленькие, жесткие и простенькие, масса неизрасходованной энергии выливается в изобилие лишних жестов. Гибок физически, выразителен эмоционально и слегка отстал умственно. Почему не вызывает неприятия? Очень органичен - его скорее жалеешь, чем осуждаешь. Ведь этот петушок на самом деле мог совершенно спокойно не знать, что творится у него под носом.
     Сестра - весьма традиционый типаж никчемной истеричной дочери богатых родителей. Чтобы хоть как-то расцветить унылый скучный образ - ей выдали в бой-френды негра, с которым в фильм вошел легкий эпатаж, расистская тематика и философия относительности. Гбатокаи (Gbatokai Dakinah) безукоризненно сработан по всем статьям: от смысловой нагрузки образа, до актерской реализации персонажа. Жена Микаэля слишком сера - она хороша в своей серости, с такой симпатичной оранжевой ромашкой в волосах, на ужине, где все дамы с ног до головы усеяны бриллиантами. Но серость - это не по моей части.
Образ брата-близнеца Кристиана (Ulrich Thomsen) слишком перегружен фрейдизмом, всевозможными подавляющими комплексами, близнецовыми осложнениями и проч. По идее, каждый его психоз должен перекрывать другой, иначе он давно бы уже торжествовал в сумасшедшем доме. Режиссер не удержался от соблазна создания "сложного образа", который, на мой взгляд, вышел слишком перекрученным, "киношным". А главное - уж больно быстро Кристиан очухался. Этакий скоропостижный катарсис: психический излом сросся, комплекс вины улетучился, сексуальная подавленность канула в Лету, тянущая на тот свет сестра-близнец отпустила руку. Всего-то и потребовалось -  прогнать папу. Что-то не сходится. Либо перестарались, создавая персонаж изначально, либо не было времени и пленки, дабы доразгрузить его более логично. Он как-то выбивается из общей органики картины, хотя актер работает просто великолепно.
     Из вторых персонажей очень удачны немец и Ларс. Только иностранец, особенно немец, может с такой всесокрушающей тупой настойчивостью "поддерживать" традиции, несмотря ни на какие катаклизмы. К тому же дисциплина. Начатое дело надо довести до конца. Бр-р-р... Это мы читали. И, наконец, Ларс - просто душка. Сказать про него особо нечего, но наблюдать забавно. Он как-то уверенно пуглив: скорее всего выплывет в любой ситуации.
     Монтаж фильма великолепен. Из общих сцен порадовало "раннее утро после казни" - только напрасно все были в белом. Резанул глаз повтор лесбийского аванса. Это называется "телефоны для тех, кто понял". Мы поняли, мы все поняли с первого раза. Но, фильм ведь не только для нас. Фильм для всех. Титры идут в воде, отсылкой к Тарковскому. Жизнь продолжается...

Продолжение следует...

"Торжество" Дания, 1998
режиссер...Thomas Vinterberg
сценарий...Thomas Vinterberg, Mogens Rukov

В главных ролях
Ulrich Thomsen, Henning Moritzen, Thomas Bo Larsen, Paprika Steen, Birthe Neumann, Trine Dyrholm, Gbatokai Dakinah

http://www.zhurnal.ru/kinoizm/happen/dogme.htm

http://www.kinoart.ru/1998/12/10.html

http://www.volovik.com/kino/dogma'95.htm

 

Музей кино: фильм периодически демонстрируется в пятом зале. Следите за афишей.


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru