Pro ГИТИС
"Нельзя жить одной силой таланта, надо еще понимать, что
делается вокруг."
Ф.Шаляпин

 

НИНИНА ШИНЕЛЬ

    "Учитель, укрой меня своей шинелью" ...

     Вечные гоголевские темы всегда будут волновать театр. И все спектакли будут разительно несхожи внешне, как несхожи их создатели. Но все они будут едины - едины внутренней потребностью согреть теплом своей "Шинели", пробить стену одиночества сопереживанием маленькому человечку, его помыслам, его маленьким делам, его тихим радостям, тайным надеждам, неотвратимым горестям.
    Спектакль Нины Чусовой ждала не одна я. Даже мельком знакомые с ней мои друзья вежливо осведомлялись, когда премьера. Причем фраза звучала примерно так: "Вот к  Нине на "Шинель" я бы сходила". Ведь каждый спектакль несет в себе черты личности его создателя. За "Ханумой" угадываешь мудрую Товстоноговскую иронию и силу, в постановках Петра Фоменко неизменно видна его добрая улыбка, спектакли Владимира Мирзоева отличают острый ум, энциклопедичность познаний, нестандартность мышления. "Шинель" Нины Чусовой несет в себе ее человечность, заботу, неизменное внимание к людям, мягкий юмор и доброту.
    Спектакль получился очень красивым, уютным и трогательным. Во многом используя атрибуты современного театра, Нина не старается подогнать гоголевское течение повести под темп современной жизни. Неторопливое дыхание прошлого неожиданно наполняется гипнотически странным звучанием музыки будущего. Рамки пространства и времени на миг теряются в черной бархотной пустоте. И снова падает белая завеса привычной очерченности событий.  Кропотливо отточенные эпизоды плавно сменяют друг друга. Общие сцены насмешливы, но неизменно добры. Каждый из актеров чуточку иронизирует над самим собой - не боясь, что его могут высмеять. Не актерский ансамбль, а, скорее, дружеский союз единомышленников угадывается за внутренней слаженностью их игры. Обратите внимание: как только наш маленький человечек остается один, бережная рука режиссера выстраивает ему теплую уютную комнату, где можно укрыться от безликой отчужденности окружающего мира. С какой трогательной заботой ведет его, подгулявшего, домой одушевленная Шинель. Неизменные враги наши - столоначальники, приставы и иные воры намеренно не четко прорисованы, лишь напоминая об извечном своем существовании. Поскольку главное, что я почувствовала  в спектакле - это стремление защитить своего героя, хоть чем-то помочь ему, не дать погибнуть в безнадежном одиночестве своего маленького существования. Вот и в финале, когда Акакий Акакиевич и ожившая волей автора Шинель уходят по лунной дорожке призрачного света, звучит тема пусть неясной, робкой, но надежды...
     Касаясь непосредственно театрального действа хочется отметить необычайно красивую сценографию Влада Мартиросова, великолепный актерский талант Нины Чусовой, изумительно характерные и в то же время очень мягкие комедийные зарисовки Васи Слюсаренко и Саши Гришаева - они отлично вписывались в общий особый стиль спектакля: тихого, неспешного, доброго. Такого же тихого, неспешного и доброго, каким показал нам Акакия Акакиевича Паша Деревянко. Нет, не жалость, а скорее умиление и сочувствие вызывает его герой у зрителя. Особую радость вызывает то, что все, кто делает спектакль, стараются привнести в него тепло своей души, хотя и не говорят об этом открыто. И это чувство тепла и радости пробуждает в зрителях то самое сопереживание, к которому, собственно, и стремится театр.
     Когда мы уже уходили, кто-то сказал:"Спектакль тихий, не надо собирать в зале детей". Надо, обязательно надо. И именно сейчас, когда очередной век на исходе, а маленький человечек все так же по-гоголевски одинок и беззащитен. Пусть и они почувствуют тепло этого спектакля, столь им необходимое. Ведь ничто не возникает ниоткуда и не уходит в никуда. Может быть и у них появится когда-нибудь желание согреть кого-то своей "Шинелью".

Фотографии

 


 

 


Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru