Вы нам писали...

 

МАРГАРИТА СЕРГЕЯ АЛДОНИНА

    Начну с предыстории. "Мастер и Маргарита" в моем восприятии - это не один, а три романа, для меня еще и завязанные на возрастной категории. Поясню, почему. В первый раз я открыла его, выпущенный самиздатом, лет в 12 и, естественно, меня увлекли в основном перипетии и шалости Бегемота (он меня наиболее впечатлил, потому и казался главным) и сотоварищей в постперестроечной Москве. Я не оговорилась, именно в постперестроечной. Поскольку в начале восьмидесятых то, что мы стали называть гордым словом "перестройка", еще не началось. И ближайшая общественная реорганизация, имея примерно шестидесятилетнюю давность, приходилась как раз в канун событий, описанных в романе. Действие, безусловно, представлялось мне сказкой, с небольшой долей иронии, конечно, и написанной завораживающим языком, благодаря которому по прошествии нескольких лет, роман был открыт вторично. Для того, чтобы заметила я новую историю с темой , которая особенно пленяет в юности. Маргарита. История любви. Желтые цветы. "Никогда не разговаривайте с незнакомцами". Подвал на Старом Арбате (ах!). Бал в квартире 50, полет на метле и покой под вишнями. Маргарита представлялась мне символом самоотреченной женской любви, вступившей в союз с дьяволом, дабы обрести счастье и спасти объект своей страсти. Я читала роман не раз и после. Что-то пересмотрела. Чуть больше поняла, естественно. Но (в силу возраста я надеюсь) лишь немного приблизилась к его вершине - теме Понтия Пилата и Иешуа. Но только приблизилась…

Признаюсь, что не перечитывала я роман уже давно. За это время видела две постановки по его мотивам. "Мастера и Маргариту" на Таганке и фильм "Фуэте". Как мне показалось, первый иллюстрирует историю номер 1. Второй, на мой взгляд, великолепно, - историю номер 2.

Но нити , стягивающей три сюжетные линии так, что одна без другой не может существовать, я так и не поймала. То есть логическая сюжетная связь очевидна. Политический аспект тоже. Но вот внутренняя ментальная связь между действующими лицами оставалась за видимыми рамками. Честно говоря, ничего особенного от алдонинского "Мастера и Маргариты" я не ожидала. Знала, что это студенческий спектакль. Пусть хороший. Наверняка веселый. Но абсолютно была уверена, что нового для себя не открою. И вот тебе,тетенька,(как говорит наш киношный мэтр) и неожиданная радость.

Для себя я выделила три пункта, которые ставят этот спектакль в список тех, которые я настоятельно рекомендую к просмотру.

Пункт первый. Маргарита.

Представить Маргариту сложно. Это скорее некая женская субстанция, описать которую внешне представляется невозможным. Воплощение определенных качеств, части женской натуры, сильных эмоций. Какая она должна быть? Королева сатанинского бала, стремящаяся к тихому счастью в подвале на Старом Арбате. Желающая не власти, славы и мужского поклонения, а покоя. Одновременно испытывающая сильнейшие эмоции, паря над Москвой на метле. Что есть причина, что следствие? Шабаш для обретения покоя? Или шабаш из-за лишения покоя? Или … не все так однозначно, господа. Когда я увидела Маргариту на сцене, я наконец поняла, точнее даже ощутила, какая она. Вернее какая она была. Маргарита у Алдонина - это часть свиты Воланда. Да, безусловно, выделяющаяся из нее. Ведь королева. Природа этой Маргариты сходна с природой Гелы. Они как две сестры с гоголевского хутора, где каждая баба - ведьма. Но с разными судьбами, слегка набросившими на них разные оттенки-одежды. Ведьминская природа пронизывает облик Маргариты, пробиваясь в немного косящем (или это я домысливаю) взгляде, полусветской походке, непослушной копне волос, да черт еще знает в чем… В ней уж слишком много свободы, желания летать, играть. При первом ее появлении с закрытым лицом и через чур жеманными наигранными движениями, возникает ощущение ее фантомности. Очевидной принадлежности к Воландовой свите, нежели к московской реальности. Она живет в нашем мире, но она чужда ему. Она независима от него. Она вне времени и ограниченности пространства. Она ощутила и знает больше, чем положено знать земной женщине. И реальность для нее тосклива. Поэтому бал, поэтому покой…

Пункт второй. Воланд.

Такого Воланда я увидеть не ожидала, да и не предполагала вообще, что он может оказаться таким. Однако, а почему бы и нет? Если проводить аналогию с иностранцем. То он больше похож на вертлявого француза, нежели на чопорного богатого немца или англичанина. Он без трости. Или она малозначительна в его руках. Он не в летах. А кто говорил о возрасте? Не солиден… Но в данном случае внешность изменчива… Он обладает копной спутавшихся волос, имитирующих легкий шарм, имеет сатанинское лицо и слегка пришепетывает. Неожиданен, но тем не менее, хорош, несет в себе тоже что-то гоголевкое, адаптированное к российским меркам. И появляется он всегда внезапно, как черт из табакерки, и сила внутри него очевидна. Только сила не власти, а изворотливого ума… Браво.

Пункт третий. Нити.

Вся сцена как паутиной, оплетена канатами. Трамвайные провода, линии электропередач, превращающиеся в подобие гамаков, балконов, этажей. Паутина эта становится одним из действующих лиц спектакля и несет гораздо больший смысл, нежели просто удачная театральная декорация. Это сюжетная сеть, которую, как паук, сплетает режиссер, из нитей, связывающих с одной стороны "постперестроечные" прошлое и сегодняшнее, задавая вопрос, не возвращалась ли в первопристольную озорная шайка, покинувшая ее в майскую грозовую ночь , а с другой стороны три отдельных в моем ощущении романа - в один, соединив нескольких персонажей общим актерским лицом. Насколько удачным и проработаным оказалось такое решение я поняла в тот момент, когда Маргарита превратилась в Левия Матвея, произнеся за минуту фразу: "Я, как Левий Матвей, всегда прихожу поздно". Сразу стала очевидна логика объединения ролей Иешуа и Бездомного, Иуды и Босого, и нескольких других действующих лиц. Вот они, нити. Образы романа, написанного Мастером, даны лишь несколькими штрихами, вспышками, возникающими в душах и сознании персонажей и поясняя сюжетные линии. Тем не менее режиссер уловил тонкие связующие нити. Быть может и не задуманные Булгаковым. Но великое произведение тем и замечательно, что каждый может найти в нем какие-то новые ассоциации, мысли, темы. И они, к счастью, неисчерпаемы. Так и мне удалось сделать для себя несколько открытий на спектакле Сергея Алдонина "Мастер и Маргарита" в театре Станиславского, чего и вам желаю.

Как всегда P.S. для тех, кто смотрел. А ведь правда, шотландец в юбке в московском метро такая же невидаль для нашего человека, что и кот, самостоятельно компостирующий билет в трамвае.

Bavard Bavard

 

 

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru