Премьера "Аиды" в
Мариинском театре прошла чудесным Новогодним
подарком - торжественным радостным настроением
провожая уходящий год и приветствуя последний
год уходящего тысячелетия бессмертным творением
Верди.На самом деле, праздничное
настроение было у всех еще в Москве, когда
оркестр Мариинского театра под управленим
Валерия Гергиева выступал в Большом Зале
Консерватории. Звучал экспрессивный,
выразительный, динамичный Стравинский, тонущий в
море эмоций, окутывающий томительной негой и
дарящий мир своих грез Скрябин. Заполненный до
отказа зал приветствовал Юрия Башмета, его
нелегкую работу - альтовый концерт Софьи
Губайдуллиной. Подарок поистине царский, щедрый
в своем исполнении, оставляющий долгую память
радости музыки.
После такого эмоционального
взрыва, казалось бы, самое приятное - это милый
покой воспоминаний. Но нет - это не про Мариинский
театр, где события идут в непрерывном бурлящем
потоке, где премьеры сменяются юбилейными
концертами, да и вообще понятие репертуарный
(читай обычный) спектакль, к Мариинке как-то не
подходит. Вот и сейчас - 30 декабря, 2 и 14 января
прозвучали настолько разные оперы, что, кажется,
была не одна премьера, а целых три.
Итак, 30 декабря была представлена новая
постановка "Аиды" с режиссурой Алексея
Степанюка, изумительным оформлением спектакля,
сделанным Вячаславом Окуневым и звездными
заглавными партиями - Гегам Григорян - Радамес,
Ольга Бородина - Амнерис Ирена
Милькявичюте -Аида. Хотя спектакль постоянно
поражал событиями - Амнерис Ольги Бородиной
завораживает настолько, что перестаешь следить
за действием и только наслаждаешься этим
величественным, сильным, манящим, ласкающим
голосом. Все чувства, краски, оттенки эмоций,
мысли и переживания - все в этом невиданно
прекрасном создании природы и таланта певицы. В
ней все органично - даже в досаде, горести и тоске
- она царица - и нет ей равных. Радамес был
горяч и экспрессивен, а Аида - нежна и податлива.
Главные герои великолепно смотрелись как в
дуэтах, так и массовых сценах - не нарушая общего
настроения действия, каждый создал весьма
запоминающийся образ.
Сохраняя всю праздничность и
торжественность общего духа постановки,
Владимир Галузин-Радамес, Лариса Дядькова -
Амнерис и Лариса Шевченко - Аида предложили
нам 14 января совершенно иное решение образов.
Владимир Галузин был феерически хорош.
Необыкновенной теплоты проникновенный голос -
ему подвластны все оттенки настроения, его
эмоциональные переходы легки, а порывы
заразительны. Очень точно используя всю палитру
звучания, он завораживает своей чувственной
силой, сметает неожиданным напором - и покоряет
нежностью и откровением. Владимир Галузин
необыкновенно обаятелен. Его мягкий артистизм -
под стать голосу - ни одного резкого движения, ни
одного неверного шага. Все необыкновенно
органично. Даже не знаю, чего было в его Радамесе
больше - возвышенной красоты оперной условности
или чисто земной красоты и силы. Каждый выход,
каждая ария певца сопровождалась шквалом
благодарных аплодисментов. Даже Валерий Гергиев,
который не дает зрителю расслабиться ни на
минутку и никогда не останавливает действие
после выходных арий, дожидаясь, как все
остальные, реакции почтеннейшей публики - давал
залу несколько минут, чтобы выплеснуть
переполняющие эмоции, понимая, что без передышки
настолько взбудораженный и поднятый с мест - в
буквальном смысле слова - зал дальше ничего уже
не воспримет, да и сам с удовольствием
приветствовал певца.
Лариса Дядькова свою партию
исполнила выше всяческих похвал. В отличие от
Ольги Бородиной - она показала обычную женщину,
обуреваемую страстями. Образ вышел очень яркий и
характерный - ее метания были сродни
драматическому театру, а вокал звучал чисто и
напористо. Она любила, мучилась, мстила, жалела -
все искренне и в полную силу. Радамесу Владимира
Галузина она составляла прекрасную контрастную
пару.
Хороша была и Лариса Шевченко -
Аида, а также персонажи второго плана - скажем,
Амонсоро Виктора Черноморцева - поражал
колоритностью игры и вокала. И, наконец, Лариса
Гоголевская - жрица (30 декабря). В размеренное
великолепие грандиозной парадной сцены,
изукрашенной величественным золотом декораций,
праздничным фейерверком костюмов
торжественного шествия, феерическим светом, в
звучание великолепного хор и мощного,
жизнеутверждающего оркестра - стремительно
врывается голос Верховной жрицы - Ларисы
Гоголевской - полностью приковывает к себе
внимание, перекрывая все и вся, провозглашает
волю богов - это невольно натуральное событие
неожиданно переносит нас из условности
постановки в реальное историческое прошлое.
Очень впечатляет.
Особое внимание хочется обратить
на декорации - зрелище необыкновенно
праздничное и торжественное, с прекрасными
костюмами и эффектным гримом. Все было настолько
красиво, что первые аплодисменты в сцене на Ниле
последовали еще до начала действия - это
признание относилось полностью к работе
художника Вячеслава Окунева.
Музыка Верди в исполнении оркестра
Мариинского театра явилась не столько
сопровождением оперы, сколько великим событием,
великим чудом красоты и совершенства.
Владимир Галузин
Тенор
Родился в 1956 году. В 1984 г. окончил Новосибирскую
консерваторию по классу вокала. 1980-1988 гг. - солист
Новосибирского театра оперетты. 1989-1990 гг. - солист
Камерного театра "Санкт-Петербург опера". С
1990 г. - солист Мариинского театра. Последние годы
является приглашенным солистом многих
крупнейших оперных театров мира (Льеж и Брюссель,
Дрезден и Штуттгарт, Кельн и Брегенц, Нью-Йорк и
Амстердам). С 1996 года постоянно живет в Бельгии и
сотрудничает с Мариинским театром по контракту.
В его репертуаре партии: Андрей Хованский
-"Хованщина" и Самозванец - "Борис
Годунов" М.Мусоргского, Князь Всеволод и
Гришка Кутерьма - "Сказание о невидимом граде
Китеже", Михайло Туча - "Псковитянка"
Н.Римского-Корсакова, Агриппа Неттесгеймский -
"Огненный ангел", Алексей - "Игрок"
С.Прокофьева, Герман - "Пиковая дама"
П.Чайковского, Пинкертон -"Мадам Баттерфляй"
Дж.Пуччини, де Грие - "Манон Леско" Ж.Массне,
Владимир Игоревич - "Князь Игорь" А.Бородина,
Альбер -"Скупой рыцарь" С.Рахманинова,
Сергей - "Катерина Измайлова" Д.Шостаковича,
Отелло, Дон Карлос, Радамес, Каварадосси, Садко,
Ленский.