Звезды Белых ночей - 98 

Программа фестиваля "Звезды Белых Ночей - 98 " была чрезвычайно обширна и разнообразна - новые оперные и балетные постановки, концерты симфонической и камерной музыки, выступление звезд и молодых талантливых исполнителей. Фестиваль принес ощущение праздника, радости встреч, открытий и гордости за нашу музыкальную культуру. События проходят - но память о них всегда остается. C особой любовью и теплом хочется говорить о русской опере. Каждый из представленных шедевров отличался своими неповторимым колоритом, определяя особое место в оперном искусстве России и мира.

 
 
 
Князь Игорь  

Пролог фестиваля был дан замечательным творением Бородина "Князь Игорь". 18 лет жизни посвятил композитор созданию своей единственной оперы, так и не окончив ее. По гениальным фрагментам, по эскизам, по памяти опера была завершена Римским-Корсаковым и Глазуновым. Премьера в Мариинском театре состоялась 23 октября 1890. Опера возобновлялась в 1909 и 1954, в 1988 под руководством В.Гергиева. В 1996 на сцене театра появилась новая музыкальная версия оперы, сделанная питерским композитором Ю.Фаликом, использовавшим ранее не включенные авторские фрагменты Бородина, сохранившиеся в архивах. Представленная на фестивале опера с режиссурой Г.Исаакяна и художественным оформлением Ю.Харикова (хорошо известного москвичам по работам в наших театрах) смутила поначалу своей уж очень нетрадиционной формой, но мгновенно захватила новизной ощущения. Успех опере вне всякого сомнения принесло прежде всего блистательное музыкальное исполнение. В интерпретации В.Гергиева и его виртуозного оркестра музыка звучала просто изумительно по-русски, со всей проникновенностью души Великого Бородина.

В опере существует два ярчайших музыкальных события - увертюра и финальный хор. Выразительное полотно увертюры как бы представляет нам оперу в целом. Как алую ленточку в тяжелую косу русской красавицы вплетаются в пространство звучания любимые музыкальные темы, давно уже ставшие народными мотивами. О русских нам поет валторна, о половцах - арфа. Оба инструмента мягки и чарующи. Но валторна русских, зовущая вперед на подвиг, в то же время таит в себе грусть будущего поражения и, может быть, печальную тщету затеянного Игорем. А арфа половцев полна любви и нежности Кончаковны. Бородин был очень по-русски добр к инородцам, вот и вышли у него половцы при всей их стремительности и огне очень мягкими да лиричными.

В новой редакции оперы сместились некоторые акценты в ходе всего действия и исполнении заглавных партий. Так Ярославна - Галина Горчакова - предстала перед нами по-настоящему величественной Русской Княгиней, благородной, величавой гордой русской красавицей, навеки преданной мужу. А ведь сознание того, что тебя любят, верят и ждут, придают силы Игорю в самые тяжелые минуты. По сути Ярославна правит Путивлем в тяжелое время отсутствия дружины и Князя, когда появляется желание легкой власти у бывших приспешников Игоря. Не случайно сценография построена таким образом, что Ярославна вознесена над мелочной пьяной суетой разгульной жизни своего разудалого братца и даже отделена от всех высокой ярко-алой галереей и Галицкому приходится кланяться сестре-княгине. Отмечая сильный вокал Галины Горчаковой, нужно сказать, что ее драматический талант также раскрылся в полной мере, особенно в дуэте с князем Галицким - В.Огновенко, великолепные артистические данные которого уже давно не вызывают никаких сомнений. Его лихая бесшабашная удаль человека, не имеющего ничего святого, прекрасно оттеняет благородную величавость Ярославны, которая сильнее и выдержит все испытания, посланные Богом.

Финальный хор - есть символ выражения исключительно русской светлой скорби - того состояния, когда душа болит, но надеется, когда печаль о прошлом порождает тихую радость грядущего, ибо без веры, без надежды не смог бы возродиться народ из пепла и страданий, не обрел бы силу, способную дать жизнь и любовь, столь чистое звучание музыки, столь искренний талант, столь проникновенное исполнение, столь нужное человеку понимание, веру и добро.

А.П.Бородин

А.П.Бородин
1833 - 1887

  theatral@mail.ru

 

События сезона | Моя Мариинка | Оркестр | Гастроли и фестивали | Немного истории | Постановки | Режиcсура | Вернисаж Н.Разиной
 
 19.06.1998
 
Можно вернуться к истокам или читать дальше