Суета сует
"Я стихи писать не могу, - сказал Витька Корнеев
По натуре я не Пушкин. По натуре я Белинский"
А. и Б. Стругацкие

ЗАГАДОЧНЫЕ ВАРИАЦИИ

     У композитора Элгара есть изумительно красивое произведение - "Загадочные вариации". Мелодия вроде бы знакомая, но вот что это?.. Влюбившись в музыку, французский драматург Э.Э.Шмитт создал свои "Загадочные вариации" где, наоборот, мелодия ясна - это самая знакомая и самая загадочная, вечная тема любви. А вот вариации на эту тему бесконечны. Легкий и изящный Шмитт предложил действительно пьесу-вариацию: представить ее можно по-разному -от трагедии до фарса, не меняя авторского смыла, расставляя акценты, которых в пьесе практически нет. Лишь определенные повороты сюжета, да легкий абрис характеров. Пронизанная лиризмом и мягким юмором, пьеса так же загадочна и красива, как музыка.
     Почти одновременно театры Вахтангова и Маяковского обратились к столь привлекательному материалу. Спектакли - полные антиподы: динамика, драматическое решение, прорисовка характеров. В Вахтангова нам предложили  идиллию интеллекта и романтики. Действие развивается очень динамично. С новым поворотом сюжета, столь же стремительно меняются характеры персонажей. Из надменного, холодного сноба-"людоеда" Абель Знорка(В.Лановой) постепенно превращается в человека беспомощного перед жизнью, с ее жесткими бытовыми законами, безжалостно уничтожающими все идеалистические стремления, в том числе и идеальную любовь, к которой человечество по-прежнему стремится, и, как ребенок, создает все новые и новые колыбельки для своих чувств. Движущийся ему навстречу Эрик Ларсен(Е.Князев), наоборот, оставляет образ ординарного простачка и постепенно становится полноправным хозяином жизни, умеющим, если не справиться с ее ударами, то, по крайней мере смягчить их, защищаясь по своему. Его герой достаточно твердо стоит на ногах, чтобы принимать жизнь такой, какая она есть, не очерствев при этом. Наоборот, от него исходит некая теплота и ему не чужды романтизм, юмор, чувство прекрасного. Высокий интеллектуальный уровень обоих героев считывается с первых реплик, только у Знорки он "провозглашается", а у Ларсена "чувствуется" буквально в каждой фразе. И кульминация событий - истинная встреча этих людей, встреча в письмах, в той самой колыбели, которую один создал, а другой старательно оберегал от жизненных бурь и невзгод - эта сцена была выстроена и проведена блестяще. Финальные слова "Я напишу Вам" - ожидаемы. Что бы кто ни говорил - люди всегда будут нуждаться друг в друге.
    Режиссерская проработка событийной линии и образов хороша. Красивы сценография и свет. Спектакль не лишен юмора и изящества.Что касается актеров - Князевым я восхищалась откровенно. Сценическое пространство, заметим, намеренно пустое и огромное для двух людей, он использует легко и уверенно, без единого лишнего жеста, не суетясь. В монологах - весь преображается: гордая осанка, горящий взгляд, выразительные жесты, точные паузы, тонкое интонационное чутье. Созданный им образ на редкость цельный, уже с первых сцен от него ожидаешь чего-то не тривиального. Оба актера хорошо держат зал. Финальная сцена просто великолепна. Спектакль без сомнения удался.
    В театр Маяковского я пошла лишь для того, чтобы убедиться в своих предположениях, что, не отступая от сюжета и смысла, пьесу можно реализовать в самых различных вариация. М.Филипов и И.Косталевский предложили нам фарс с издержками женской режиссуры. Честно говоря, иногда было скучновато. Актерские штампы, неуемная энергия М.Филипова(Знорка) и  вялый образ И.Косталевского(Ларсен) абсолютно не вязались с музыкой и некоторыми темами пьесы. Задуманный контрапункт не удался. Движение от обратного - динамичное начало и усталая концовка не дали сделать нужные акценты на события и они прошли как-то мимо зала. Все по-прежнему ждали, что еще смешного выкинет Филипов, а спектакль уже кончился. Конечно, было смешно. Но не всегда. И не везде. И не всем. Особенно мне. Хорошое впечатление осталось только от самой пьесы.
    Так что теперь, когда с меня будут требовать информацию, что посмотреть в театре, только "что-нибудь легкое", этакую развлекалочку, усредненную между цирком и кабаре, но со смыслом, я буду предлагать желающим посетить эти спектакли. Может тогда я перестану слышать":Нет, только не Гоголь - это так тяжело!!!!"
    И пусть театр будет в театре, цирк в цирке, а шоу оставим кабаре. От смешения жанров и облегчения постановок чаще всего страдают зрители, о которых в процессе творчества, похоже, не все вспоминают.
Так что, пригашаю в Вахтангова!

 

 


 

Напоминаем: все, что Вы здесь прочли, сугубо личное
мнение, строго не рекомендательного характера!

 

      ВАШИ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОЧТУТСЯ

theatral@mail.ru