Назад

Главная страница

 

 
Юбилейный концерт Г.Кремера
1 февраля 1997.

    1 февраля в БЗК прошел концерт, посвященный 50-летнему юбилею Гидона Кремера. По-видимому, уже стало доброй традицией, что на подобные концерты цена билетов поднимается гораздо выше той, которая доступна завсегдатаю концертных залов. Хотя, как обычно в БЗК, существует масса способов проникнуть на концерт минуя билетную кассу, что я и собирался сделать вместе со своими друзьями. Но нам повезло, и мы стали счастливыми обладателями двух билетов в первый ряд первого амфитеатра по 50.000 рублей каждый, при этом не отдав за них ни копейки. А пройти вчетвером по двум билетам - это уже дело техники.
    Первое разочарование постигло нас еще в вестибюле, где мы узнали, что все программки раскуплены, а буклетов не было вообще. Что ж, это бывает. Зал, конечно, был полон. Сам для себя я давно решил, что посещаемость концертов - вещь, которую невозможно предсказать. На концерте виолончелистки Натальи Гутман около месяца назад, который был не менее, если не более, интересным, второй амфитеатр был пуст вообще, а первый не был заполнен даже наполовину. "Есть многое на свете, друг Горацио...".
    Видимо, по инерции (ведь прошедший год был объявлен годом Шостаковича) программа концерта была целиком составлена из произведений этого композитора. Само по себе это неплохо, хотя уже к концу первого отделения на лицах многих слушателей читалась некоторая усталость, а к концу второго - откровенное раздражение. Правда, при желании, этот факт можно легко отнести на счет исполнителей. Однако обо всем по порядку.
    В первом отделении концерта прозвучали Второе трио для фортепиано, скрипки и виолончели, а также скрипичная соната. Состав исполнителей трудно назвать слабым: Валерий Афанасьев (фортепиано), Гидон Кремер (скрипка), Клеменс Хаген (виолончель). Однако с первых тактов музыки начались сюрпризы. Как известно, это Трио начинается с достаточно сложного, но вполне исполнимого соло виолончели. С этим соло Хаген, наименее известный исполнитель из всех, участвовавших в концерте, справился, хоть и допустил несколько ляпов, причем в местах, где делать это было категорически нельзя. Кроме того, его звук трудно было назвать красивым (это относится ко всему концерту), ведь вместо того, чтобы спокойно водить смычком, Хаген видимо очень старался не дать Кремеру себя заглушить, почему-то решив, что лучший способ для этого - давить на собственный инструмент. Отсюда и результат.
    В инструментальном плане Гидон Кремер произвел (естественно!) неизмеримо лучшее впечатление. У него очень ясная, совершенно однозначная (за редким исключением...) интонация, замечательная правая рука. Вообще, Кремер-инструменталист производит очень хорошее впечатление. Чего не скажешь о Кремере-музыканте. Его исполнение партии скрипки в трио и скрипичной сонаты не показалось мне интересным. Сама по себе скрипичная соната Шостаковича - очень тяжелое произведение (это одно из поздних сочинений). Не говоря уже о том, что она просто длинная. И сыграть ее так, чтобы слушать было интересно - задача, которая под силу не всякому скрипачу. Во всяком случае, Гидон Кремер в этот вечер с ней явно не справился. Его трактовка была скорее сумбурной, практически на грани истеричности, чем тщательно продуманной и стройной. Возможно, такой подход может быть хорош для чего-то другого, но не для этого произведения. Получилось очень непонятно, скучно и долго.
    В трио, где больше мелодики, где существуют не такие уж и неправильные традиции исполнения и где, казалось бы, все должно было быть практически совершенно ясно, Кремер, тем не менее, тоже преподнес несколько неожиданных сюрпризов. Первое, что бросилось в глаза - это удивительное несоответствие исполнения тому, что так ясно обозначено в партитуре. Например, у Шостаковича в каждой части стоят иногда даже несколько метрономов, которые четко указывают темп исполнения. Почему-то исполнители решили, что их это не касается, и играли все ощутимо медленнее, чем указал композитор. Помимо этого было несколько отступлений от динамических указаний автора, впрочем, в данном контексте довольно легко оправдываемых. Наконец, в медленных эпизодах особенно, обращала на себя внимание нелюбовь Кремера к ровному звуку, что дает повод даже обвинить его в некоторой манерности.
    Исполнителем, с наименьшими потерями выступившим на этом концерте, мне показался Валерий Афанасьев. Четкая, понятная фразировка, красивый звук, большая чуткость к партнерам по ансамблю - все это было присуще пианисту на этом концерте. Больше того, учитывая малое количество репетиций перед выступлением (а именно поэтому, мне кажется, обращала на себя внимание недостаточная сыгранность музыкантов), именно Владимиру Афанасьеву принадлежит заслуга сохранения относительной цельности исполнения трио. К сожалению, даже он не смог ничего сделать, когда дело коснулось исполнения скрипичной сонаты.
    Во втором отделении прозвучали 7 песен на стихи Александра Блока для голоса, фортепиано, скрипки и виолончели, а также Квартет №8. Кроме уже упомянутых музыкантов, на сцену вышли Татьяна Куинджи, Татьяна Гринденко и Юрий Башмет.
    Исполнение Песен было отмечено еще большим ансамблевым разладом. Кроме того, сложилось впечатление, что для Куинджи это произведение было чрезвычайно трудным (я готов поверить, что оно и вообще трудное, но кому же легко...). А главное, слово "песня" у меня ассоциируется со словом "текст", а его-то как раз разобрать было практически невозможно. В целом, исполнение этого произведение показалось статичным.
    В завершение концерта прозвучал, как уже было сказано, Квартет №8. Всегда интересно слушать, как исполнители, которые играют в ансамбле, так сказать, факультативно, тем не менее, пытаются исполнять серьезные произведения, требующие настоящей ансамблевой чуткости. Так было и на этот раз. Не хочу сказать, что исполнение было совершенно никудышным. Но, приходя на концерт, особенно на концерт музыкантов с такими именами, ждешь чего-то большего, чем нам предложил этот импровизированный квартет. Я даже не хочу на этот раз вдаваться в подробности исполнения, просто потому, что помню, как к концу концерта нам хотелось, чтобы он побыстрее закончился, а это, согласитесь, кое о чем говорит. Бисов, кажется, не было. Однако обманывать не буду: мы ушли сразу по окончании квартета.
    Заканчивая этот рассказ, я хотел бы заметить только одно: каким бы сложным ни было произведение, всегда хочется, чтобы исполнитель, помимо технических трудностей и собственных амбиций, знал и помнил еще и том, что, собственно говоря, композитор хотел сказать слушателю. Это, пожалуй, главное качество для музыканта.

Борис Лифановский ( boris@lifanovsky.com  )



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.