Сезон 1997/98 
 
 
 
Сила судьбы  

     Пересказывать оперу - занятие самое тяжелое и бесполезное. А вот слушать, да еще и в разных вариантах - наслаждение царское. "Сила судьбы" написана Верди по заказу Мариинского театра в конце 1861. В Санкт-Петербурге премьера состоялась в 1862г. Существовал также второй вариант оперы, постановка которого осуществлялась гораздо чаще в разных оперных театрах мира. 7 июля 1998 зрители увидели первую редакцию оперы "Сила судьбы", осуществленную В.Гергиевым с Гегамом Григоряном, Галиной Горчаковой и Николаем Путилиным в заглавных партиях. Это было величественное парадно-торжественное представление. Неподражаемый Гегам Григорян покорил всех прекрасным голосом, полным различных интонационных, чувственных переходов. Будучи великолепным актером, Григорян представил очень яркий и выразительный образ Альваро. Им нельзя не заслушаться. Он и горяч и нежен, и страстен и мягок, и силен и добр - свою партию провел на высочайшем уровне. Достойны его партнеры - Н.Путилин с мощным баритоном и Г.Горчакова - спевшая Леонору особого характера, сильного, она ломается под ударами судьбы, мечется в поисках укрытия, у бога ищет лишь временное пристанище и голос ее звучит во всю силу протеста судьбе, сломавшую молодую, еще не успевшую начаться жизнь.
     Надо сказать, что режиссура совершенно не довлела над постановкой, и исполнители, ведомые музыкой и Маэстро, по-своему интерпретировали образы. И вот 10 июля 1998г. перед нами другие исполнители и совсем иная картина. Опера предстает человечной и проникнутой печалью о судьбе молодых людей, чью жизнь в самом начале прервал злой рок. Валентина Цыдыпова - Леонора - поистине украшение не только дома ее отца, но и действия в целом. Женственная, с природной грацией, мягкая, ее голос полон лиризма и величественности. Интонационные переходы строго соответствуют состоянию героини - вот ее любовь к Альваро проявляется в сильном , звенящем голосе , а вот она слышит клятву брата о мести, и пение несет нам боль, безысходность, тревогу Леоноры - недаром Гергиев вокально разделил сцену в трактире как бы на две составляющих - по одну сторону - живая и разгульная жизнь и брат, по другую - Леонора, она смирилась со своим концом и лишь у бога ищет она утешения и последнее прибежище. Она не ропщет, со всей покорностью судьбе принимает монашескую рясу как истинную веру и покой. Сцена в храме торжественна и печальна. Она полна тихой человеческой грусти молодой женщины, у которой нет будущего - вот она, сила судьбы. Все переживания души в этом голосе, негромком, проникновенным - ведь совсем не обязательно кричать во весь голос, чтобы тебя услышали, поняли твою боль. Валентина Цыдыпова тронула нас до глубины души своей Леонорой - мы смогли наслаждаться не только прекрасным голосом певицы, но и созданным пронзительным образом, полным чувств и искренности.
     Еще одна несомненная удача - образ Дона Карлоса, созданного Василием Герелло. Перед нами молодой человек, живой и порывистый, для которого понятие чести превыше всего. Певец со всей точностью несет нам суть характера Вердиевского героя. Его особые вокальные достоинства - в достоверности вокальной и интересной актерской игрой Каждая из этих характеристик передается великолепным чарующим баритоном, покоряющим силой звучания и артистизмом.
     Особо надо отметить массовые сцены в опере. Чаще всего по контрасту они живы и ярки со всей выразительностью, колоритностью несут особую смысловую нагрузку - люди не должны забывать, что не смотря на силу судьбы и трагедию, свидетелями которой они явились, - жизнь продолжается.
     Оркестровое исполнение музыки Верди в прочтении В.Гергиева, боль кларнета - И.Терский, пронзительное соло скрипки - Рафаэль Хисматулин, нежность арфы - Е.Александрова, вечность органа - В.Румянцева, то сила, то тихое пение оркестра - земное исполнение неземной красоты и чуткости, внимания к автору, уважение его чувств, мыслей, желаний.

 

ГЕГАМ ГРИГОРЯН
Тенор
Народный артист Армении, заслуженный артист Латвии, Лауреат Всесоюзных и Международных конкурсов.
В Мариинском театре с 1989. Выступал в крупнейших театрах мира (дирижеры С.Бычков, Дж.Претер, З.Мета, Д.Гатти) В репертуаре: Ленский "Евгений Онегин", Пьер Безухов "Война и мир", Герман "Пиковая дама", Андрей "Мазепа", Ричард "Бал-маскарад", Канио "Паяцы", Радамес "Аида", Калаф "Турандот" и др

 

ВАЛЕНТИНА ЦЫДЫПОВА
Сопрано.
Народная артистка Бурятии (1992), Лауреат всесоюзного и международного конкурсов. Окончила Новосибирскую консерваторию в 1985. Выступала в крупнейших театрах мира. В Мариинском театре с 1992.
В репертуаре: Иоланта "Иоланта", Лиза "Пиковая дама", Ярославна "Князь Игорь", Волхова "Садко", Мария "Мазепа", Чио-Чио-Сан "Мадам Баттерфляй", Дездемона "Отелло", Саломея "Саломея", Кундри "Парсифаль", Турандот "Турандот", Леонора "Силы судьбы", Аида "Аида"и др

 

ВАСИЛИЙ ГЕРЕЛЛО
Баритон
Лауреат Международных конкурсов. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию в 1991. В Мариинке с 1990. Выступал в крупнейших театрах мира (дирижеры К.Рицци. Б.Хайтиник, Мунг-Вон-Чунг).
В репертуаре: Жермон "Травиата", Томский, Елецкий "Пиковая дама", Маркиз ди Поза "Дон Карлос", Папагено "Волшебная флейта", Альмавива "Свадьба Фигоро", Фигоро "Севильский цирюльник", Онегин "Евгений Онегин", Роберт "Иоланта", Марсель "Богема", Ирод "Иродиада", Ренато "Бал -Маскарад"

Дж.Верди

Дж.Верди
1813 - 1901

  theatral@mail.ru

 

Белые ночи | Моя Мариинка | Оркестр | Гастроли и фестивали | Немного истории | Постановки | Режиcсура | Вернисаж Н.Разиной
 
 10.07.1998
 
Можно вернуться к истокам или читать дальше