Оркестр  

     Что может быть лучше музыки Чайковского? Музыка Чайковского в исполнении оркестра Гергиева. Серенаду для струнных я слышала неоднократно, по-настоящему - впервые. Чайковский парил над залом, доминируя над сиюминутным, утверждая вечное. Скрипка и виолончель завораживали многоликой полнозвучной палитрой неизведанной красоты. Альты мягким бархатом выстилали пространство - и время приостанавливало ход.
     Закончилась серенада, и Гергиев чуть-чуть отпустил от себя, но тут же в "Аполлоне" Стравинского соло Сергея Левитина вновь приковало внимание к смычку, заставляя ловить каждый миг совершенства. Скрипач, играющий концертное соло, даже стоит отдельно, и все аплодируют его мастерству. Совершенно иного рода событие, когда во время спектакля слышишь в оркестре скрипку неземной красоты и силы, и, рискуя жизнью, свешиваешься с третьего яруса, чтобы увидеть, какой волшебник творит это чудо бесконечно летящего чистого звука, полного то яркого солнечного света, то нежной тоски дождя, но всегда проникнутого любовью и теплом, всегда такого полнозвучного, такого густого, что кажется, можно увидеть его очертания в воздухе, проследить его полет в пространстве и времени. Вот это уже особый дар - играть в оркестре так, будто играешь лишь ты один, и вся гармония, вся радость, восторг и печаль всего зала зависит только от твоего искусства.
     Гегам Григорян поведал нам, что по традиции итальянской оперы звучит либо соло кларнета, либо соло певца. Итальянцы - мудрый народ. Голос кларнета так легок и прозрачен, так беззащитен перед мощью струнных, что они почтительно смолкают перед его тонкой серебряной грустью, теплой и тихой проникновенной радостью. Голос кларнета - это никому не ведомый отзвук человеческой души. Он несет нам грусть и Марии, и Виолетты - печаль и нежность интернациональна.
    Тягучее полотно увертюры Р.Штрауса стремительными мощными волнами текло в совершенно особом музыкальном измерении. Тяжелые удары и тонкие лирические вплетения исходили из монолита единения оркестра и дирижера, куда даже легкое человеческое дыхание не могло проникнуть извне, нарушая их внутреннюю гармонию. Упругая сила сурового звука плотно заполняла пространство, все поглощая на своем пути. Рихард Штраус царствовал в мире. А Брамс был могуч и тревожен. Он излучал уверенность и непреклонность. Сильное и низкое звучание струнных сменяется легким пением духовых. Духовые Брамса - его любовь, его печаль, всепоглощающая нежность, тихая человеческая радость. Это лишь мгновение в пространстве динамического звучания симфонии, но как дорог нам этот миг, позволивший расслабиться людям и чуть-чуть улыбнуться дирижеру. И вновь нечеловеческое напряжение сил, накал страстей и взрыв эмоций.
     И этот удивительный, исключительно Гергиевский финал бесконечно длящейся последней ноты, все звучащая и звучащая минута, равная вечности наперекор всем законам природы. И это не конец, это лишь мимолетная пауза, надо лишь немного подождать и будет продолжение, Брамс будет звучать снова и снова, ведь если и есть что-то вечное в мире - это музыка.
    Слишком много написано о Валерии Гергиеве. О том, какой он великий интерпретатор, самый динамичный дирижер современности, энергичный, нечеловечески работоспособный, всюду успевающий, прекрасный музыкант, талантливый руководитель, деятельный организатор, демоническая личность и так до бесконечности. Но это все не главное. Прежде всего он очень добрый и глубоко чувствующий человек, а уж потом великий гений дирижирования. Нужно любить людей, чтобы так стремиться дарить их своим великим талантом. На его концертах, операх не остается равнодушных. Ощущаешь эмоциональный подъем огромной силы, как будто он вложил в каждого из нас частичку самого себя, абсолютно ничего не требуя взамен. Великая щедрость гения - жить для людей. Он стремится передать все то, чем живет сам - понимание, восприятие, чувство прекрасного, которое переполняет его. Великий дар, великая сила - быть уверенным в том, что делаешь. И это действительно нужно людям - а ведь это самое главное в жизни.

СЕРГЕЙ ЛЕВИТИН
Скрипка
Музыкальное образование по классу скрипки получил в Санкт-Петербургской консерватории, которую закончил в 1995. С апреля этого года поступил в большой оркестр Мариинского театра (концертмейстер группы первых скрипок, солист), исполняет сольные партии в оперных, балетных спектаклях, и концертных программах. Лауреат Международных конкурсов - камерной музыки имени Беллини (г. Кольтаниссатта), имени Паганини (Генуя), скрипачей имени Лепицера (г.Гориция) и победитель фестиваля в г.Мурсия.

ИВАН ТЕРСКИЙ
Кларнет
Музыкальное образование получил в Киевском музыкальном училище и Санкт-Петербургской консерватории (1981-86), где работал в оркестре Оперной студии до 1987. В 1989 поступил в стажерскую группу Мариинского оркестра, перейдя в большой оркестр в 1990. (второй кларнет) С 1993 - первый кларнет.

ВИКТОР КУЛЫК
Кларнет
Музыкальное образование получил в Винницком музыкальном училище (1981-85) и Санкт-Петербургской консерватории. Лауреат республиканского конкурса (Донецк, 1 премия). С 1989 играет в оркестре Санкт-Петербургского Камерного театра, в 1991-92 - Эрмитажного театра Санкт-Петербург Камерата. В большой оркестр Мариинского театра поступил в 1995 - солист, первый кларнет.

 

АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВ
Фагот
Музыкальное образование по классу фагота получил в Санкт-Петербургской консерватории, которую закончил в 1996. В 1994-96 году учился в Германии, во Франкфурте-на-Майне. С 1996 г - аспирант Санкт-Петербургской консерватории. С 1991 по 1994 - работал в Симфоническом оркестре Санкт-Петербурга. В Оркестре Мариинского театра с 1996 года. Лауреат общероссийского конкурса 1991 - первое место. Лауреат международных конкурсов - третья премия на конкурсе в Тулузе, Франция, 1994; первая премия на международном конкурсе 1996 года во Флориде, США. Преподает в Санкт-Петербургской консерватории.

Валерий Гергиев

Валерий Гергиев

  theatral@mail.ru

 

Белые ночи | События сезона | Оркестр | Гастроли и фестивали | Немного истории | Постановки | Режиcсура | Вернисаж Н.Разиной
 
 22.06.1998
 
Можно вернуться к истокам или читать дальше