Михаил Иванович (1804 - 1857 гг.) |
Глинка Михаил Иванович еще в детстве познакомился с музыкой. Ребёнком он слушал концерты крепостного оркестра, зачастую сам участвовал в них (играл на скрипке, флейте). Годы учения в Петербурге (18181822 гг.) благотворно отразились на формировании его личности и мировоззрения. Занимаясь в одном из лучших учебном заведений Благородном пансионе при Педагогическом училище, где его воспитателем был будущий декабрист и друг А.С. Пушкина В.К. Кюхельбекер, а педагогами прогрессивно мыслящие учёные А.П. Куницын, К.И. Арсеньев, А.И. Галич.
Музыкальное дарование Глинки быстро созревало под воздействием художественной среды Петербурга. В годы учения он часто посещал театр, знакомился с операми В.А. Моцарта, Л. Керубини, Дж. Россини, брал уроки игры па скрипке у Ф. Бёма, фортепиано у Дж. Филда, а затем более систематично у Ш. Майера. В 1824 г. поступил на службу в канцелярию Совета путей сообщения. Но главным его занятием становится музыка. Особенно ярко проявилось его дарование в жанре романса. Молодой композитор неустанно совершенствовал своё мастерство, изучал оперную и симфоническую литературу, много работал с домашним оркестром как дирижёр.
В 18301834 гг. Глинка посетил Италию, Австрию и Германию. В Италии он познакомился с Г. Берлиозом, Ф. Мендельсоном, В. Беллини, Г. Доницетти, увлекался итальянской романтической оперой, на практике изучал искусство Ье1 сап1о. Зимой 18331834 гг. в Берлине Глинка серьёзно занимался гармонией и контрапунктом под руководством З. Дена. Весной того же года Глинка вернулся на родину.
Опера «Иван Сусанин» открывает зрелый период творчества Глинки. В работе над этой оперой он опирался на принципы реализма и народности, утвердившиеся в русской литературе 30-х гг. XIX века. Созданием своей первой оперы он положил начало новому, классическому периоду русского музыкального искусства. Около 6 лет Глинка работал над второй оперой «Руслан и Людмила». Одновременно он создаёт ряд произведений: романсы на стихотворения Пушкина («Я помню чудное мгновенье», «Где наша роза», «Ночной зефир»), элегию «Сомнение», вокальный цикл «Прощание с Петербургом», первый вариант «Вальса-фантазии», музыку к трагедия Н.В. Кукольника «Князь Холмский».
18441848 гг. композитор проводит во Франции и Испании. Эта поездка утвердила европейскую известность русского мастера. Большим почитателем его таланта становится Берлиоз, исполнивший весной 1845 г. произведения Глинки в своём концерте. С успехом прошёл его авторский концерт в Париже. В Испании изучал культуру, нравы, язык испанского народа; записывал испан. мелодии, наблюдал народные празднества. Итогом этих впечатлений были 2 симфонические увертюры: «Арагонская хота» (1845 г.) и «Воспоминание о Кастилии» (1848 г., 2-я ред. «Воспоминание о летней ночи в Мадриде», 1851 г.).
Весной 1856 г. Глинка предпринял последнюю заграничную поездку (в Берлин). Увлечённый старинной полифонией он углублённо работал над наследием Г.Ф. Генделя и И.С. Баха. В то же время в этих занятиях он преследовал особую цель создания оригинальной системы русского контрапункта. Мысль «связать фугу западную с условиями нашей музыки узами законного брака» побудила его к пристальному изучению русских мелодий знаменного распева, в которых он видел основу русской полифонии. Композитору не суждено было претворить в жизнь эти замыслы, впоследствии они были подхваченны С.И. Танеевым, С.В. Рахманиновым и другими русскими мастерами.
Однако по своим эстетическим принципам Глинка не принадлежит ни классицизму, ни романтизму. Стиль его был подчинён в первую очередь новым тенденциям расцветающего поэтического реализма пушкинской школы. Особое значение в эстетике композитора приобретает проблема мастерства. Классическая стройность формы, продуманность малейших деталей всей композиции отличительные черты его стиля. Музыка Глинки пронизана ощущением красоты, отмечена утончённым артистизмом. Глубокое соответствие «чувства и формы», строгость пропорций, «стройность и соразмерность целого» сообщают ей особую чистоту и ясность, делают его «самым классическим, самым строгим и чистым среди композиторов XIX века» (Г. А. Ларош).
В сети Интернет М.И. Глинке посвящено несколько интересных страниц, где можно найти дополнительную информацию о великом русском композиторе, а также послушать его произведения. Наиболее интересными из них являются следующие: