Вы нам писали...

 

ШЕЙЛОКИ

В театре Калягина давали "Шейлока". От Стуруа.
Вчера в Моссовета в виде "Венецианского купца", но от Житинкина.
Сегодня у Калягина в виде "Шейлока", но от Стуруа....

Шейлоки наводнили Москву. Не дает покоя нам национальный вопрос. Скажу честно, затрагивать его не буду. Боязно. Поэтому сейчас не об этом... не о национальном. Порассуждаем ..... о современном. Парный билет на Шейлока перехватила у меня мама. Имея страсть к театру не меньшую, чем у меня, репертуар, что вполне естественно, она выбирает несколько иной. Более классический. И вот на премьере "Шейлока" в театре Калягина, в отличие от единения национального, в моем варианте должно было царствовать единение иное - поколенческое. На спектакль мы явились практически в униформе. Поскольку театр Калягина периодически радует нас дневными субботними спектаклями, по окончании его мы должны были разъехаться (и разъехались, конечно) по далям Подмосковья. А спектакль..... спектакль напоминал уголок старого Тбилиси. Особый пряный аромат любимого города. Мысли о реальном подмосковье куда-то медленно утекали. То ли музыка, то ли.... ой не знаю что (что-то эфирное). Облако накрывало нас, заставляя забывать, что за дверью Москва, Арбат. Но не давая забыть, что на дворе год двухтысячный. На сцене царила половинчатость: слева космополитический офис с компьютерами, справа - бронзовые тбилисские (именно тбилисские) буренки.....

"Эмэрика, Америка", - так и хотелось проорать на "Купце" Житинкина в Моссовета. Шоу. То ли театр. То ли варьете. Яркие костюмы. Полуголые дамы. Флаги во всю сцену. Но в середине спектакля я плакала. Да.Да. Плакала, когда Михаил Козаков читал монолог: "Да разве у жида нет глаз? Разве у него нет рук, органов, членов тела, чувств, привязанностей, страстей?..." Горечь еврейского папы, дочь которого бежала, продав свою веру вместе с фамильными драгоценностями. Вся трагедия и двойственность человека, принадлежащего к народу, избранному и изгнанному. Платящему за жадность и меркантильность свою предательством детей своих и ненавистью других народов... Шейлок Козакова читает молитвы на идише. И этого злого жадного Шейлока становится жалко... До слез... Игра Козакова дает нам ответ на вопрос: "Почему?".

"Филиппенко....",- протянула мама. "Да как хорош... Кощей", -подумала я. Для поколения моего Александр Филиппенко - это, конечно, Кощей Бессмертный. Для маминого и того лучше - Козел на саксе. Эти образы плотно закрепились за ним. И, наверное, для тех, кто не видел его в театре, он таковым и останется. Сходите в театр! Филиппенко в "Шейлоке" у Стуруа играл Антонио. Того самого, что кусок своего мяса ближе к сердцу заложил жиду за друга. Вернее нет, это был не Антонио. Это был наш такой родной русскому сердцу кутила-барин Антон (Антоныч не могу, Гоголь здесь не причем) ну пусть Никитич. Антон Никитич. Он был красив (Кощей- то). Да. Да . После такой роли, наверное, влюбляются женщины. Он был трогателен. Он был великодушен. Он играл так.... Мне (всего лишь зрителю) кажется, что это высший актерский пилотаж. Когда важны не слова, не движения. Когда все идет изнутри. Из сердца что ли. Вся гамма любви ( ну нет, там нет мелодрамы, конечно). Любви к жизни, любви к другу, любви к празднествам и наслаждениям (да сколько еще любовей у нашего человека), и страха смерти, а значит потери этой любви... Он не мог умереть! Шекспир понимал это. Такую стихию чувств убить невозможно...никому. Даже Шейлоку. Вот о чем спектакль у Стуруа. О любви.

А о чем получился бы спектакль с Шейлоком Козакова и Антонио Филиппенко? Не знаю... Стоп. Знаю. Просто... о жизни... Но "не суждено, чтобы равный с равным..." Ну вот, начали современностью. А закончили.....жизнью, которая движется по спирали. И витки ее и во времена Шекспира, и в нашем едва 21 веке отличаются только по высоте.

P.S. Кстати, ведь и Шекспир вне времени. Какая разница, во что одеть героев, декорации какого века разместить на сцене. Почему бы и не нашего грешного. Главное, чтобы они помогали понять и прочувствовать то, что задумал режиссер. Дочь Шейлока увозит всего лишь пижон-велосипедист. Зачем говорить много лишних слов. Этого достаточно. Вот ответ на твой вопрос, мама. А в Тбилиси хочется. Не правда ли?

Bavard Bavard

 

 

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru