Пойдем в Кино
"Не в Монтене, а во мне самом находится то, что я в нем вычитываю"
Блез Паскаль

 

ЗАБАВНЫЕ ИГРЫ

    "Забавные игры" Майкла Ханеке - европейски грамотный слепок с американских фильмов ужасов: дружная крепкая любящая семья, материальное и моральное благополучие, тихий уют загородного дома, медленное, идиллическое начало, прерванное вторжением. Отличие в том, что вторгаются не диковатые монстры на бешеной скорости, а двое вполне милых молодых людей, которых к тому же зовут апостольскими именами Петр и Пауль. Вторжение происходит неспешно, прямо-таки медицински грамотно. Ребятки в белых перчатках ужасающе медленно препарируют психику своих жертв, наблюдая поведенческие особенности, изменение сознания от полной уверенности в своих жизненных правах, до полной обреченности. Ну и, наконец, их уничтожают. Тоже медленно, всех по одному, всех по-разному, не забывая о правилах игры. Все неспешно, как в лаборатории, где у животного сделан надрез на жизненно важном органе, и его агонию старательно фиксирует аппарат, или не менее старательный страж науки. Отличие от американского ужастика, лаборатории, да и простого детектива с серийными убийствами в том, что на повестке все время стоит вопрос: зачем? почему? С пришельцами проще - там подобные вопросы не возникают - пришельцы есть пришельцы: они или ничего не понимают, или их цель проста - уничтожение. В лаборатории тоже все ясно - там наука, а наука, как известно, действует во благо человека. А здесь-то в чем дело? С чего все началось? Почему они просто не убьют эту семью? Потому что это слишком просто - удел неграмотных девченок из "Церемонии преступления"? А эти ребятки явно состоятельны и хорошо воспитаны. Им скучно, вот и придумали они самую волнующую игру - игру со смертью. Они не первые, надо сказать. Но, от жаждущих крови маньяков, гражданских и армейских,  их отличает время: время медленного исхода их жертвы, время медленного исхода их собственной жизни. Они плотно заполняют это время событиями: издеваясь и уничтожая морально они, кажется, поднимаются выше и выше в собственных глазах, а пытки физические добавляют необходимый в крови адреналин. Стремление доказать собственную состоятельность, или просто вечерок скоротать?..
    И все-таки, кто главная жертва - те, кого они убивают, или они сами? Ведь почувствовав вкус к забавным играм, они не могут остановиться - их сознанию требуется  уже более сильные допинги. И хотя  все чистенько - в белых перчатках, они обречены: их либо застрелят, как бешеных собак, либо их ждет очень болезненное помешательство, где каждая болевая секунда каждой уничтоженной жизни будет проецироваться в их воспаленный мозг и разрушать его. Поскольку они не пришельцы. И даже не лабораторные крысы.
    Фильм-притча без начала и конца. Без объяснений, без попытки анализа, вскрытия причин. Каждый все решает сам и должен разобраться прежде всего в себе самом. Меня тревожит лишь одно. А достаточно ли хорошо наше сознание   защищено от всего этого? Особенно, если кино - не дешевая трюковая американская поделка, а мастерски выполненный, леденяще приближенный к реалиям фильм. На память приходят кадры одной очень старой ленты. Некий любитель вестернов, посещавший один и тот же фильм, регулярно садящийся в то же кресло и жаждущий кровавых разборок настоящих мужчин, в один прекрасный день был застрелен лихим экранным ковбоем. Может быть, аналогия и не уместна. Но не слишком ли модной стала тема изощренного уничтожения себе подобных? Не слишком ли все увлечены этим? Кому претят все эти разговоры, а кто может и воспользуется рецептом. Не боитесь заиграться, господа режиссеры?

 

Забавные игры / Funny Games

Режиссер - Майкл Ханеке / Michael Haneke
В ролях: Susanne Lothar, Ulrich Muhe, Arno Frisch,
Frank Giering
1997, 103'

http://www.zhurnal.ru/kinoizm/kinodan/funnygames.htm

http://us.imdb.com/Title?0119167

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru