Назад

Главная страница

 

В ожидании чудес

20 и 23 февраля в Большом зале Московской консерватории прошли концерты скрипача Виктора Третьякова. 20 числа ему аккомпанировал Московский симфонический оркестр под управлением Владимира Зивы (Третьяков исполнил Поэму для скрипки с оркестром Э.Шоссона и скрипичный концерт Ф.Мендельсона), а 23 – Государственный симфонический оркестр под управлением Вероники Дударовой (скрипичный концерт Бруха №1).

   Замечено, что чаще всего Третьяков, если уж играет в Москве, то не один концерт, а сразу два или три. В связи с этим кажется логичным осветить оба его выступления в одном материале, тем более, что они шли практически подряд.
   Сразу оговоримся, что, несмотря на то, что, кроме скрипичных произведений, в обоих концертах исполнялись также и оркестровые сочинения (оркестр Зивы исполнял Симфонию Шоссона, а оркестр Дударовой – Симфонию Мендельсона №4), подробно останавливаться на игре обоих оркестров не хотелось бы. Оба коллектива, видимо, постарались выступить с максимально возможным качеством, никаких сюрпризов они не преподнесли.
   Что же касается Виктора Третьякова, то он, как ни странно, с большим вниманием отнесся к редко звучащему в концертах Концерту Бруха, чем к прочно укрепившимся в репертуарах многих скрипачей Концерту Мендельсона и Поэме Шоссона.
   При этом речь не идет о каких-то технических неудачах. Надо сказать, что прошедшие два выступления Третьяков провел, будучи в прекрасной инструментальной форме, и с этой стороны к нему вряд ли можно предъявить какие-либо претензии. Возможно, говоря о таком мастере, как Третьяков, вообще смешно обсуждать эту сторону исполнения. Однако в памяти еще свежи выступления многих его коллег, и в связи с этим на каждом концерте Третьякова не устаешь заново удивляться тому, насколько хорошо он владеет звуком, насколько легко и изящно он подходит к решению любых самых сложных технических проблем. Впрочем, если бы перечень достоинств этого скрипача на этом завершался, его игра вряд ли вызывала бы такой интерес у слушателей.
   Собираясь на концерт Третьякова, даже если в программе указано совершенно “заезженное” произведение, никогда не знаешь заранее, что услышишь. Третьяков, как, может быть, никто другой, умеет показать любое произведение с совершенно неожиданной стороны, доказывая своей игрой, что любую музыку можно услышать по-новому, достаточно лишь выйти за рамки традиций и посмотреть на партитуру свежим взглядом.
   При этом чувствуется, что исполнитель не стремится к разрушению ради разрушения, он не шокирует слушателя экстравагантностью исполнения. В этом, пожалуй, и состоит секрет творческого обаяния скрипача: будучи весьма академичным в том, что касается звукоизвлечения и фразировки, он в определенной степени новатор, когда речь заходит о трактовке. Любой штрих или акцент существует у Третьякова лишь в связи с общим художественным замыслом. В каждый момент исполнения скрипач занят лишь тем, чтобы сделать свой замысел как можно понятнее для слушателя, но ни в кое случае не заигрывая с последним. Это, конечно же, не может не восхищать.
   В то же время, Третьяков является ищущим музыкантом, он почти никогда не “тиражирует” свои музыкальные находки. В связи с этим у него периодически бывают, если можно так сказать, “спокойные” выступления, когда он, в целом играя на очень высоком уровне, тем не менее, не совершает ничего сверхъестественного (хотя этого ждут от него всегда).
   Все вышесказанное относится и к прошедшим двум концертам. Правда, существует еще одна сторона исполнения, которую иногда именуют то “настрой”, то “вдохновение”, то еще как-нибудь. Было ощущение, что как раз вдохновение покинуло Третьякова во время исполнения Шоссона и Мендельсона. Вступление в Поэме Шоссона было сыграно удивительно проникновенно, но ощущение волшебства исчезло почти сразу. Трудно сказать, с чем это было связано, поскольку все, что присуще Третьякову-скрипачу присутствовало в Шоссоне в полной мере. Однако красивый и мощный звук временами хотелось слышать более разнообразным, а музыкальную линию – более выпуклой. Возможно, для кого-то такое исполнение Поэмы было бы вершиной карьеры, и все же от Виктора Третьякова можно было ждать более убедительной трактовки этого сочинения.
   Поэма исполнялась в одном отделении со скрипичным Концертом Мендельсона, и на какую-то секунду, вероятно, даже могло показаться, что скрипач элементарно бережет силы. Но в Концерте, особенно в первой и второй его частях, Третьякову все так же не удавалось до конца захватить внимание зала. Лишь в третьей части Концерта Маэстро смог показать себя с самой лучшей стороны. Он продемонстрировал искрометное музыкальное чувство юмора и филигранную технику.
   Тем не менее, это концерт вряд ли можно отнести к наиболее удачным выступлениям Виктора Третьякова. От такого мастера, как он, всегда ждешь чуда. В этот раз чуда не произошло. Зато на концерте 23-го числа Третьяков взял полноценный реванш.
   Скрипичный Концерт Бруха, который, вообще говоря, хорошо известен прежде всего как учебная литература, в последнее время стал довольно часто звучать на большой эстраде. Музыка Концерта Бруха вряд ли покажется кому-то сверхинтересной. Ни в коем случае не отказывая этому произведению в музыкальных достоинствах полностью, следует все же отметить, что излишней оригинальностью оно не отличается. И тем ярче проявился в ней талант Третьякова. Именно благодаря нему музыка Бруха вдруг заиграла совершенно новыми красками.
   В отличие от предыдущего концерта, во время этого выступления зал был просто сметен энергией, шедшей от солиста. Правда, не исключено, что отчасти эта энергия была высвобождена прежде всего благодаря оркестру и дирижеру (Вероника Дударова), которые, казалось, изо всех сил стремились помешать солисту и произвели просто ужасное впечатление. Фактически, Третьяков тащил всю партитуру на себе, и только его невероятная воля не позволила развалиться всему произведению.
   Сейчас не хотелось бы детально обсуждать все аспекты исполнения Третьяковым этих трех произведений. Прежде всего, потому, что во время прошедших концертов, даже учитывая то удовольствие, которое они доставили поклонникам творчества Виктора Третьякова, скрипач не смог показать себя с самой лучшей стороны. В то же время, зная о том, на что способен этот музыкант, не хочется подробно говорить о том, что, вряд ли является тенденцией.
   Приятно, что Третьяков уверенно держится на столь высоком сполнительском уровне. Третьяков, как уже было сказано, постоянно находится в творческом поиске. А пока он копит силы, мы будем с нетерпением ждать его следующих выступлений. На многих из них нас ожидают новые открытия.

P.S. Ближайший концерт Виктора Третьякова в Москве ожидается 17 марта, вновь в БЗК.

Борис Лифановский

boris@lifanovsky.com



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.