Пойдем в Кино
"Не в Монтене, а во мне самом
находится то, что я в нем вычитываю"
Блез Паскаль
ЗАБАВНЫЕ ИГРЫ
"Забавные игры" Майкла
Ханеке - европейски грамотный слепок с
американских фильмов ужасов: дружная крепкая
любящая семья, материальное и моральное
благополучие, тихий уют загородного дома,
медленное, идиллическое начало, прерванное
вторжением. Отличие в том, что вторгаются не
диковатые монстры на бешеной скорости, а двое
вполне милых молодых людей, которых к тому же
зовут апостольскими именами Петр и Пауль.
Вторжение происходит неспешно, прямо-таки
медицински грамотно. Ребятки в белых перчатках
ужасающе медленно препарируют психику своих
жертв, наблюдая поведенческие особенности,
изменение сознания от полной уверенности в своих
жизненных правах, до полной обреченности. Ну и,
наконец, их уничтожают. Тоже медленно, всех по
одному, всех по-разному, не забывая о правилах
игры. Все неспешно, как в лаборатории, где у
животного сделан надрез на жизненно важном
органе, и его агонию старательно фиксирует
аппарат, или не менее старательный страж науки.
Отличие от американского ужастика, лаборатории,
да и простого детектива с серийными убийствами в
том, что на повестке все время стоит вопрос:
зачем? почему? С пришельцами проще - там подобные
вопросы не возникают - пришельцы есть пришельцы:
они или ничего не понимают, или их цель проста -
уничтожение. В лаборатории тоже все ясно - там
наука, а наука, как известно, действует во благо
человека. А здесь-то в чем дело? С чего все
началось? Почему они просто не убьют эту семью?
Потому что это слишком просто - удел неграмотных
девченок из "Церемонии преступления"? А эти
ребятки явно состоятельны и хорошо воспитаны. Им
скучно, вот и придумали они самую волнующую игру -
игру со смертью. Они не первые, надо сказать. Но,
от жаждущих крови маньяков, гражданских и
армейских, их отличает время: время
медленного исхода их жертвы, время медленного
исхода их собственной жизни. Они плотно
заполняют это время событиями: издеваясь и
уничтожая морально они, кажется, поднимаются
выше и выше в собственных глазах, а пытки
физические добавляют необходимый в крови
адреналин. Стремление доказать собственную
состоятельность, или просто вечерок скоротать?..
И все-таки, кто главная жертва - те, кого
они убивают, или они сами? Ведь почувствовав вкус
к забавным играм, они не могут остановиться - их
сознанию требуется уже более сильные допинги.
И хотя все чистенько - в белых перчатках, они
обречены: их либо застрелят, как бешеных собак,
либо их ждет очень болезненное помешательство,
где каждая болевая секунда каждой уничтоженной
жизни будет проецироваться в их воспаленный мозг
и разрушать его. Поскольку они не пришельцы. И
даже не лабораторные крысы.
Фильм-притча без начала и конца. Без
объяснений, без попытки анализа, вскрытия причин.
Каждый все решает сам и должен разобраться
прежде всего в себе самом. Меня тревожит лишь
одно. А достаточно ли хорошо наше сознание
защищено от всего этого? Особенно, если кино - не
дешевая трюковая американская поделка, а
мастерски выполненный, леденяще приближенный к
реалиям фильм. На память приходят кадры одной
очень старой ленты. Некий любитель вестернов,
посещавший один и тот же фильм, регулярно
садящийся в то же кресло и жаждущий кровавых
разборок настоящих мужчин, в один прекрасный
день был застрелен лихим экранным ковбоем. Может
быть, аналогия и не уместна. Но не слишком ли
модной стала тема изощренного уничтожения себе
подобных? Не слишком ли все увлечены этим? Кому
претят все эти разговоры, а кто может и
воспользуется рецептом. Не боитесь заиграться,
господа режиссеры?
Забавные игры / Funny Games
Режиссер - Майкл Ханеке / Michael Haneke
В ролях: Susanne Lothar, Ulrich Muhe, Arno Frisch,
Frank Giering
1997, 103'
http://www.zhurnal.ru/kinoizm/kinodan/funnygames.htm
http://us.imdb.com/Title?0119167
Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное | |
мнение, строго не рекомендательного характера! |
ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ