topliteratura.gif (4465 bytes)
Содержание

Главная страница

raspor.gif (49 bytes) 

                                                                     
Фрагмент двадцать четвертый

    В США мое первое выступление с оркестром состоялось в Филадельфии под управлением Леопольда Стоковского. Что за оркестр! Какое сочное звучание! Высокий уровень музыкантов, их энтузиазм сделали репетицию радостью. Там я встретил Фабиана Севицкого, которого последний раз видел в Большом театре в Москве. Племянник Сергея Кусевицкого, он так же, как и дядя, играл на контрабасе и в дальнейшем стал дирижером.
   В Америке Леопольд Стоковский был полубогом. Благодаря замечательным граммофонным записям его слава распространилась по всей Европе. Новатор, чемпион современной музыки, оп обладал огромным влиянием, и его дирижерские достижения были исключительны. Стремление во что бы та ни стало быть оригинальным нередко возбуждало полемику, из которой oн кaждый раз выходил победителем. Он прежде всего великолепный актер, чьи вкус и талант успешно превратили даже свойственную ему манерность в собственный стиль. Расположение отдельных групп в оркестре Стоковского отличается от других коллективов; одно время каждый из его скрипачей поочередно становился концертмейстером. Был даже слух, что он изобрел какую-то действенную систему, по которой каждый музыкант в его оркестре получал свой номер, но из этого ничего не вышло.
   Мелодичный голос Стоковского отличается каким-то странным звучанием, происхождение его установить невозможно. Свою подпись на документах он всегда сопровождает фантастическим, ни на что не похожим росчерком. Даже волосы у него столь необычного качества, что нельзя себе представить, чтобы они могли расти (и причем так пышно!) на обыкновенной голове. Он дирижирует без палочки. Струнные группы, согласно его указаниям и вопреки всем правилам и обычаям, избегают единообразия в движении смычков. Когда один из музыкантов играет смычком вниз, смычок соседа движется вверх. Новой для меня была и его манера выходить на эстраду. Оркестр ждет и следит за ним в полной готовности. На какую-то долю секунды ранее, чем он встанет за пульт, исполнение должно начаться. Но несмотря на все эти причуды, оркестр под управлением Стоковского играет чудесно.
   После виолончельного концерта я пошел в зал послушать “Патетическую” Чайковского. К эксцентрическому выходу дирижера я как раз опоздал, но зато после завершения третьей части был вознагражден его неожиданной речью.
   Аплодировали. Стоковский обернулся и призвал слушателей к молчанию. Он говорил, что аплодировать между отдельными частями - плохая привычка, что музыкантов, старавшихся создать прекрасное звучание, благодарят ужасным шумом от хлопанья в ладоши. Попросив аудиторию впредь воздерживаться от аплодисментов, он продолжал симфонию.
   - А я люблю, когда аплодируют, - сказал я ему позже, за ужином, а вы нет?
   - О да, конечно!-ответил Стоковский.
   - Но почему же вы сказали, что это ужасно?
   - Гм... да... завтра газеты все объяснят.

   Так и случилось. В газетных отчетах не было никаких “но”, почти ничего не было сказано ни о музыке, ни о концерте - только о речи Стоковского.

(продолжение следует)

 



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.